Расцвет и закат демократии в Древней Греции. Всеобщая история. 10 класс.

Расцвет и закат демократии в Древней Греции. Всеобщая история. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Афинская демократия.

Классическим образцом античной демократии является древнегреческий город-государство Афины. Там в VII–VI вв. до н.э. были проведены реформы, которые оказали существенное влияние на становление и развитие афинской демократии: кодификация (упорядочение и запись) права; разделение граждан на классы по имущественному признаку, что нарушило замкнутость родовой знати; предоставление низшему классу гражданских прав; учреждение народного суда; ликвидация долгового рабства.

Существование афинской демократии стало возможным благодаря следующим предпосылкам:

? небольшая территория города-государства. Она не должна была расширяться, т.к. невозможно бы было личное участие граждан в народном собрании;

? рабская экономика, создающая «свободное время» для свободных граждан;

? домашняя прислуга, женский труд, освобождающий мужчин для выполнения государственных обязанностей;

? ограничение гражданства относительно небольшим количеством . Каждый гражданин имел право на пользование земельным участком, находящимся в собственности общины. Количество наделов было ограничено, поэтому число полноправных граждан не могло увеличиваться свыше некоторого предела.

Античный демос состоял только из свободнорожденных в Афинах мужчин. Женщины, дети, рабы, метеки , даже если они были знатными и богатыми (рабовладельцы, торговцы и т.п.) людьми, гражданскими правами не обладали.

Основным совещательным и законодательным органом было народное собрание (экклесия), в работе которого принимало 5–6 тыс. граждан. Простое большинство путем поднятия рук принимало важнейшие решения по вопросам законодательства, внутренней и внешней политики: выбирало должностных лиц, определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств, объявляло войну и заключало мир. Принятым законам подчинялось и народное собрание. Существовал сложный порядок пересмотра принятых законов, что в определенной степени гарантировало независимость закона от колебаний общественных настроений.

Исполнительная власть была в руках избранных должностных лиц – магистратов. Они входили в Совет пятисот и решали вопросы текущего управления, в том числе готовили дела к рассмотрению в народном собрании.

Высшая судебная власть находилась в руках народного суда (гелиэя). Суд олицетворял власть закона, которая была выше власти народного собрания. Судьи были объединены в 10 секций по 500 человек в каждой. Только в день суда определяли путем жеребьевки, в какой секции будет рассматриваться дело. Тем самым афиняне пытались свести к минимуму возможность подкупа судей.

Военная власть была в руках 10 генералов (избирались сроком на 1 год, но могли переизбираться).
 

Рис. 10.1. Афинская демократия


 

Афинская демократия





Признаки афинской демократии:

1) Афинская демократия – модель прямой демократии. Для нее характерен высокий уровень политического участия.

2) Выборность, многоступенчатые методы отбора (жребий , прямые выборы , ротация ).

3) Верховенство закона и равенство всех перед законом. Афинские граждане считали себя свободными, потому что повиновались только закону.

4) Политическое равенство граждан. Слитность прав и обязанностей гражданина участвовать в управлении государством. Гражданин не только имел право, но и был обязан участвовать в политической жизни, даже если его интересы находились вне сферы политики. За уклонение от служения государству гражданина могли изгнать из полиса.

5) Единство прав государства и прав гражданина. Государство – политическая общность. Нет разделения гражданского общества и государства.

6) Решение вопросов по большинству.

7) Одна и та же должность (за исключением военных) не могла быть занята одним и тем же человеком дважды. Короткие сроки службы для всех.

Эпоха расцвета афинской демократии приходится на время правления Перикла (ок. 500–429 до н.э.). При нем за государственную службу ввели вознаграждение, что сделало ее общедоступной и для малоимущих граждан. Ранее государственная служба считалась почетной обязанностью и, следовательно, не оплачивалась. Позже была введена плата и за посещение народного собрания. Для многих неимущих граждан это было единственным источником дохода.

С IV в. до н.э. афинская демократия начинает клониться к упадку. В это время увеличивается имущественное неравенство, появляется большое количество бедных и разорившихся граждан. Городская казна пополняется, прежде всего, за счет конфискации имущества состоятельных граждан. Обычными стали доносы, падает уважение к закону, распространяется падение нравов и т.п.

Ограниченность афинской демократии проявилась в том, что такая форма правления была неприемлема для больших в территориальном плане государств, гражданскими правами пользовались немногие, была высокая степень контроля государства за частной жизнью индивида, его убеждениями и верованиями.

