9 класс. Обществознание. Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

9 класс. Обществознание. Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Раз­де­ле­ние вла­стей – это од­но­вре­мен­но по­ли­ти­ко-пра­во­вая док­три­на и кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип, ле­жа­щий в ос­но­ве ор­га­ни­за­ции вла­сти лю­бо­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства. Окон­ча­тель­но дан­ная кон­цеп­ция была сфор­му­ли­ро­ва­на фи­ло­со­фа­ми-про­све­ти­те­ля­ми Дж. Лок­ком и Ш. Мон­те­с­кье. Дан­ная док­три­на ис­хо­дит из по­ло­же­ния, что власть в го­су­дар­стве де­лит­ся на три неза­ви­си­мые и са­мо­сто­я­тель­ные ветви – за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. В со­от­вет­ствии с таким раз­де­ле­ни­ем со­зда­ют­ся выс­шие ор­га­ны го­су­дар­ства – пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, глава го­су­дар­ства. При этом кон­сти­ту­ция го­су­дар­ства за­креп­ля­ет юри­ди­че­ское ра­вен­ство всех трех вет­вей вла­сти.

Рис. 1. За­се­да­ние Пра­ви­тель­ства РФ

В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве скла­ды­ва­ет­ся осо­бый ме­ха­низм вза­и­мо­дей­ствия вет­вей вла­сти между собой, ос­но­ван­ный на по­сто­ян­ном вза­и­мо­кон­тро­ле вет­вей вла­сти, не поз­во­ля­ю­щий ка­кой-ли­бо одной ветви узур­пи­ро­вать власть, пре­вы­сив свои кон­сти­ту­ци­он­ные пол­но­мо­чия. Дан­ный ме­ха­низм по­лу­чил на­зва­ние си­сте­мы «сдер­жек и про­ти­во­ве­сов», ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дая ветвь вла­сти имеет в своем ар­се­на­ле ры­ча­ги воз­дей­ствия на дру­гие ветви вла­сти в рам­ках за­ко­на, что со­зда­ет усло­вия для вза­им­но­го кон­тро­ля и вза­и­мо­дей­ствия всех вет­вей вла­сти. В ко­неч­ном счете дан­ная си­сте­ма на­прав­ле­на на со­блю­де­ние ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, об­ще­ства и лич­но­сти.
За­ко­но­да­тель­ная (пред­ста­ви­тель­ная) власть фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве вы­бо­ров, когда народ де­ле­ги­ру­ет своим пред­ста­ви­те­лям власт­ные пол­но­мо­чия и таким об­ра­зом упра­во­мо­чи­ва­ет пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны осу­ществ­лять го­су­дар­ствен­ную власть. Сле­до­ва­тель­но, пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны об­ла­да­ют вер­хо­вен­ством го­су­дар­ствен­ной вла­сти в стране, так как их власть яв­ля­ет­ся про­из­вод­ной от на­ро­да. Кроме того, толь­ко пар­ла­мент может при­ни­мать ре­ше­ния, об­ле­ка­е­мые в форму за­ко­на и обя­за­тель­ные для ис­пол­не­ния всеми го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми, ор­га­ни­за­ци­я­ми и граж­да­на­ми.

