Человек, государство и церковь в XI – XV вв. Всеобщая история. 10 класс.

Человек, государство и церковь в XI – XV вв. Всеобщая история. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Церковь и духовенство.

В Сред­ние века цер­ковь счи­та­лась по­средником между лю­дь­ми и Богом и учила, как че­ло­ве­ку до­стичь после смер­ти веч­но­го блажен­ства. Хри­сти­ан­ская мо­раль тре­бо­ва­ла выпол­нять нрав­ствен­ные пра­ви­ла, пе­ре­чис­лен­ные в Биб­лии, в том числе – от­но­сись к людям так, как хо­чешь, чтобы от­но­си­лись к тебе. Пропо­ведь церк­ви смяг­ча­ла же­сто­кие нравы и улуч­шала по­ве­де­ние людей. Цер­ковь учила ни­ко­гда не те­рять на­деж­ды. Счи­та­лось, что греш­ник и даже пре­ступ­ник могут спа­сти свою душу рас­каянием и ис­по­ве­дью, то есть ис­крен­ним расска­зом о своих гре­хах свя­щен­ни­ку, ко­то­рый будет мо­лить Бога про­стить рас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка. Об­раз­цом, на кого сле­ду­ет рав­нять­ся, счи­тался свя­той че­ло­век, ко­то­рый от­рек­ся от зем­ных забот и со­блаз­нов. Свя­то­го пред­став­ля­ли бед­ным, даже нищим, от­ка­зав­шим­ся от иму­ще­ства – ведь иму­ще­ство от­вле­ка­ет от забот о спа­сении души, оно свя­за­но с жад­но­стью и враж­дой. При­ме­ром яв­ля­ет­ся Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий, ко­то­рый более 20 лет про­вел в пу­стыне, по­свя­тив свою жизнь слу­же­нию Богу.

Святой Антоний

 Свя­той Ан­то­ний 

Цер­ковь была круп­ней­шим зем­ле­вла­дель­цем и облада­ла огром­ны­ми бо­гат­ства­ми. Ей при­над­ле­жа­ло около трети воз­де­лан­ных зе­мель. Епи­ско­пы и мо­на­сты­ри имели сотни, а порой и ты­ся­чи за­висимых кре­стьян. Со всего на­се­ле­ния За­пад­ной Ев­ро­пы цер­ковь взи­ма­ла де­ся­ти­ну – осо­бый налог на со­дер­жа­ние ду­хо­вен­ства и хра­мов. Ве­ру­ю­щие пла­ти­ли свя­щен­ни­кам также за вен­ча­ние и за дру­гие цер­ков­ные об­ря­ды. Мно­гие за­ве­ща­ли и да­ри­ли церк­ви землю, день­ги и дру­гое иму­щество – «на помин души». В хра­мах вы­став­ля­ли свя­щен­ные ре­лик­вии («остат­ки»): во­ло­сы Хри­ста, об­лом­ки кре­ста, на ко­то­ром он был рас­пят, гвоз­ди, ко­то­ры­ми его при­би­ва­ли к кре­сту, а также мощи – остан­ки тел свя­тых му­че­ни­ков. Ве­ру­ю­щие были убеж­де­ны, что от при­кос­но­ве­ния к свя­ты­ням из­ле­чи­ва­ют­ся боль­ные и увеч­ные. Папы рим­ские при­сво­и­ли себе право про­щать пре­ступ­ле­ния и грехи ве­ру­ю­щих за день­ги. Мо­на­хи про­да­ва­ли гра­мо­ты о про­ще­нии гре­хов – ин­дуль­ген­ции (в пе­ре­во­де с латинско­го зна­чит «ми­лость»), обе­щав­шие спа­се­ние от ад­ских мук. Тор­гов­ля ин­дуль­ген­ци­я­ми прино­сила папам огром­ные до­хо­ды и вы­зы­ва­ла него­дование ис­тин­но ве­ру­ю­щих граж­дан.

