Культура Средневековья. Всеобщая история. 10 класс.

Культура Средневековья. Всеобщая история. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Культура в Средние века.

В XI веке на юге Фран­ции, в Про­ван­се, воз­ник­ла ры­цар­ская по­эзия. Про­ван­саль­ские по­эты-пев­цы на­зы­ва­лись тру­ба­ду­ра­ми. Во­об­ра­же­ни­ем по­этов был со­здан образ иде­ального ры­ца­ря – сме­ло­го, ве­ли­ко­душ­но­го и спра­вед­ли­во­го. В по­э­зии тру­ба­ду­ров вос­пе­ва­лось слу­же­ние Пре­крас­ной Даме, Ма­донне («моей гос­по­же»), в ко­то­рой со­еди­ня­лись по­кло­не­ние Бо­го­ма­те­ри и зем­ной, живой и пре­крас­ной жен­щине. В Се­вер­ной Фран­ции, Ита­лии, Ис­па­нии, Гер­ма­нии ры­цар­ские поэты на­зы­ва­лись труве­рами и мин­не­зин­ге­ра­ми (в пе­ре­во­де – певцы любви).

Трубадур

Тру­ба­дур 

В эти же сто­ле­тия воз­ник­ли сти­хо­твор­ные ры­цар­ские ро­ма­ны и по­ве­сти. Осо­бен­но ши­ро­ко в ро­ма­нах от­ра­зи­лись ле­ген­ды о ко­ро­ле Ар­ту­ре и ры­ца­рях Круг­ло­го стола. Двор Ар­ту­ра пред­ста­вал как место, где про­цве­та­ли луч­шие ры­цар­ские ка­че­ства. Рома­ны пе­ре­но­си­ли чи­та­те­ля в фан­та­сти­че­ский мир, где на каж­дом шагу встре­ча­лись феи, велика­ны, вол­шеб­ни­ки, при­тес­ня­е­мые кра­са­ви­цы, жду­щие по­мо­щи от сме­лых ры­ца­рей.

В XII веке начал­ся рас­цвет го­род­ской ли­те­ра­ту­ры. Го­ро­жане лю­били ко­рот­кие рас­ска­зы в сти­хах и басни на бы­товые темы. Их ге­ро­я­ми чаще всего были лов­кий, хит­рый бюр­гер или ве­се­лый, на­ход­чи­вый кре­стья­нин. Они неиз­мен­но остав­ля­ли в ду­ра­ках своих про­тив­ни­ков – чван­ли­вых ры­ца­рей и жад­ных мо­на­хов. С го­род­ской ли­те­ра­ту­рой свя­за­ны стихи ва­гантов (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го – бро­дяг). Ва­ган­та­ми на­зы­ва­ли шко­ля­ров и сту­ден­тов, кото­рые в XII–XIII веках ко­че­ва­ли по го­ро­дам и уни­верситетам Ев­ро­пы в по­ис­ках новых преподава­телей.

