10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы.

10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы.

Комментарии преподавателя

Про­мыш­лен­ность, ве­ду­щие от­рас­ли хо­зяй­ства За­ру­беж­ной Ев­ро­пы

 1. Введение. Общая характеристика

За­ру­беж­ная Ев­ро­па, как це­лост­ный ре­ги­он, за­ни­ма­ет пер­вое место в ми­ро­вом хо­зяй­стве по раз­ме­рам про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, по экс­пор­ту то­ва­ров и услуг, по раз­ви­тию меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма, ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции по за­па­сам зо­ло­та и валют. Эко­но­ми­че­скую мощь ре­ги­о­на в первую оче­редь опре­де­ля­ют че­ты­ре стра­ны, вхо­дя­щие в "Боль­шую се­мер­ку" стран За­па­да:

1.     Гер­ма­ния

2.     Фран­ция

3.     Ве­ли­ко­бри­та­ния

4.     Ита­лия.

Имен­но эти стра­ны об­ла­да­ют наи­бо­лее ши­ро­ким ком­плек­сом раз­лич­ных от­рас­лей и про­из­водств. Но со­от­но­ше­ние сил между ними за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия из­ме­ни­лось. Роль ли­де­ра пе­ре­ш­ла к Гер­ма­нии, эко­но­ми­ка ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся более ди­на­мич­но. Ве­ли­ко­бри­та­ния же, утра­ти­ла мно­гие свои преж­ние по­зи­ции. Из осталь­ных стран за­ру­беж­ной Ев­ро­пы наи­боль­ший эко­но­ми­че­ский вес имеют Ис­па­ния, Ни­дер­лан­ды, Швей­ца­рия, Бель­гия и Шве­ция. В от­ли­чие от че­ты­рех глав­ных стран их эко­но­ми­ка спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся пре­жде всего на от­дель­ных от­рас­лях, за­во­е­вав­ших, как пра­ви­ло, ев­ро­пей­ское или ми­ро­вое при­зна­ние. Малые и сред­ние стра­ны осо­бен­но ши­ро­ко втя­ну­ты во все­мир­ные эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния. Наи­бо­лее вы­со­ко­го уров­ня от­кры­тость эко­но­ми­ки до­стиг­ла в Бель­гии и Ни­дер­лан­дах.

Осо­бую роль в хо­зяй­стве Ев­ро­пы иг­ра­ет ма­ши­но­стро­е­ние.

 2. Машиностроение

Ма­ши­но­стро­е­ние - ве­ду­щая от­расль про­мыш­лен­но­сти за­ру­беж­ной Ев­ро­пы, ко­то­рая яв­ля­ет­ся его ро­ди­ной. На эту от­расль при­хо­дит­ся около 1/3 всей про­мыш­лен­ной про­дук­ции ре­ги­о­на и 2/3 его экс­пор­та. Осо­бен­но боль­шое раз­ви­тие по­лу­чи­ла ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность. Ми­ро­вой из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся такие марки ав­то­мо­би­лей, как "Рено" (Фран­ция), "Фолькс­ва­ген" и "Мер­се­дес" (Гер­ма­ния), ФИАТ (Ита­лия), "Воль­во" (Шве­ция) и др. В Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Ис­па­нии, дру­гих стра­нах ра­бо­та­ют за­во­ды дру­гих ав­то­мо­биль­ных кон­цер­нов. Ма­ши­но­стро­е­ние, ори­ен­ти­ру­ю­ще­е­ся пре­жде всего на тру­до­вые ре­сур­сы, на­уч­ную базу и ин­фра­струк­ту­ру, более всего тя­го­те­ет к круп­ным го­ро­дам и аг­ло­ме­ра­ци­ям, вклю­чая сто­лич­ные.

Завод «Рено» во Франции

Рис.1. Завод «Рено» во Фран­ции (Ис­точ­ник)

 

