10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Сельское хозяйство и транспорт Европы.

10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Сельское хозяйство и транспорт Европы.

Комментарии преподавателя

Сель­ское хо­зяй­ство и транс­порт Ев­ро­пы

 1. Общая характеристика сельского хозяйства

В целом доля эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния, за­ня­то­го в сель­ском хо­зяй­стве в За­ру­беж­ной Ев­ро­пе не ве­ли­ка (мак­си­мум в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы). Доля сель­ско­го хо­зяй­ства в эко­но­ми­ке стран также мак­си­мум в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы.

По ос­нов­ным видам сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции боль­шин­ство стран пол­но­стью обес­пе­чи­ва­ет свои по­треб­но­сти и за­ин­те­ре­со­ва­но в ее сбыте на внеш­них рын­ках. Ос­нов­ным типом сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия яв­ля­ет­ся круп­ная вы­со­ко­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ная ферма. Но в Южной Ев­ро­пе еще пре­об­ла­да­ют по­ме­щи­чье зем­ле­вла­де­ние и мел­кое зем­ле­поль­зо­ва­ние кре­стьян-арен­да­то­ров. Глав­ные от­рас­ли сель­ско­го хо­зяй­ства за­ру­беж­ной Ев­ро­пы - рас­те­ние­вод­ство и жи­вот­но­вод­ство, ко­то­рые рас­про­стра­не­ны по­все­мест­но, со­че­та­ясь друг с дру­гом.

 2. Основные типы сельского хозяйства

Под воз­дей­стви­ем при­род­ных и ис­то­ри­че­ских усло­вий в ре­ги­оне сло­жи­лись три ос­нов­ных типа сель­ско­го хо­зяй­ства:

1.     Се­ве­ро­ев­ро­пей­ский

2.     Сред­не­ев­ро­пей­ский

3.     Юж­но­ев­ро­пей­ский

Для се­ве­ро­ев­ро­пей­ско­го типа, рас­про­стра­нен­но­го в Скан­ди­на­вии, Фин­лян­дии, а также в Ве­ли­ко­бри­та­нии, ха­рак­тер­но пре­об­ла­да­ние ин­тен­сив­но­го мо­лоч­но­го жи­вот­но­вод­ства, а в об­слу­жи­ва­ю­щем его рас­те­ние­вод­стве - кор­мо­вых куль­тур и серых хле­бов.

Завод по производству масла в Дании

Рис. 1. Завод по про­из­вод­ству масла в Дании (Ис­точ­ник)

Сред­не­ев­ро­пей­ский тип от­ли­ча­ет­ся пре­об­ла­да­ни­ем жи­вот­но­вод­ства мо­лоч­но­го и мо­лоч­но-мяс­но­го на­прав­ле­ния, а также сви­но­вод­ства и пти­це­вод­ства. Очень вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ло жи­вот­но­вод­ство в Дании, где оно давно стало от­рас­лью меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­за­ции. Эта стра­на - один из круп­ней­ших в мире про­из­во­ди­те­лей и экс­пор­те­ров масла, мо­ло­ка, сыра, сви­ни­ны, яиц. Ее неред­ко на­зы­ва­ют "мо­лоч­ной фер­мой" Ев­ро­пы. Рас­те­ние­вод­ство не толь­ко удо­вле­тво­ря­ет ос­нов­ные по­треб­но­сти на­се­ле­ния в про­до­воль­ствии, но и "ра­бо­та­ет" на жи­вот­но­вод­ство. Зна­чи­тель­ная, а ино­гда и пре­об­ла­да­ю­щая часть па­хот­ных зе­мель за­ня­та кор­мо­вы­ми куль­ту­ра­ми. Для юж­но­ев­ро­пей­ско­го типа ха­рак­тер­но зна­чи­тель­ное пре­об­ла­да­ние рас­те­ние­вод­ства, тогда как жи­вот­но­вод­ство иг­ра­ет вто­ро­сте­пен­ную роль. Хотя глав­ное место в по­се­вах за­ни­ма­ют зер­но­вые куль­ту­ры, меж­ду­на­род­ная спе­ци­а­ли­за­ция Южной Ев­ро­пы опре­де­ля­ет­ся пре­жде всего про­из­вод­ством фрук­тов, цит­ру­со­вых, ви­но­гра­да, оли­вок, мин­да­ля, оре­хов, та­ба­ка, эфи­ро­мас­лич­ных куль­тур. По­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го моря - глав­ный "сад Ев­ро­пы".