Вы­да­ю­щим­ся по­этом Сред­не­ве­ко­вья был Данте Али­гье­ри (1265–1321). Данте ро­дил­ся во Фло­рен­ции в ста­рин­ной дво­рянской семье. Он учил­ся в го­род­ской школе, а затем всю жизнь изу­чал фи­ло­со­фию, астроно­мию, ан­тич­ную ли­те­ра­ту­ру. В 18 лет он пере­жил лю­бовь к юной Бе­ат­ри­че, впо­след­ствии вы­шедшей замуж за дру­го­го и рано умер­шей. О своих пе­ре­жи­ва­ни­ях Данте с небы­ва­лой для тех вре­мен от­кро­вен­но­стью рас­ска­зал в малень­кой книж­ке «Новая жизнь»; она про­сла­ви­ла его имя в ли­те­ра­ту­ре. Данте на­пи­сал ве­ли­кое произве­дение в сти­хах, ко­то­рое на­звал «Ко­ме­ди­ей». По­том­ки на­зва­ли ее «Бо­жественной ко­ме­ди­ей» в знак выс­шей по­хва­лы. Данте опи­сы­ва­ет пу­те­ше­ствие в за­гроб­ное цар­ство: ад для греш­ни­ков, рай для праведни­ков и чи­сти­ли­ще для тех, кому Бог еще не вынес свой при­го­вор. У врат ада, расположен­ного на се­ве­ре, над­пись, став­шая кры­ла­той: «Оставь на­деж­ду всяк сюда вхо­дя­щий». В цен­тре юж­но­го по­лу­ша­рия – огром­ная гора в виде усе­чен­но­го ко­ну­са, на усту­пах горы расположе­но чи­сти­ли­ще, а на плос­кой ее вер­шине – зем­ной рай. В со­про­вож­де­нии ве­ли­ко­го рим­ско­го поэта Вер­ги­лия Данте по­се­ща­ет ад и чи­сти­ли­ще, а по раю его ведет Бе­ат­ри­че. В аду 9 кру­гов: чем тя­желее грехи, тем ниже круг и су­ро­вее наказа­ние. В аду Данте по­ме­стил кро­во­жад­ных влас­толюбцев, же­сто­ких пра­ви­те­лей, пре­ступ­ни­ков, скуп­цов. В цен­тре ада – сам дья­вол, гры­зу­щий пре­да­те­лей: Иуду, Брута и Кас­сия. Данте по­местил в ад и своих вра­гов, в том числе нес­кольких пап. В его изоб­ра­же­нии греш­ни­ки не бес­плот­ные тени, а живые люди: они ведут с по­этом бе­се­ды и споры, в аду бу­шу­ют поли­тические рас­при. Данте бе­се­ду­ет с праведни­ками в раю и, на­ко­нец, со­зер­ца­ет Бо­го­ма­терь и Бога. Кар­ти­ны за­гроб­но­го мира на­ри­со­ва­ны так живо и убе­ди­тель­но, что со­вре­мен­ни­кам каза­лось, будто поэт видел это сво­и­ми гла­за­ми. А опи­сал он, по су­ще­ству, мно­го­об­раз­ный зем­ной мир, с его про­ти­во­ре­чи­я­ми и стра­стя­ми. По­эма на­пи­са­на на ита­льян­ском языке: поэт хо­тел, чтобы его по­ни­мал самый ши­ро­кий круг чи­та­те­лей.

Доменико Петарлини. Данте Алигьери

До­ме­ни­ко Пе­тар­ли­ни. Данте Али­гье­ри

С XI века в За­пад­ной Евро­пе на­ча­лось боль­шое стро­и­тель­ство. Бо­га­тая цер­ковь рас­ши­ря­ла число и ве­ли­чи­ну хра­мов, пе­ре­стра­и­ва­ла ста­рые со­ору­же­ния. До XI–XII веков в Ев­ро­пе гос­под­ство­вал ро­ман­ский стиль. Ро­ман­ский храм – мас­сив­ное зда­ние с почти глад­ки­ми сте­на­ми, вы­со­ки­ми баш­ня­ми и ла­ко­нич­ным де­ко­ром. Всюду по­вто­ря­ют­ся очер­тания по­лу­круг­лой арки – на сво­дах, окон­ных про­емах, вхо­дах в храм.

Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) – один из лучших памятников романского стиля в Испании

 Цер­ковь Сан-Мар­тин во Фро­ми­сте (1066 г.) – один из луч­ших па­мят­ни­ков ро­ман­ско­го стиля в Ис­па­нии

С се­ре­ди­ны XII века в сво­бодных го­ро­дах со­ору­жа­лись тор­го­вые по­ме­ще­ния, залы для со­бра­ний цехов и гиль­дий, боль­ницы, го­сти­ни­цы. Глав­ны­ми ук­рашениями го­ро­да были ра­ту­ша и осо­бен­но собор. По­строй­ки XII–XV веков по­лу­чи­ли позже на­зва­ние го­ти­че­ских. Те­перь лег­кий и вы­со­кий стрель­ча­тый свод опи­ра­ет­ся внут­ри на пучки узких, высо­ких ко­лонн, а сна­ру­жи на мас­сивные опор­ные стол­бы и на со­единительные арки. Залы – про­стор­ные и вы­со­кие, в них по­сту­па­ет боль­ше света и воз­ду­ха, они бо­га­то укра­ше­ны живопи­сью, резь­бой, ба­ре­лье­фа­ми. Бла­го­да­ря ши­ро­ким про­хо­дам и сквоз­ным га­ле­ре­ям, мно­же­ству огром­ных окон и кружев­ной ка­мен­ной резь­бы го­ти­че­ские со­бо­ры кажут­ся про­зрач­ны­ми.