 3. Химическая промышленность

Хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность в за­ру­беж­ной Ев­ро­пе за­ни­ма­ет вто­рое место после ма­ши­но­стро­е­ния. В осо­бен­но­сти это от­но­сит­ся к самой "хи­ми­зи­ро­ван­ной" стране не толь­ко этого ре­ги­о­на, но и прак­ти­че­ски всего мира - Гер­ма­ния. До Вто­рой ми­ро­вой войны хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность ори­ен­ти­ро­ва­лась глав­ным об­ра­зом на ка­мен­ный и бурый уголь, ка­лий­ные и по­ва­рен­ные соли, пи­ри­ты и раз­ме­ща­лась в рай­о­нах их до­бы­чи. Пе­ре­ори­ен­та­ция от­рас­ли на уг­ле­во­до­род­ное сырье при­ве­ла к тому, что она сдви­ну­лась "к нефти". В за­пад­ной части ре­ги­о­на этот сдвиг нашел вы­ра­же­ние пре­жде всего в воз­ник­но­ве­нии круп­ных цен­тров неф­те­хи­мии в эс­ту­а­ри­ях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта от­расль со­че­та­ет­ся с неф­те­пе­ре­ра­бот­кой. Круп­ней­ший в ре­ги­оне узел неф­те­хи­ми­че­ских про­из­водств и НПЗ сфор­ми­ро­вал­ся в эс­ту­а­рии Рейна и Шель­ды в Ни­дер­лан­дах, в рай­оне Рот­тер­да­ма. Фак­ти­че­ски он об­слу­жи­ва­ет всю За­пад­ную Ев­ро­пу. В во­сточ­ной части ре­ги­о­на сдвиг "к нефти" при­вел к со­зда­нию НПЗ и неф­те­хи­ми­че­ских ком­би­на­тов на трас­сах ма­ги­страль­ных неф­те- и га­зо­про­во­дов. Глав­ные неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие и неф­те­хи­ми­че­ские пред­при­я­тия Чехии, Сло­ва­кии, Поль­ши, Вен­грии были по­стро­е­ны на трас­се меж­ду­на­род­но­го неф­те­про­во­да "Друж­ба" и га­зо­про­во­дов, по ко­то­рым по­сту­па­ли нефть и при­род­ный газ из Со­вет­ско­го Союза, а в на­сто­я­щее время из Рос­сии. В Бол­га­рии по той же при­чине неф­те­хи­мия "сдви­ну­та" к по­бе­ре­жью Чер­но­го моря.

НПЗ в Ротердаме

Рис. 2. НПЗ в Ро­тер­да­ме (Ис­точ­ник)

 4. ТЭК,  металлургия

В топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ском хо­зяй­стве боль­шин­ства стран за­ру­беж­ной Ев­ро­пы ве­ду­щее место за­ня­ли нефть и при­род­ный газ, до­бы­ва­е­мые как в самом ре­ги­оне (Се­вер­ное море), так и им­пор­ти­ру­е­мые из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, из Рос­сии. До­бы­ча и по­треб­ле­ние угля в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Бель­гии резко со­кра­ти­лись. В во­сточ­ной части ре­ги­о­на ори­ен­та­ция на уголь еще со­хра­ня­ет­ся, при­чем не столь­ко на ка­мен­ный (Поль­ша, Чехия), сколь­ко на бурый. По­жа­луй, во всем мире нет дру­го­го рай­о­на, где бурый уголь играл бы такую боль­шую роль в топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ском ба­лан­се. На уголь­ные бас­сей­ны ори­ен­ти­ру­ет­ся и боль­шин­ство ТЭС. Но они по­стро­е­ны также в мор­ских пор­тах (на при­воз­ном топ­ли­ве) и в круп­ных го­ро­дах. Все боль­шее воз­дей­ствие на струк­ту­ру и гео­гра­фию элек­тро­энер­ге­ти­ки - осо­бен­но во Фран­ции, Бель­гии, Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Чехии, Сло­ва­кии, Вен­грии, Бол­га­рии - ока­зы­ва­ет со­ору­же­ние АЭС. На Дунае и его при­то­ках, на Роне, верх­нем Рейне, Дуэро со­ору­же­ны ГЭС или целые их кас­ка­ды. Но все же в боль­шин­стве стран, за ис­клю­че­ни­ем Нор­ве­гии, Шве­ции и Швей­ца­рии, ГЭС иг­ра­ют те­перь вспо­мо­га­тель­ную роль. По­сколь­ку гид­ро­ре­сур­сы ре­ги­о­на ис­поль­зо­ва­ны уже на 4/5, в по­след­нее время стро­ят­ся пре­иму­ще­ствен­но более эко­но­мич­ные ГАЭС. В Ис­лан­дии ис­поль­зу­ет­ся гео­тер­маль­ная энер­гия.