В тече­ние ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья на съез­дах высше­го ду­хо­вен­ства – цер­ков­ных со­бо­рах были по­степенно вы­ра­бо­та­ны и утвер­жде­ны глав­ные дог­ма­ты (непре­лож­ные ис­ти­ны) хри­сти­ан­ской веры: уче­ние о Тро­и­це (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Свя­той Дух), о непо­роч­ном за­ча­тии Хри­ста (от Духа Бо­жье­го), о роли церк­ви как един­ствен­но­го по­сред­ни­ка между Богом и лю­дь­ми. Нема­ло по­ложений вошло в хри­сти­ан­ство из на­род­ных, язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­при­мер празд­но­ва­ние Мас­ле­ни­цы или дня Ивана Ку­па­лы, поминаль­ное за­сто­лье (триз­на у сла­вян). Под вли­я­ни­ем про­стых людей, бо­я­щих­ся су­ро­во­го Бо­жье­го суда, на­ря­ду со свет­лым раем и страш­ным адом в цер­ков­ное уче­ние ввели чи­сти­ли­ще как ме­сто, где душа че­ло­ве­ка еще может очи­стить­ся и из­бе­жать ада. Не все ве­ру­ю­щие хри­сти­ане по­ни­ма­ли дог­маты. А те, кто мог чи­тать Биб­лию, не все­гда при­ни­ма­ли неко­то­рые цер­ков­ные дог­ма­ты, так как ви­де­ли рас­хож­де­ние между ними и текста­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мно­гим людям были не по душе дей­ствия церк­ви, ее стя­жа­тель­ство, ис­пор­чен­ность ду­хо­вен­ства. Среди го­ро­жан, ры­ца­рей, про­стых священ­ников и мо­на­хов время от вре­ме­ни по­яв­ля­лись люди, от­кры­то кри­ти­ко­вав­шие цер­ковь. Таких людей ду­хо­вен­ство на­зы­ва­ло ере­ти­ка­ми. Ере­ти­ки утвер­жда­ли, что цер­ковь испорче­на. Папу они на­зы­ва­ли на­мест­ни­ком дья­во­ла, а не Бога. Ере­ти­ки от­вер­га­ли до­ро­гие церков­ные об­ря­ды, пыш­ные бо­го­слу­же­ния. Они тре­бовали, чтобы ду­хо­вен­ство от­ка­за­лось от деся­тины, от своих зе­мель­ных вла­де­ний и бо­гатств. Един­ствен­ным ис­точ­ни­ком веры для них было Еван­ге­лие. В своих про­по­ве­дях ере­ти­ки осуж­дали свя­щен­ни­ков и мо­на­хов за за­бве­ние «апо­стольской бед­но­сти». Они сами по­ка­зы­ва­ли при­мер пра­вед­ной жизни: раз­да­ва­ли свое иму­щество бед­ным, пи­та­лись по­да­я­ни­ем.

 I Вселенский собор

 I Все­лен­ский собор

Слу­жители церк­ви во всех стра­нах пре­сле­до­ва­ли ере­ти­ков и же­сто­ко рас­прав­ля­лись с ними. Страш­ным на­ка­за­ни­ем счи­та­лось от­лу­че­ние от церк­ви. От­лу­чен­ный от церк­ви был вне за­кона: ве­ру­ю­щие не имели права ока­зы­вать ему по­мощь и да­вать приют. На­ка­зы­вая за непо­слу­ша­ние, папа мог нало­жить на об­ласть или даже целую стра­ну за­прет ис­пол­нять об­ря­ды и бо­го­слу­же­ние (ин­тер­дикт). Тогда за­кры­ва­лись храмы, мла­ден­цы остава­лись некре­ще­ны­ми, по­кой­ни­ков нель­зя было от­пе­вать. А зна­чит, и те и дру­гие были обрече­ны на ад­ские муки, чего бо­я­лись все ве­ру­ю­щие хри­сти­ане. Для уси­ле­ния своей вла­сти и борь­бы с ере­ти­ка­ми папа со­здал в XIII веке спе­ци­аль­ный цер­ков­ный суд – ин­кви­зи­цию (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го зна­чит «расследова­ние»). В этой борь­бе ин­кви­зи­ция ис­поль­зо­ва­ла слеж­ку и до­но­сы. Об­ви­ня­е­мых за­клю­ча­ли в тюрь­мы и под­вер­га­ли же­сто­ким пыт­кам, стара­ясь вы­рвать у них при­зна­ние своей вины. Мно­гие, не вы­дер­жи­вая му­че­ний, ого­ва­ри­ва­ли себя и дру­гих ни в чем не по­вин­ных людей. При­знав­ши­е­ся в ереси по­лу­ча­ли раз­ные на­ка­за­ния, вплоть до тюрем­ного за­клю­че­ния или смерт­ной казни.