Оливки Испании

Рис. 2. Олив­ки Ис­па­нии (Ис­точ­ник)

Все сре­ди­зем­но­мор­ское по­бе­ре­жье Ис­па­нии и осо­бен­но район Ва­лен­сии обыч­но на­зы­ва­ют садом.  Здесь вы­ра­щи­ва­ют раз­лич­ные фрук­ты и овощи, но боль­ше всего - апель­си­ны, сбор ко­то­рых про­дол­жа­ет­ся с де­каб­ря по март. По экс­пор­ту апель­си­нов Ис­па­ния за­ни­ма­ет пер­вое место в мире. В Гре­ции, Ита­лии, Ис­па­нии более 90 млн. олив­ко­вых де­ре­вьев в каж­дой стране. Это де­ре­во стало для гре­ков сво­е­го рода на­ци­о­наль­ным сим­во­лом. Со вре­мен Древ­ней Эл­ла­ды олив­ко­вая ветвь - знак мира.

Глав­ные стра­ны по про­из­вод­ству вин: Фран­ция, Ита­лия, Ис­па­ния.

Виноградники во Франции

Рис. 3. Ви­но­град­ни­ки во Фран­ции (Ис­точ­ник)

Во мно­гих слу­ча­ях спе­ци­а­ли­за­ция сель­ско­го хо­зяй­ства при­об­ре­та­ет более узкий про­филь. Так, Фран­ция, Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рия сла­вят­ся про­из­вод­ством сыра, Ни­дер­лан­ды - цве­тов, Гер­ма­ния и Чехия - вы­ра­щи­ва­ни­ем яч­ме­ня и хмеля и пи­во­ва­ре­ни­ем. А по про­из­вод­ству и по­треб­ле­нию ви­но­град­ных вин Фран­ция, Ис­па­ния, Ита­лия, Пор­ту­га­лия вы­де­ля­ют­ся не толь­ко в Ев­ро­пе, но и во всем мире. Ры­бо­лов­ство давно уже стало от­рас­лью меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­за­ции в Нор­ве­гии, Дании и осо­бен­но в Ис­лан­дии.

 3. Транспортная система Европы

Транс­порт­ная си­сте­ма этого ре­ги­о­на от­но­сить­ся к за­пад­но­ев­ро­пей­ской мо­де­ли. Если го­во­рить о меж­го­су­дар­ствен­ных даль­них пе­ре­воз­ках, то ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства зна­чи­тель­но усту­па­ют в этом Рос­сии и США. Но вы­со­кая обес­пе­чен­ность внут­рен­ни­ми транс­порт­ны­ми се­тя­ми вы­во­дит За­ру­беж­ную Ев­ро­пу в ми­ро­вой ли­дер­ство.

Срав­ни­тель­но неболь­шие внут­рен­ние рас­сто­я­ния и от­ме­на ви­зо­во­го ре­жи­ма, спо­соб­ству­ет раз­ви­тию ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, ко­то­рый ори­ен­ти­ро­ван пре­иму­ще­ствен­но на пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки. По­пу­ля­ри­за­ция ав­то­мо­биль­ных со­об­ще­ний при­во­дит к неко­то­ро­му упад­ку же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та.