Собор Парижской Богоматери

Собор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри 

В Сред­ние века скульп­ту­ра была неот­де­ли­ма от ар­хи­тек­ту­ры. Храмы укра­шали сна­ру­жи и внут­ри сот­ня­ми, а то и тыся­чами ре­лье­фов и ста­туй, изоб­ра­жа­ю­щих Бога и Деву Марию, апо­сто­лов и свя­тых, епи­ско­пов и ко­ро­лей. На­пример, в со­бо­ре в Шар­тре (Фран­ция) было до 9 тысяч ста­туй, не счи­тая ре­лье­фы. Цер­ков­ное ис­кус­ство долж­но было слу­жить «Биб­ли­ей для не­грамотных» – изоб­ра­жать сце­ны, опи­сан­ные в хри­сти­ан­ских кни­гах, укреп­лять в вере и уст­рашать му­ка­ми ада. В от­ли­чие от ан­тич­но­го ис­кус­ства, прослав­лявшего кра­со­ту че­ло­ве­че­ско­го тела, художни­ки Сред­них веков стре­ми­лись рас­крыть богат­ство души, мыс­лей и чувств че­ло­ве­ка, его на­пряженной внут­рен­ней жизни. В го­ти­че­ских ста­ту­ях, в их гиб­ких, вытяну­тых фи­гу­рах осо­бен­но живо пе­ре­дан облик лю­дей, под склад­ка­ми одеж­ды четче про­сту­па­ют формы тела, в позах боль­ше дви­же­ния. Все за­метнее про­яв­ля­ет­ся идея гар­мо­нии внеш­не­го и внут­рен­не­го об­ли­ка че­ло­ве­ка; осо­бен­но пре­крас­ны жен­ские об­ра­зы – Марии в Рейм­ском со­бо­ре, Уты в На­ум­бур­ге.

Стены ро­ман­ских хра­мов были по­кры­ты рос­пи­ся­ми. Боль­шим до­сти­же­ни­ем жи­вописи была книж­ная мини­атюра. Во мно­же­стве ярких ри­сун­ков от­ра­жа­лась вся жизнь людей. Бы­то­вые сцены изоб­ра­жа­лись и на фрес­ках, что осо­бен­но ха­рак­тер­но для немец­ких и скан­динавских хра­мов XIV–XV веков.

Рас­смат­ри­вая куль­тур­ное на­сле­дие Сред­не­ве­ко­вья, оста­но­вим­ся на на­уч­ных до­сти­же­ни­ях. В Сред­ние века про­цве­та­ли аст­ро­ло­гия и ал­хи­мия. На­блю­де­ния и опыты аст­ро­ло­гов и ал­хи­ми­ков спо­соб­ство­ва­ли накоп­лению зна­ний по аст­ро­но­мии и химии. Алхими­ки, на­при­мер, от­кры­ли и усо­вер­шен­ство­ва­ли спо­со­бы по­лу­че­ния ме­тал­ли­че­ских спла­вов, кра­сок, ле­кар­ствен­ных ве­ществ, со­зда­ли мно­гие хи­ми­че­ские при­бо­ры и при­спо­соб­ле­ния для про­ве­де­ния опы­тов. Аст­ро­ло­ги изу­ча­ли распо­ложение звезд и све­тил, их дви­же­ние и за­ко­ны фи­зи­ки. На­кап­ли­ва­ла по­лез­ные зна­ния и ме­ди­ци­на.

В XIV–XV веках в гор­ном деле и ре­мес­ле ста­ли ак­тив­но при­ме­нять во­дя­ные мель­ни­цы. Во­дяное ко­ле­со из­дав­на было ос­но­вой мель­ниц, ко­то­рые стро­и­ли на реках и озе­рах для по­мо­ла зерна. Но позд­нее изоб­ре­ли более мощ­ное ко­ле­со, ко­то­рое при­во­ди­лось в дви­же­ние силой падаю­щей на него воды. Энер­гия мель­ни­цы при­ме­ня­лась также в сук­но­де­лии, для про­мыв­ки («обо­га­ще­ния») и плав­ки метал­лических руд, под­ня­тия тя­же­стей и др. Мель­ница и ме­ха­ни­че­ские часы – пер­вые механиз­мы Сред­не­ве­ко­вья.

