1 класс. Русский язык. Строчные буквы Т, Р, соединение с различными буквами

1 класс. Русский язык. Строчные буквы Т, Р, соединение с различными буквами

Комментарии преподавателя

§1. Строчная буква т

В уроке познакомимся со строчными буквами «т» и «р». Научимся писать эти буквы и соединять их с другими буквами.

Буквы «т» и «р» – очень нужные буквы в русском алфавите! Без них нам никак не обойтись! Если исчезнут буквы «т» и «р», то многие названия и имена станут совершенно другими словами.

Вот, к примеру, что произойдет со словами без буквы «т»: станки  превратятся в танки, точки в очки, лист  в лис, а ногти  в ноги. А теперь попробуем из слов краска, крот, роса, зубр убрать букву «р». У нас получатся совершенно другие слова каска, кот, оса, зуб.

Послушайте, как пишет о букве «т» Валентина Черняева:

Как-будто танцовщица варьете,

Проделав па, я стану буквой Т.

Её найдёшь в словах и тут, и там:

ТАРЕЛКА, ТЕЛЕФОН, ГИППОПОТАМ.

Первая буква в слове «телефон» - буква «т», которая передает звук [т`]. Дадим ему характеристику. Это согласный, глухой, мягкий звук.

А в словах «тарелка» и «гиппопотам» мы слышим звук [т]. Он согласный, глухой, твердый.

Познакомимся поближе со звуком [т], прослушав следующую скороговорку:

«Ткет ткач ткани на платки Тане».

Вспомним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.

Будем учиться правильно писать строчную  букву

«т», а также слоги и слова с нею.

Для написания строчной буквы «т» используем следующие элементы: «наклонная линия», «бугорок», поворот на месте – «качалочка», «крючок до середины». Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и опускаемся по наклонной к нижней линии рабочей строки. Далее возвращаемся  и, не доходя 1/3 сверху, «бугорком» уходим вправо, коснувшись линеечки, затем разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, снова поднимаемся и, не доходя 1/3 сверху, выписываем еще один «бугорок»,  вновь опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины.

Соединять строчную букву «т» с другими буквами будем с помощью последнего элемента – крючка. Ведем его к верхней линии рабочей строки для верхнего соединения.  А нижнее соединение со следующей буквой выполняем с места, где заканчивается последний элемент буквы «т» – крючок.

§2. Строчная буква р

Вслушайтесь в слова: радуга, ромашка, ручей, рыба. При их  произношении в начале слов отчетливо слышится согласный, звонкий, твердый звук [р].

А в словах: рябина, речка, рифы в начале слышим согласный, звонкий, мягкий звук [р`].

Звуки [р] и [р`] на письме обозначаются буквой «р».

Вот как пишет про букву «р» Борис Заходер:

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Давайте поучимся писать строчную букву «р».

Она состоит из следующих  элементов: длинная наклонная линия, бугорок, наклонная линия, «качалочка», крючок. Итак, ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по длинной наклонной вниз до середины нерабочей строки, затем отрываем ручку и ставим на 1/3 сверху в рабочей строке, бугорком уходим вправо вверх, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной к нижней линии рабочей строки, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины.

§3. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока.

  1. На этом уроке мы познакомились со строчными буквами «т» и «р». Узнали, что буква «т» обозначает согласный глухой звук твердый [т] и мягкий [т`].
  2. Для написания строчной буквы «т» используют элементы: «наклонная линия», «бугорок», «качалочка», «крючок до середины».
  3. Строчная буква «р» передает согласный звонкий твердый звук [р] и мягкий [р`].
  4. Состоит она из длинной наклонной линии, бугорка, наклонной линии, качалочки и крючка.
  5. Для соединения строчных букв «т» и «р»  с другими буквами используем верхнее или нижнее соединения.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Strochnye-bukvy-t,-r

https://vimeo.com/125016702

http://www.youtube.com/watch?v=3PCtZQQB93U

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.