ГеоТЭС в Исландии

Рис. 3. ГеоТ­ЭС в Ис­лан­дии (Ис­точ­ник)

Ме­тал­лур­ги­че­ская про­мыш­лен­ность за­ру­беж­ной Ев­ро­пы в ос­нов­ном сфор­ми­ро­ва­лась еще до на­ча­ла эпохи НТР. Чер­ная ме­тал­лур­гия по­лу­чи­ла раз­ви­тие пре­жде всего в стра­нах, об­ла­да­ю­щих ме­тал­лур­ги­че­ским топ­ли­вом и (или) сы­рьем: Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ис­па­нии, Бель­гии, Люк­сем­бур­ге, Поль­ше, Чехии. После вто­рой ми­ро­вой войны круп­ные ком­би­на­ты были по­стро­е­ны или рас­ши­ре­ны в мор­ских пор­тах с ори­ен­та­ци­ей на им­порт более вы­со­ко­ка­че­ствен­ной и де­ше­вой же­лез­ной руды и ме­тал­ло­ло­ма. Самый боль­шой и со­вре­мен­ный из ком­би­на­тов, со­ору­жен­ных в мор­ских пор­тах, на­хо­дит­ся в Та­ран­то (Ита­лия). В по­след­нее время стро­ят­ся пре­иму­ще­ствен­но не боль­шие ком­би­на­ты, а ми­ни-за­во­ды. Важ­ней­шие от­рас­ли цвет­ной ме­тал­лур­гии - алю­ми­ни­е­вая и мед­ная про­мыш­лен­ность. Про­из­вод­ство алю­ми­ния воз­ник­ло как в стра­нах, рас­по­ла­га­ю­щих за­па­са­ми бок­си­тов (Фран­ция, Ита­лия, Вен­грия, Ру­мы­ния, Гре­ция), так и в стра­нах, где нет алю­ми­ни­е­во­го сырья, но вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся много элек­тро­энер­гии (Нор­ве­гия, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния, Ав­стрия). В по­след­нее время алю­ми­ни­е­вые за­во­ды все более ори­ен­ти­ру­ют­ся на сырье, по­сту­па­ю­щее из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран мор­ским путем. Мед­ная про­мыш­лен­ность по­лу­чи­ла наи­боль­шее раз­ви­тие в Гер­ма­нии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Поль­ше.

 5. Лесная, легкая промышленности

Лес­ная про­мыш­лен­ность, ори­ен­ти­ру­ю­ща­я­ся пре­жде всего на ис­точ­ни­ки сырья, пре­вра­ти­лась в от­расль меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­за­ции Шве­ции и Фин­лян­дии. Лег­кая про­мыш­лен­ность, с ко­то­рой на­чи­на­лась ин­ду­стри­а­ли­за­ция за­ру­беж­ной Ев­ро­пы, в зна­чи­тель­ной мере утра­ти­ла свое былое зна­че­ние. Ста­рые тек­стиль­ные рай­о­ны, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся еще на заре про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции (Лан­ка­шир и Йорк­шир в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фланд­рия в Бель­гии, Ли­он­ский во Фран­ции, Ми­лан­ский в Ита­лии), а также воз­ник­ший уже в XIX в. Лод­зин­ский район Поль­ши су­ще­ству­ют и в наши дни. Но в по­след­нее время лег­кая про­мыш­лен­ность сме­ща­ет­ся в Южную Ев­ро­пу, где еще есть ре­зер­вы де­ше­вой ра­бо­чей силы. Так, Пор­ту­га­лия пре­вра­ти­лась едва ли не в глав­ную "швей­ную фаб­ри­ку" ре­ги­о­на. А Ита­лия по про­из­вод­ству обуви усту­па­ет толь­ко Китаю. Во мно­гих стра­нах со­хра­ня­ют­ся также бо­га­тые на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции в про­из­вод­стве ме­бе­ли, му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов, из­де­лий из стек­ла, ме­тал­ла, укра­ше­ний, иг­ру­шек и пр.

Цех по производству кубиков «Лего»

Рис. 4. Цех по про­из­вод­ству ку­би­ков «Лего» (Ис­точ­ник)

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/bregionalnaya-harakteristika-mira-zarubezhnaya-evropab/promyshlennost-veduschie-otrasli-hozyaystva-zarubezhnoy-evropy?seconds=0&chapter_id=741

http://www.youtube.com/watch?v=YJHHlrpBGpk

http://www.youtube.com/watch?v=Ra9hvpaleMo

http://www.youtube.com/watch?v=4Dve9gWP1Hc

http://www.youtube.com/watch?v=3Qvq92uU1bU

http://download.myshared.ru/FT6DxUsUdVWYWY4X4Cszdg/1455828894/82420http://download.myshared.ru/FT6DxUsUdVWYWY4X4Cszdg/1455828894/824208.ppt8.ppt

http://download.myshared.ru/2W5oBpb0UW4rpN9yQvZFeQ/1455829033/149914.ppt

http://www.moychebnik.ru/2014/01/6.html

Файлы