Рис. 2. Де­пу­та­ты ГД

Таким об­ра­зом, за­ко­но­да­тель­ная власть – это де­ле­ги­ро­ван­ная на­ро­дом своим пред­ста­ви­те­лям го­су­дар­ствен­ная власть, ре­а­ли­зу­е­мая кол­ле­ги­аль­но путем из­да­ния за­ко­но­да­тель­ных актов, а также путем на­блю­де­ния и кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью ап­па­ра­та ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, глав­ным об­ра­зом в фи­нан­со­вой сфере.
За­ко­но­да­тель­ная власть ре­а­ли­зу­ет­ся из­би­ра­е­мым пар­ла­мен­том – выс­шим пред­ста­ви­тель­ным (за­ко­но­да­тель­ным) ор­га­ном го­су­дар­ства. Пар­ла­мент может иметь как двух­па­лат­ную, так и од­но­па­лат­ную струк­ту­ру. Двух­па­лат­ный пар­ла­мент обыч­но со­сто­ит из верх­ней и ниж­ней па­ла­ты, как, на­при­мер, в РФ (Го­су­дар­ствен­ная Дума и Совет Фе­де­ра­ции). Верх­няя па­ла­та яв­ля­ет­ся про­ти­во­ве­сом ниж­ней па­ла­те и предо­хра­ня­ет пар­ла­мент от по­спеш­ных ре­ше­ний ниж­ней па­ла­ты. Ру­ко­вод­ство па­ла­та­ми пар­ла­мен­та осу­ществ­ля­ют пред­се­да­те­ли палат, ко­то­рые ве­да­ют внут­рен­ним рас­по­ряд­ком па­ла­ты и пред­се­да­тель­ству­ют на за­се­да­ни­ях. Пред­се­да­тель па­ла­ты пред­став­ля­ет па­ла­ту во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми, а также ру­ко­во­дит пре­ни­я­ми, го­ло­со­ва­ни­ем в па­ла­те, ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту внут­ри­пар­ла­мент­ских ор­га­нов и т.д.
Каж­дая из палат на весь срок своих пол­но­мо­чий об­ра­зу­ет ко­ми­те­ты и ко­мис­сии, как по­сто­ян­ные, так и вре­мен­ные. Они яв­ля­ют­ся ра­бо­чи­ми под­го­то­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми палат по раз­лич­ным на­прав­ле­ни­ям их де­я­тель­но­сти. Их за­да­ча глав­ным об­ра­зом со­сто­ит в пред­ва­ри­тель­ном рас­смот­ре­нии за­ко­но­про­ек­тов.
Пар­ла­мент об­ла­да­ет боль­ши­ми пол­но­мо­чи­я­ми в сфере за­ко­но­твор­че­ства, так как он на­де­лен пра­вом из­да­вать за­ко­ны. Од­на­ко на­зва­ние дан­ной ветви вла­сти вовсе не озна­ча­ет, что кроме за­ко­но­да­тель­ной де­я­тель­но­сти пар­ла­мент не вы­пол­ня­ет ни­ка­кой дру­гой роли. Важ­ной функ­ци­ей за­ко­но­да­тель­ной вла­сти также яв­ля­ют­ся фи­нан­со­вые пол­но­мо­чия. Прак­ти­че­ски это озна­ча­ет, что пар­ла­мент еже­год­но утвер­жда­ет го­су­дар­ствен­ный бюд­жет, уста­нав­ли­ва­ет на­ло­ги. Пар­ла­мент на­де­лен пра­вом уча­стия в фор­ми­ро­ва­нии выс­ших и цен­траль­ных го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и выс­ших су­деб­ных ор­га­нов. Он осу­ществ­ля­ет кон­троль за ра­бо­той пра­ви­тель­ства и дру­гих ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, при­ни­ма­ет ре­ше­ния об от­ре­че­нии от вла­сти пре­зи­ден­та и дру­гих выс­ших долж­ност­ных лиц, а также осу­ществ­ля­ет ра­ти­фи­ка­цию (одоб­ре­ние) меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров, ре­ша­ет во­про­сы войны и мира и т.д. Свои пол­но­мо­чия пар­ла­мент осу­ществ­ля­ет на сес­си­ях.
Ис­пол­ни­тель­ная власть, в от­ли­чие от за­ко­но­да­тель­ной вла­сти, носит про­из­вод­ный ха­рак­тер, то есть про­из­вод­на от пар­ла­мен­та или главы го­су­дар­ства, по­сколь­ку фор­ми­ру­ет­ся этими го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми. За­да­чи ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти со­сто­ят глав­ным об­ра­зом в ис­пол­не­нии ре­ше­ний, при­ня­тых пар­ла­мен­том и пре­зи­ден­том. Ис­пол­ни­тель­ная власть носит под­за­кон­ный ха­рак­тер, и все дей­ствия и акты ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ос­но­вы­ва­ют­ся на за­коне, не долж­ны ему про­ти­во­ре­чить и на­прав­ле­ны во ис­пол­не­ние за­ко­на. От­сю­да их на­зва­ние – ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны.
Од­на­ко в на­сто­я­щее время роль пра­ви­тель­ства в осу­ществ­ле­нии го­су­дар­ствен­ной вла­сти по­сте­пен­но по­вы­ша­ет­ся во мно­гих стра­нах мира. Пра­ви­тель­ство не толь­ко ис­пол­ня­ет ре­ше­ния, при­ня­тые пар­ла­мен­том, но порой и само на­прав­ля­ет де­я­тель­ность пар­ла­мен­та. Ис­пол­ни­тель­ная ветвь вла­сти от­ли­ча­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми при­зна­ка­ми:
1. ис­пол­ни­тель­ная власть и ее ор­га­ны дей­ству­ют непре­рыв­но и везде на всей тер­ри­то­рии го­су­дар­ства;
2. ис­пол­ни­тель­ная власть, в от­ли­чие от за­ко­но­да­тель­ной и су­деб­ной, имеет дру­гое со­дер­жа­ние, по­сколь­ку опи­ра­ет­ся на люд­ские, ма­те­ри­аль­ные, фи­нан­со­вые и иные ре­сур­сы и имеет в своем рас­по­ря­же­нии во­ору­жен­ные фор­ми­ро­ва­ния: армию, ор­га­ны без­опас­но­сти, по­ли­цию.