Верхнебойное водяное колесо

Верх­не­бой­ное во­дя­ное ко­ле­со 

По­яв­ле­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия. Рань­ше ме­талл пла­ви­ли в ма­лень­ких гор­нах, нагне­тая в них воз­дух руч­ны­ми ме­ха­ми. С XIV века на­ча­ли стро­ить домны – пла­виль­ные печи до 3–4 мет­ров в вы­со­ту. Во­дя­ное ко­ле­со было соедине­но с боль­ши­ми ме­ха­ми, ко­то­рые с силой вдува­ли в печь воз­дух. Бла­го­да­ря этому в домне до­стигалась очень вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра: желез­ная руда пла­ви­лась, об­ра­зо­вы­вал­ся жид­кий чу­гун. Из чу­гу­на от­ли­ва­ли раз­лич­ные из­де­лия, а путем его пе­ре­плав­ки по­лу­ча­ли же­ле­зо и сталь. Ме­тал­ла те­перь вы­плав­ля­ли на­мно­го боль­ше, чем пре­жде. Для плав­ки ме­тал­ла в дом­нах стали приме­нять не толь­ко дре­вес­ный, но и ка­мен­ный уголь.

Дол­гое время ред­кие ев­ро­пей­цы ре­ша­лись пус­кать­ся в да­ле­кие пла­ва­ния в от­кры­том море. Без пра­виль­ных карт и мор­ских при­бо­ров ко­рабли хо­ди­ли «ка­бо­таж­но» (вдоль бе­ре­га) по мо­рям, омы­ва­ю­щим Ев­ро­пу, и вдоль Се­вер­ной Аф­рики. Вы­хо­дить в от­кры­тое море стало без­опас­нее после того, как у мо­ря­ков по­явил­ся ком­пас. Были изоб­ре­те­ны аст­ро­ля­бии – при­бо­ры для опре­де­ле­ния места, где на­хо­дит­ся ко­рабль.

Астролябия

 Аст­ро­ля­бия 

С развити­ем го­су­дар­ства и го­ро­дов, науки и мореплава­ния воз­рас­тал объем зна­ний и, од­но­вре­мен­но, нужда в об­ра­зо­ван­ных людях, в расшире­нии обу­че­ния и в кни­гах, в том числе учеб­никах. В XIV веке в Ев­ро­пе стали из­го­тов­лять более де­ше­вый пис­чий ма­те­ри­ал – бу­ма­гу, но книг по-преж­не­му не хва­та­ло. Чтобы раз­мно­жить текст, де­ла­ли от­тис­ки с де­ре­вян­ной или мед­ной доски с вы­ре­зан­ны­ми на ней бук­ва­ми, но этот спо­соб был очень несо­вер­шен­ным и тре­бо­вал боль­ших за­трат труда. В се­ре­дине XV века немец Иоганн Гу­тен­берг (ок. 1399–1468) изоб­рел кни­го­пе­ча­та­ние. После дол­гих и упор­ных тру­дов и по­ис­ков он стал от­ли­вать из ме­тал­ла от­дель­ные ли­те­ры (буквы); из них изоб­ре­та­тель со­став­лял стро­ки и стра­ни­цы на­бо­ра, с ко­то­ро­го делал от­тиск на бу­ма­гу. С по­мо­щью раз­бор­но­го шриф­та можно было на­брать сколь­ко угод­но стра­ниц лю­бо­го тек­ста. Гу­тен­берг изоб­рел и пе­чат­ный ста­нок. В 1456 году Гут­тен­берг вы­пу­стил первую пе­чат­ную книгу – Биб­лию, ко­то­рая в художе­ственном от­но­ше­нии не усту­па­ла луч­шим руко­писным кни­гам. Изоб­ре­те­ние кни­го­пе­ча­та­ния – одно из ве­ли­чай­ших от­кры­тий в ис­то­рии человече­ства. Оно спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию образова­ния, науки и ли­те­ра­ту­ры. Бла­го­да­ря пе­чат­ной книге зна­ния, на­коп­лен­ные лю­дь­ми, вся необ­ходимая ин­фор­ма­ция стали рас­про­стра­нять­ся быст­рее. Они пол­нее со­хра­ня­лись и передава­лись сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям людей. Успе­хи в рас­про­стра­не­нии ин­фор­ма­ции важ­ной части раз­ви­тия куль­ту­ры и всех от­рас­лей жизни об­ще­ства, сде­ла­ли в позд­нее Сред­не­ве­ко­вье свой оче­ред­ной важ­ный шаг – шаг к Но­во­му вре­ме­ни.

