9 класс. Обществознание. Юридические гарантии защиты прав человека
9 класс. Обществознание. Юридические гарантии защиты прав человека
Комментарии преподавателя
Права человека – это высшие ценности демократического правового государства, как было отмечено на прошлом уроке, они закреплены в главе 2 Конституции РФ. Причем каталог прав, изложенный в этой главе, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2.
Прежде всего подчеркнем, что единая система прав, закрепленная в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплен в статьях Конституции: гражданские (личные) права – в статьях 19–28, 45–54; политические права и свободы – в статьях 29–33; социальные и экономические – в статьях 36–42; культурные – в статьях 43–44.
Классификация прав, с которой мы вас познакомили, широко известна в науке, хотя и не является единственной. Существует также классификация, в основе которой лежит выраженная в правах свобода человека: свобода от... свобода для... На этой основе все права предлагается условно разделить на три группы.
В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом ограждающие: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Если вы вдумаетесь, то увидите, что эта группа прав, образно говоря, создает правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны государства и общества. Суть и предназначение этой группы прав состоит в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.
Вторая группа прав предполагает свободную активностъ самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным путем, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию и др. Эта группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, конечно, не нарушая законов. Подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий.
И третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создавать ему социальную (общественную) защищенность: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Их можно еще определить так: они выражают защищенность человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни – от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д.
Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнем, что каталог основных обязанностей закреплен в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.
Он включает следующие обязанности:
соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
платить налоги и сборы (ст. 57);
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
защищать Отечество (ст. 59).
Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить свое Отечество.
Юридические гарантии и система защиты прав человека. Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?
На этот вопрос Конституция дает прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).
Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46–54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.
Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.
Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является президент РФ (ст. 80, ч. 2). При президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе совет готовит свои рекомендации президенту.
Естественно, что одной из главных задач правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).
Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.
И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворен решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть во Верховного суда РФ или Конституционного суда РФ. А далее, если сочтет необходимым, он может обратиться в Европейский суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.
Права ребенка.
Ребенок располагает ровно тем же объемом прав и свобод, что и взрослый. И все-таки между ними есть различия, причем в пользу ребенка. И это понятно: ведь каждый ребенок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей-принципов) открыл «эпоху прав ребенка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
Однако данная декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Ее немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей.
Из содержания конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:
закрепить правовой статус ребенка путем введения международного каталога его прав;
закрепить обязанности государств-участников.
Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.
Далее излагался каталог прав ребенка. На первое место, конечно же, поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все то, что необходимо для полноценного развития личности: право на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.
Что касается государств-участников, конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребенка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребенка.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/tema/yuridicheskie-garantii-zaschity-prav-cheloveka?seconds=0&chapter_id=1797
http://www.youtube.com/watch?v=xzJ8nZuB8Aw
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.