Услу­га­ми же­лез­ной до­ро­ги поль­зу­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но в го­су­дар­ствах Во­сточ­ной Ев­ро­пы Поль­ше, Чехии, Сло­ва­кии, Сло­ве­нии и Ру­мы­нии. Осо­бое вни­ма­ние в стра­нах За­ру­беж­ной Ев­ро­пы уде­ля­ет­ся стро­и­тель­ству меж­ду­на­род­ных ав­то­ма­ги­стра­лей ме­ри­ди­о­наль­но­го и ши­рот­но­го типов. Во Фран­ции и Гер­ма­нии самые вы­со­кие ско­ро­сти на же­лез­ных до­ро­гах (до 250-300 км/ч). В 1994 году под Ла-Ман­шем от­крыт «Ев­ро­тон­нель», по ко­то­ро­му дви­жут­ся по­то­ки ав­то­ма­шин и ско­рост­ные по­ез­да. Те­перь путь от Лон­до­на до Па­ри­жа за­ни­ма­ет немно­гим более 2 часов. 

«Евротоннель» на карте

Рис. 4. «Ев­ро­тон­нель» на карте (Ис­точ­ник)

Боль­шое зна­че­ние для ре­ги­о­на имеет реч­ной транс­порт. Оно под­ня­лось после ввода в экс­плу­а­та­цию вод­но­го пути Рейн-Майн-Ду­най. Порт на Рейне Дуйс­бург (Гер­ма­ния) – самый круп­ный по гру­зо­обо­ро­ту реч­ной порт мира. Ев­ро­па на­хо­дит­ся на пе­ре­крест­ке ми­ро­вых мор­ских транс­порт­ных путей. Это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию в ре­ги­оне мор­ско­го транс­пор­та. Рот­тер­дам (Ни­дер­лан­ды) за­ни­ма­ет пер­вое место по гру­зо­обо­ро­ту среди мор­ских пор­тов мира. Дру­ги­ми круп­ны­ми мор­ски­ми пор­та­ми яв­ля­ют­ся Мар­сель, Лон­дон, Гам­бург, Ант­вер­пен, Генуя.

Круп­ней­шие аэро­пор­ты за­ру­беж­ной Ев­ро­пы – Лон­дон, Париж, Франк­фурт-на-Майне.

Аэропорт «Хитроу», Лондон

Рис. 5. Аэро­порт «Хит­роу», Лон­дон (Ис­точ­ник)

 4. Перспективы развития транспортной системы Европы

Меж­ду­на­род­ные ма­ги­стра­ли со­еди­ня­ют За­пад­ную Ев­ро­пу с та­ки­ми го­су­дар­ства­ми как Тур­ция, Рос­сия, Бе­ла­русь и др. В 2010 году было сфор­ми­ро­ва­но 9 транс­порт­ных внут­рен­них ко­ри­до­ров, ко­то­рые со­еди­ня­ют го­су­дар­ства За­пад­ной и Во­сточ­ной Ев­ро­пы, общая про­тяж­ность ко­то­рых со­став­ля­ет более 17 тыс. км.

 

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/bregionalnaya-harakteristika-mira-zarubezhnaya-evropab/selskoe-hozyaystvo-i-transport-evropy

http://www.youtube.com/watch?v=3Qvq92uU1bU

http://www.youtube.com/watch?v=4Dve9gWP1Hc

http://download.myshared.ru/2W5oBpb0UW4rpN9yQvZFeQ/1455829033/149914.ppt

http://fs1.ppt4web.ru/uploads/ppt/2810/bacd387ebfafef502cfc2d82ba94d178.ppt http://download.myshared.ru/3w5Ds4ai1fDI7RZf_VjBMQ/1455883661/941038.ppt

http://cs1-37v4.vk-cdn.net/p19/31b26b6726cd2b.mp3?extra=ir6ymGb5UrlJGDpdoJjipd55g-ePWQrnKLPThqAAZHkb-jq8wcFVvJ1QbpvksLO7Jv7FZl3ILEDGtA2GMZU_HNWmXuwn3QcgmrtlXLGsIbms4qCk

http://campusnews.uni-trier.de/wp-content/uploads/2013/12/european-union_vaso-Fotolia.jpg

http://www.moychebnik.ru/2014/01/6.html

 

Файлы