 Библия Иоганна Гуттенберга

 Биб­лия Иоган­на Гут­тен­бер­га 

Образование в Средние Века.

С раз­ви­ти­ем го­ро­дов и тор­гов­ли, де­ло­вых и дип­ломатических свя­зей, в ходе во­ен­ных предпри­ятий, за­во­е­ва­ния новых тер­ри­то­рий и переселе­ний люди стали чаще по­ки­дать род­ные места. Пу­те­ше­ствен­ни­ки вы­хо­ди­ли да­ле­ко за пре­де­лы хри­сти­ан­ско­го мира и при­во­зи­ли инте­ресные све­де­ния о раз­ных на­ро­дах. Яркий рас­сказ о стра­нах Даль­не­го Во­сто­ка в XIII веке оста­вил ве­не­ци­ан­ский купец и путе­шественник Марко Поло.

В XI–XII веках по­яви­лось боль­шое количе­ство пе­ре­во­дов на ла­тин­ский язык книг гречес­ких и араб­ских уче­ных: почти все со­чи­не­ния Ари­сто­те­ля, глав­ные труды гре­ков и ара­бов по гео­гра­фии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, ме­ди­цине. Цен­тра­ми пе­ре­во­да были Ис­па­ния и нор­манн­ская Си­ци­лия, един­ствен­ное ко­ро­лев­ство этого вре­ме­ни, где бок о бок мирно жили пра­во­слав­ные греки, ара­бы-му­суль­мане и за­пад­ные ка­то­ли­ки. Круг зна­ний ев­ро­пей­цев необык­но­вен­но рас­ши­рил­ся и обо­га­тил­ся.

Средневе­ковое об­ще­ство было кор­по­ра­тив­ным. Каж­дый че­ло­век имел свою, четко очер­чен­ную «нишу», вхо­дил в ту или иную кор­по­ра­цию – обособлен­ную груп­пу людей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся опре­деленным общим делом, живут соответствую­щим ему об­ра­зом, под­чи­ня­ют­ся осо­бым прави­лам и рас­по­ряд­кам. Уни­вер­си­те­ты  представля­ли собой кор­по­ра­ции людей интеллектуально­го труда – про­фес­со­ров (пре­по­да­ва­те­лей) и сту­дентов (от ла­тин­ско­го слова «сту­де­ре» – усер­дно за­ни­мать­ся). Само слово «уни­вер­си­тет» и озна­ча­ет «кор­по­ра­ция». Учеба и пре­по­да­ва­ние наук стали осо­бым за­ня­ти­ем. В одних уни­вер­си­те­тах всеми де­ла­ми ру­ко­во­ди­ли сту­ден­ты (так было в Бо­ло­нье), а в дру­гих (на­при­мер, в Пари­же) – совет про­фес­со­ров. За­ня­тия ве­лись всюду на ла­тин­ском языке, и люди из раз­ных стран могли учить­ся в любом уни­вер­си­те­те. По­се­ляв­ши­е­ся в го­ро­де «чужа­ки» не могли рас­счи­ты­вать на под­держ­ку город­ского суда в столк­но­ве­ни­ях с мест­ны­ми жите­лями. В борь­бе с го­род­ски­ми вла­стя­ми универ­ситеты до­би­ва­лись са­мо­управ­ле­ния: они имели вы­бор­ных ру­ко­во­ди­те­лей, соб­ствен­ный суд.

Средневековый университет

 Сред­не­ве­ко­вый уни­вер­си­тет

Сту­ден­ты из одной стра­ны объ­еди­ня­лись в зем­ля­че­ства (или «нации»), а пре­по­да­ва­те­ли со­зда­ва­ли объ­еди­не­ния по пред­ме­там – фа­культеты, воз­глав­ля­е­мые де­ка­на­ми. Все вме­сте – и пре­по­да­ва­те­ли, и сту­ден­ты – изби­рали главу уни­вер­си­те­та – рек­то­ра.