Сле­до­ва­тель­но, ис­пол­ни­тель­ная власть – это вто­рич­ная под­за­кон­ная ветвь го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ко­то­рая имеет уни­вер­саль­ный и ор­га­ни­зу­ю­щий ха­рак­тер и на­прав­ле­на на обес­пе­че­ние ис­пол­не­ния за­ко­нов и дру­гих актов за­ко­но­да­тель­ной вла­сти.
Ис­пол­ни­тель­ная власть ре­а­ли­зу­ет­ся го­су­дар­ством через пра­ви­тель­ство – выс­ший орган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и его ор­га­ны на ме­стах. Пра­ви­тель­ство осу­ществ­ля­ет вер­хов­ное по­ли­ти­че­ское ру­ко­вод­ство и общее управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ства. Оно при­зва­но обес­пе­чи­вать охра­ну су­ще­ству­ю­ще­го кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, за­щи­ту внеш­них ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, осу­ществ­ле­ние эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и иных функ­ций в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Пра­ви­тель­ство осу­ществ­ля­ет на­зна­че­ния на выс­шие во­ен­ные и граж­дан­ские долж­но­сти, а также в его ве­де­нии на­хо­дит­ся ад­ми­ни­стра­тив­ный ап­па­рат. Во мно­гих стра­нах пра­ви­тель­ство об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы и может ока­зы­вать ре­ша­ю­щее воз­дей­ствие на за­ко­но­да­тель­ный про­цесс.

Рис. 3. Дом Пра­ви­тель­ства РФ

За про­во­ди­мый курс пра­ви­тель­ство, как пра­ви­ло, несет со­ли­дар­ную по­ли­ти­че­скую от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том. Это вы­ра­жа­ет­ся в том, что пар­ла­мент может от­ка­зать пра­ви­тель­ству в до­ве­рии. Вотум недо­ве­рия пра­ви­тель­ству, вы­не­сен­ный пар­ла­мен­том, при­во­дит к от­став­ке пра­ви­тель­ства и за­мене его новым пра­ви­тель­ством или к ро­спус­ку пар­ла­мен­та гла­вой го­су­дар­ства (в пар­ла­мент­ских и сме­шан­ных рес­пуб­ли­ках).
В пре­зи­дент­ских рес­пуб­ли­ках ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит еди­но­лич­но пре­зи­ден­ту, ко­то­рый са­мо­сто­я­тель­но фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство. В таких го­су­дар­ствах пра­ви­тель­ство от­вет­ствен­но толь­ко перед пре­зи­ден­том, ко­то­рый может са­мо­сто­я­тель­но от­пра­вить его в от­став­ку (на­при­мер, в США). Пар­ла­мент не имеет ры­ча­гов вли­я­ния на пра­ви­тель­ство, не может вы­ра­зить ему вотум недо­ве­рия, но и пре­зи­дент в таких рес­пуб­ли­ках не может до­сроч­но рас­пу­стить пар­ла­мент.
Ис­пол­ни­тель­ная власть на ме­стах осу­ществ­ля­ет­ся по­сред­ством либо на­зна­ча­е­мых из цен­тра мест­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (мест­ной ад­ми­ни­стра­ци­ей), либо вы­бор­ны­ми ор­га­на­ми мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. Обыч­но ру­ко­вод­ство мест­ны­ми де­ла­ми по­ру­ча­ет­ся на­зна­ча­е­мо­му или из­би­ра­е­мо­му пред­ста­ви­те­лю цен­траль­ной вла­сти (гу­бер­на­то­ру, пре­фек­ту), ко­то­рый осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние дан­ной тер­ри­то­ри­ей.
Раз­де­ле­ние вла­стей как кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип может иметь место как при мо­нар­хи­че­ской, так и при рес­пуб­ли­кан­ской фор­мах прав­ле­ния. Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ное и жест­кое раз­де­ле­ние вла­стей ха­рак­тер­но для пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки.

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/razdelenie-vlastey-zakonodatelnaya-vlast-i-ispolnitelnaya-vlast

\источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ShdyQGbx2fs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WGwfVjoQRx8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=0mSdJyaz6uQ

источник презентации - http://5klass.net/zip/obschestvoznanie/Zakonodatelnaja-vlast.zip

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/13860-zakon-i-vlast-9-klass.html

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы