10 класс. Обществознание. Общество и общественные отношения.

10 класс. Обществознание. Общество и общественные отношения.

Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы на­чи­на­ем изу­че­ние курса об­ще­ст­во­зна­ния. Так при­ня­то на­зы­вать ком­плекс наук, ко­то­рые изу­ча­ют об­ще­ство в целом и об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

Среди дис­ци­плин, изу­ча­е­мых се­год­ня в школе, имен­но об­ще­ст­во­зна­ние вы­зы­ва­ет боль­ше всего во­про­сов. Это свя­за­но как с мно­го­знач­но­стью тер­ми­на, так и с дав­ни­ми спо­ра­ми по по­во­ду его необ­хо­ди­мо­сти.

Курс об­ще­ст­во­зна­ния де­лит­ся на несколь­ко раз­де­лов – два ба­зо­вых («Об­ще­ство» и «Че­ло­век») и че­ты­ре раз­де­ла, охва­ты­ва­ю­щих по­ли­ти­ку и право, эко­но­ми­ку, со­ци­аль­ную и ду­хов­ную сферу (рис. 1).

Рис. 1. Струк­ту­ра курса «Об­ще­ст­во­зна­ние»

Че­ты­ре по­след­них раз­де­ла можно изу­чать в любом по­ряд­ке. Но мы нач­нем раз­го­вор с раз­де­ла «Об­ще­ство».

Тер­мин «об­ще­ство» не имеет един­ствен­но вер­но­го опре­де­ле­ния. Его можно рас­смат­ри­вать в узком и ши­ро­ком смыс­ле.

Рис. 2. Об­ще­ство и при­ро­да

В ши­ро­ком смыс­ле об­ще­ство – это обосо­бив­ша­я­ся от при­ро­ды, но тесно свя­зан­ная с ней часть мира, ко­то­рая вклю­ча­ет в себя формы и спо­со­бы объ­еди­не­ния и вза­и­мо­дей­ствия людей, от­ра­жа­ю­щие их все­сто­рон­нюю за­ви­си­мость друг от друга (рис. 2). В курсе об­ще­ст­во­зна­ния изу­ча­ет­ся в первую оче­редь об­ще­ство в ши­ро­ком смыс­ле слова.

С фор­маль­ной точки зре­ния мы дей­стви­тель­но можем раз­де­лить су­ще­ству­ю­щий мир на два ком­по­нен­та – при­ро­да и об­ще­ство. Един­ствен­ный объ­ект, ко­то­рый от­но­сит­ся од­но­вре­мен­но и к при­ро­де, и к об­ще­ству, – это че­ло­век.

Есть и узкое по­ни­ма­ние об­ще­ства. Оно гла­сит: «об­ще­ство – это устой­чи­вая груп­па людей, за­ни­ма­ю­щая опре­де­лен­ную тер­ри­то­рию, име­ю­щая общую куль­ту­ру, ис­пы­ты­ва­ю­щая чув­ство един­ства и рас­смат­ри­ва­ю­щая себя как са­мо­сто­я­тель­ное об­ра­зо­ва­ние».

Если рас­смат­ри­вать об­ще­ство в узком смыс­ле слова, то можно на­звать ряд при­зна­ков об­ще­ства. Это общ­ность тер­ри­то­рии, це­лост­ность и устой­чи­вость, са­мо­обес­пе­чен­ность и, на­ко­нец, вы­ра­бот­ка общих си­стем норм и цен­но­стей, ле­жа­щих в ос­но­ве со­ци­аль­ных свя­зей.

Такое по­ни­ма­ние об­ще­ства может быть при­ме­не­но к любой со­ци­аль­ной груп­пе – граж­да­нам од­но­го го­су­дар­ства или чле­нам одной семьи. Толпа не об­ла­да­ет це­лост­но­стью и устой­чи­во­стью и по­это­му об­ще­ством не яв­ля­ет­ся.

Но на этом опре­де­ле­ния об­ще­ства не за­кан­чи­ва­ют­ся. В со­вре­мен­ной науке есть еще как ми­ни­мум че­ты­ре ва­ри­ан­та по­ни­ма­ния этого тер­ми­на. Итак, об­ще­ством мы на­зы­ва­ем:

1) ис­то­ри­че­ский этап раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства («пер­во­быт­ное об­ще­ство», «фе­о­даль­ное об­ще­ство»);

2) жи­те­ли кон­крет­ной стра­ны, граж­дане опре­де­лен­но­го го­су­дар­ства («фран­цуз­ское об­ще­ство»);

3) объ­еди­не­ние людей с ка­кой-ли­бо целью («спор­тив­ное об­ще­ство», «об­ще­ство за­щи­ты при­ро­ды»);

4) круг людей, объ­еди­нен­ных общ­но­стью по­ло­же­ния, про­ис­хож­де­ния, ин­те­ре­сов («дво­рян­ское об­ще­ство», «выс­шее об­ще­ство»).

Как ви­ди­те, число ва­ри­ан­тов по­ни­ма­ния тер­ми­на «об­ще­ство» весь­ма ве­ли­ко.

Об­ще­ство изу­ча­ют науки, на­зы­ва­е­мые об­ще­ствен­ны­ми. Одни изу­ча­ют об­ще­ство в ста­ти­ке, а дру­гие – в ди­на­ми­ке. Един­ствен­ной на­у­кой, рас­смат­ри­ва­ю­щей об­ще­ство в раз­ви­тии, яв­ля­ет­ся ис­то­рия. Фи­ло­со­фия имеет ста­тус ме­та­на­у­ки.

Как бы мы ни рас­смат­ри­ва­ли тер­мин «об­ще­ство», в любом слу­чае оно яв­ля­ет­ся си­сте­мой. На­пом­ним, что си­сте­ма со­сто­ит из эле­мен­тов и свя­зей между ними. Точно так же и об­ще­ство со­сто­ит не про­сто из от­дель­ных людей, а из со­ци­аль­ных ста­ту­сов, со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Имен­но об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния де­ла­ют об­ще­ство си­сте­мой. Ре­ша­ю­щим для об­ще­ства яв­ля­ет­ся не число его чле­нов, а их вза­и­мо­связь, ин­те­гри­ро­ван­ность.

Рас­смот­рим си­сте­му об­ще­ства (рис. 3). В ней вы­де­ля­ют­ся че­ты­ре сферы (под­си­сте­мы). Все они свя­за­ны между собой. Рас­смот­рим си­сте­му об­ще­ства (рис. 3). В ней вы­де­ля­ют­ся че­ты­ре сферы (под­си­сте­мы). Все они свя­за­ны между собой.

Система общества

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Си­сте­ма об­ще­ства

Карл Маркс рас­смат­ри­ва­ет си­сте­му об­ще­ства несколь­ко по-дру­го­му. Его схема со­дер­жит три сферы жизни об­ще­ства (рис. 4).

Система общества по К. Марксу

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Си­сте­ма об­ще­ства по К. Марк­су

Рас­смот­рим функ­ции об­ще­ства. Глав­ны­ми из них яв­ля­ют­ся так на­зы­ва­е­мые си­стем­ные функ­ции – са­мо­со­хра­не­ние и са­мо­со­вер­шен­ство­ва­ние об­ще­ства как си­сте­мы.

Функ­ции об­ще­ства.

1. Про­из­вод­ство ма­те­ри­аль­ных благ и услуг.

2. Вос­про­из­вод­ство (био­ло­ги­че­ское про­из­вод­ство че­ло­ве­ка, а также еже­днев­ное воз­об­нов­ле­ние его сил и спо­соб­но­стей) и со­ци­а­ли­за­ция че­ло­ве­ка (усво­е­ние че­ло­ве­ком со­ци­аль­ных ролей).

3. Ду­хов­ное про­из­вод­ство и ре­гу­ли­ро­ва­ние ак­тив­но­сти людей (со­зда­ние ду­хов­ных цен­но­стей – ис­кус­ство, ре­ли­гия, фи­ло­со­фия, нормы нрав­ствен­но­сти).

4. Рас­пре­де­ле­ние про­дук­тов труда (де­я­тель­но­сти) в про­цес­се об­ме­на про­из­ве­ден­ны­ми бла­га­ми, люд­ски­ми ре­сур­са­ми и ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми.

5. Ре­гла­мен­та­ция и управ­ле­ние де­я­тель­но­стью и по­ве­де­ни­ем людей (уста­нов­ле­ние пра­вил и норм, а также при­нуж­де­ние к их ис­пол­не­нию).

За как ми­ни­мум две с по­ло­ви­ной ты­ся­чи лет, ко­то­рые су­ще­ству­ет об­ще­ствен­ное зна­ние (если счи­тать его на­ча­лом воз­ник­но­ве­ние фи­ло­со­фии в Древ­ней Гре­ции и Древ­нем Китае), по­яви­лось мно­же­ство тео­рий об­ще­ства. Рас­смот­рим неко­то­рые из них.

Ме­ха­ни­сти­че­ские тео­рии об­ще­ства.

Био­ло­ги­че­ские тео­рии об­ще­ства.

Пси­хо­ло­ги­че­ские тео­рии об­ще­ства.

Функ­ци­о­на­лизм.

Марк­сизм.

Такая раз­ни­ца в под­хо­дах к об­ще­ству в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни вы­зва­на тем, что об­ще­ство все время ме­ня­ет­ся. В сле­ду­ю­щий раз мы по­го­во­рим о том, как по­яви­лось об­ще­ство. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Споры во­круг об­ще­ст­во­зна­ния

В школь­ной про­грам­ме, по­жа­луй, нет дру­го­го та­ко­го пред­ме­та, ко­то­рый вы­зы­вал бы столь­ко спо­ров, как об­ще­ст­во­зна­ние. Это вы­зва­но в первую оче­редь слож­ной судь­бой этого пред­ме­та в нашей стране.

Впер­вые об­ще­ст­во­зна­ние по­яви­лось в школь­ной про­грам­ме в 1920-е годы. Тогда так на­зы­ва­ли стран­ную син­тез­ную дис­ци­пли­ну, ко­то­рая вклю­ча­ла в себя не по­ли­то­ло­гию и со­цио­ло­гию (их еще не было), а ис­то­рию, гео­гра­фию, ос­но­вы фи­ло­со­фии и боль­шое ко­ли­че­ство про­па­ган­ды. Ис­то­рию от­дель­но тогда не изу­ча­ли.

В 1934 году ре­ше­ни­ем ру­ко­вод­ства СССР в школь­ный курс вер­ну­лась ис­то­рия как от­дель­ный пред­мет. Зна­ния об об­ще­стве стали те­перь изу­чать­ся имен­но в курсе ис­то­рии. В се­ре­дине 1960-х годов в школе снова по­явил­ся от­дель­ный пред­мет, те­перь уже под на­зва­ни­ем «Об­ще­ство­ве­де­ние» (неко­то­рые школь­ные учи­те­ля до сих пор на­зы­ва­ют об­ще­ст­во­зна­ние имен­но так). От­дель­ной ча­стью курса был спе­ци­аль­ный пред­мет «Кон­сти­ту­ция СССР», ко­то­рый изу­чал­ся в 8-м клас­се.

В 1998 году пред­мет «Об­ще­ст­во­зна­ние» снова по­явил­ся в школь­ной про­грам­ме.

Яв­ля­ет­ся ли Ро­бин­зон об­ще­ством?

Во­прос, яв­ля­ет­ся ли Ро­бин­зон об­ще­ством, ка­жет­ся со­всем неслож­ным. Ко­неч­но же, нет. Сам по себе Ро­бин­зон, ра­зу­ме­ет­ся, об­ще­ством не яв­ля­ет­ся. Впро­чем, су­ще­ству­ют такие тео­рии, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся ро­бин­зо­над­ны­ми.

Но можно ли ска­зать, что Ро­бин­зон со­всем изо­ли­ро­ван от об­ще­ства? Он ведет ка­лен­дарь, чи­та­ет Биб­лию, носит одеж­ду и даже в таких усло­ви­ях оста­ет­ся ан­гли­ча­ни­ном.

Со­ци­ал-дар­ви­низм

Среди био­ло­ги­че­ских кон­цеп­ций XIX и XX века осо­бен­но по­пу­ля­рен со­ци­ал-дар­ви­низм, в рам­ках ко­то­ро­го мно­гие со­ци­аль­ные про­цес­сы рас­смат­ри­ва­ют­ся как ана­лог био­ло­ги­че­ских.

Ос­но­во­по­лож­ни­ком со­ци­ал-дар­ви­низ­ма счи­та­ет­ся ан­глий­ский фи­ло­соф и со­цио­лог Гер­берт Спен­сер (рис. 5), ко­то­рый пред­ло­жил тер­мин «survival of the fittest» («вы­жи­ва­ние силь­ней­ше­го»).

Герберт Спенсер

Рис. 5. Гер­берт Спен­сер

В 1883 году ан­глий­ский медик Фр­эн­сис Галь­тон (рис. 6) ввел тер­мин «ев­ге­ни­ка» для обо­зна­че­ния уче­ния об улуч­ше­нии врож­ден­ных ка­честв расы.

Фрэнсис Гальтон

Рис. 6. Фр­эн­сис Галь­тон

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/obschestvo-i-obschestvennye-otnosheniya?seconds=0&chapter_id=347

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=uqiVkCvRSXs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IIZQwoSubuI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=jDAcTpFRpLA

источник презентации - http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/04/09/urok-obshchestvo-i-obshchestvennye-otnosheniya

Файлы