 Сожжение еретика. Гравюра XV века

Со­жже­ние ере­ти­ка. Гра­вю­ра XV века 

До се­ре­ди­ны XI века хри­сти­ан­ская цер­ковь счи­та­лась еди­ной. Но в За­пад­ной Ев­ро­пе гла­вой церк­ви был папа рим­ский, а в Ви­зан­тии – кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх, под­чи­няв­ший­ся им­пе­ра­то­ру. Вы зна­е­те, что от Ви­зан­тии хри­сти­ан­скую веру при­ня­ли неко­то­рые на­ро­ды Во­сточ­ной Ев­ропы и Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Но папа рим­ский хотел под­чи­нить цер­ковь в этих стра­нах своей вла­сти. Ви­зан­тий­ская же цер­ковь проти­вилась вме­ша­тель­ству папы в ее дела. Из-за гос­под­ства над хри­сти­ан­ской цер­ко­вью между папой рим­ским и кон­стан­ти­но­поль­ским патри­архом шла ост­рая борь­ба. Между церк­вя­ми на За­па­де и Во­сто­ке суще­ствовали также раз­ли­чия в об­ря­дах и уче­нии. В раз­дроб­лен­ной За­пад­ной Ев­ро­пе цер­ковь со­хранила еди­ный язык бо­го­слу­же­ния – латин­ский. Во­сточ­ная же цер­ковь вела бо­го­слу­же­ние на гре­че­ском, но до­пус­ка­ла цер­ков­ную служ­бу на мест­ных язы­ках. На За­па­де было запреще­но всту­пать в брак всем ду­хов­ным лицам, на Во­сто­ке же – толь­ко мо­на­хам, а свя­щен­ни­ки были же­на­ты­ми. Даже внешне во­сточ­ные свя­щенники от­ли­ча­лись от за­пад­ных: не брили бо­роды, не вы­стри­га­ли во­ло­сы на те­ме­ни.

В 1054 году, во время оче­ред­но­го конфлик­та, папа и пат­ри­арх пре­да­ли друг друга прокля­тию. Про­изо­шло окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние хри­сти­ан­ской церк­ви на за­пад­ную и восточ­ную. С тех пор за­пад­ная цер­ковь стала на­зы­вать­ся ка­то­ли­че­ской (что зна­чит «всемир­ной»), а во­сточ­ная – пра­во­слав­ной (то есть «пра­виль­но сла­вя­щей Бога»). После разделе­ния обе церк­ви стали пол­но­стью самостоятель­ными.

Крестовые походы.

Крестовые походы (1095–1291) — это ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам Крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.

Начало Крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Непосредственной причиной Крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 году Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.

Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в X — XI вв., которое во многом было инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 г. герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и к духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в XI в. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.

Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж — все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель («майорат» — от major  — главный, старший). Приняв участие в Крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Крестьянам Крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

По чисто экономическим мотивам в Крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов Крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.

Начало Крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову — место в раю.

Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что Крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.

Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка*, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники: они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.

* — Не совсем верное прозвище рыцаря — предводителя Первого Крестового похода. Правильно не Вальтер Голяк, а Готье Неимущий (Gautier Sans Avoir), либо (другое имя) — Вальтер Без-Гроша (Walter the Pennyless). (Прим. выполнившего окончательную редакцию.)

Сам Первый Крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады.

Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню — копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.

Правление. Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня». Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку Крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.

Население. Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев, здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.

Прибрежные города. В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акку, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население. Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.

Духовно-рыцарские ордены. Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена — рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в Крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в XII — XIII вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое поСредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.

Когда в 1144 г. Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый Крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 г. специальную буллу о Крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод королю Сицилии Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.

Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах ад-Дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. Третий Крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152–1190), французский король Филипп II Август (правил в 1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189–1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.

Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем Крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акку и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и долговременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489.

В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя » — первой пространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план — использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину — был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30.000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.

Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20.000), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить Крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, б'ольшая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле имеется в виду движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

На 4-м Латеранском соборе в 1215 г. папа Иннокентий III объявил новый Крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения Четвертого похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217 г., его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218 г., когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 г. крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

Шестой Крестовый поход, иногда его называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акки. В 1229 г. Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 г. город был вновь завоеван мусульманами.

Седьмой Крестовый поход  возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акку в 1291 г. Однако в Средние века понятие «Крестовый поход» применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте — продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.

Хотя Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Возможно, Крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453 г. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 г. и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261 г.

Самую большую выгоду из Крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши — шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.

В Крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние Крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то Четвертый Крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

Когда-то было принято считать, что именно Крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/
  • http://militera.lib.ru/h/michaud/45.html
  • http://www.youtube.com/watch?v=PxKpn8xQnO4

Файлы