В то же время ее значение трудно переоценить. Это была первая в истории человеческой цивилизации форма демократической организации общества, которая прошла длительный путь развития – более 250 лет. Многие символы античной демократии вошли в современные демократические модели общественного устройства: верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, равенство политических прав, решение вопросов по большинству. 

По­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Эпоха эл­ли­низ­ма.

Эл­ли­низмпе­ри­од с IV по I века до нашей эры в ис­то­рии Сре­ди­зем­но­мо­рья. Эта эпоха ха­рак­те­ри­зу­ет­ся син­те­зом гре­че­ской и во­сточ­ных куль­тур. В это время на оскол­ках им­пе­рии Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го вы­рос­ли новые го­су­дар­ства, вос­при­няв­шие гре­че­ские куль­ту­ру и язык.

Предыс­то­рия

В конце V века гре­че­ские по­ли­сы вхо­дят в глу­бо­кий кри­зис, раз­во­ра­чи­ва­ют­ся кон­флик­ты внут­ри об­ще­ства, по­яв­ля­ет­ся мно­же­ство со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий. По­ли­сы не пе­ре­ста­вая ведут без­ре­зуль­тат­ные войны, тем самым толь­ко ослаб­ляя друг друга. Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ет­ся на­ем­ни­че­ство. Дух граж­дан­ствен­но­сти и от­вет­ствен­но­сти по­ки­да­ет гре­ков. На этом фоне на­чи­на­ет­ся воз­вы­ше­ние со­сед­ней Ма­ке­до­нии.

Со­бы­тия

338 г. до н. э. – битва при Хе­ро­нее, в ко­то­рой ма­ке­дон­ское вой­ско под ру­ко­вод­ством ца ря Фи­лип­па раз­би­ва­ет армию гре­че­ских по­ли­сов. На­ча­ло под­чи­не­ния гре­че­ских по­ли­сов Ма­ке­до­нии.

336–323 гг. до н. э. – прав­ле­ние Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, сына Фи­лип­па.

335 г. до н. э. – за­хват Фив и окон­ча­тель­ное под­чи­не­ние Гре­ции.

334–327 гг. до н. э. – Во­сточ­ный поход Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, в ходе ко­то­ро­го были под­чи­не­ны Малая Азия, Сирия, Еги­пет и Пер­сия. При­ня­тие Алек­сан­дром ти­ту­ла царя Азии и по­пыт­ка осу­ществ­ле­ния син­те­за куль­тур внут­ри новой дер­жа­вы (сме­шан­ные браки, при­ня­тие пер­сид­ско­го куль­та пра­ви­те­ля).

326–325 гг. до н. э. – неудач­ный Ин­дий­ский поход Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го.

323 г. до н. э. – смерть Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го.

321 г. до н. э. – на­ча­ло войн между спо­движ­ни­ка­ми и род­ствен­ни­ка­ми Алек­сандра за его на­след­ство. Рас­пад им­пе­рии Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го.

 

За­клю­че­ние

Дер­жа­ва Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го рас­па­лась на мно­же­ство ча­стей, са­мы­ми круп­ны­ми из них были го­су­дар­ство Се­лев­ки­дов (быв­шая тер­ри­то­рии Пер­сии) и го­су­дар­ство Пто­ле­ме­ев (Еги­пет). В этих стра­нах ро­ди­лась со­вер­шен­но новая куль­ту­ра, со­еди­нив­шая в себе как гре­че­ское, так и во­сточ­ное на­ча­ло. Стро­и­лись новые боль­шие го­ро­да, со­зда­ва­лись пер­вые боль­шие учеб­ные за­ве­де­ния и биб­лио­те­ки, рож­да­лась новая фи­ло­со­фия. Общим язы­ком Во­сточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья стал гре­че­ский. Имен­но по­это­му впо­след­ствии книги Но­во­го За­ве­та были на­пи­са­ны на гре­че­ском языке.

По­сте­пен­но эл­ли­ни­сти­че­ские го­су­дар­ства стали сла­беть, рас­по­ло­жен­ные в Во­сточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье эл­ли­ни­сти­че­ские цен­тры вошли в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства, более от­да­лен­ные ази­ат­ские тер­ри­то­рии стали ча­стью Пар­фян­ско­го цар­ства.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov

http://www.youtube.com/watch?v=A427KJrOMvU

Файлы