Схема управления средневекового университета

Схема управ­ле­ния сред­не­ве­ко­во­го уни­вер­си­те­та

Обыч­но в уни­вер­си­те­тах, кроме подготови­тельного, было три фа­куль­те­та: бо­го­слов­ский (или фи­ло­соф­ский), юри­ди­че­ский, где изу­ча­ли за­ко­ны, и ме­ди­цин­ский. За­ня­тия вели так: пре­подаватель – ма­гистр, или про­фес­сор, – читал вы­держ­ки из книг и объ­яс­нял непонят­ные места, а сту­ден­ты слу­ша­ли и за­пи­сы­ва­ли лек­ции («лек­ция» в пе­ре­во­де с ла­ты­ни – чте­ние). Лек­ции до­пол­ня­лись дис­пу­та­ми – словес­ными по­един­ка­ми. Это были со­стя­за­ния в зна­ниях и крас­но­ре­чии – споры по за­ра­нее выдви­нутым во­про­сам, на­при­мер: «Со­тво­рен ли чело­век в раю?» На­па­да­ю­щий ста­рал­ся сво­и­ми воп­росами вы­явить в рас­суж­де­ни­ях про­тив­ни­ка про­ти­во­ре­чие либо с его же соб­ствен­ны­ми до­водами, либо с Биб­ли­ей и со­чи­не­ни­я­ми цер­ковных пи­са­те­лей, при­знан­ных от­ца­ми церк­ви. Толпы уче­ни­ков и сто­рон­ни­ков каж­до­го участ­ника дис­пу­та с неослаб­ным вни­ма­ни­ем и азар­том ло­ви­ли каж­дое слово, оце­ни­ва­ли во­про­сы и от­ве­ты. Ино­гда дис­пу­ты были та­ки­ми бур­ны­ми, что за­кан­чи­ва­лись по­та­сов­ка­ми между участ­ни­ка­ми или «бо­лельщиками».

В XV веке в Ев­ро­пе было уже более 60 уни­вер­си­те­тов. Париж­ский уни­вер­си­тет сла­вил­ся пре­подавателями фи­ло­со­фии и бо­гословия, уни­вер­си­тет Бо­ло­ньи (Ита­лия) – права, Са­лер­но (Си­цилия) – ме­ди­ци­ны. Универси­теты спо­соб­ство­ва­ли появле­нию в Ев­ро­пе свет­ской интел­лигенции и об­ра­зо­ван­но­го чинов­ничества, об­ще­му подъ­ему куль­туры.

В XI–XIII веках в со­бор­ных шко­лах и уни­вер­си­те­тах рас­цве­та­ет новая рели­гиозная фи­ло­со­фия – схо­ла­сти­ка (от греч. «схолэ» – школа). Мыс­ли­те­ли ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья счи­та­ли, что вера и разум несов­ме­сти­мы. Бога невозмож­но по­нять умом – в него надо ве­рить. «Верую, ибо непо­сти­жи­мо», – ска­зал на заре Средневе­ковья Тер­тул­ли­ан, один из отцов церк­ви. Уче­ные XI–XIII веков уже не хо­те­ли слепо ве­рить. Школь­ные уроки диа­лек­ти­ки, книги Ари­сто­те­ля и свя­то­го Ав­гу­сти­на при­ви­ли им лю­бовь к рас­суж­де­ни­ям. Разум дол­жен прий­ти на по­мощь вере, укре­пить ее, ду­ма­ли они. Ло­гика, фи­ло­со­фия долж­ны по­мочь по­нять, что такое Бог, по­че­му он устро­ил мир имен­но так и что пред­на­зна­че­но в мире че­ло­ве­ку. Для этого нужно рас­суж­дать, до­ка­зы­вать свои вы­во­ды и ло­ги­че­ски опро­вер­гать аргумен­ты про­тив­ни­ка. Фи­ло­со­фы вы­ра­бо­та­ли это ис­кусство и до­ве­ли его до необык­но­вен­ной изощ­ренности. Так ро­ди­лась схо­ла­сти­ка – религи­озная фи­ло­со­фия, стре­мя­ща­я­ся по­знать Бога и мир при по­мо­щи ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний. Схо­ла­сты Ан­сельм Кен­тер­бе­рий­ский (XI век), а затем Фома Ак­вин­ский (XIII век) сде­ла­ли, ка­за­лось бы, невоз­мож­ное: ло­ги­че­ски до­ка­за­ли су­ще­ство­ва­ние Бога.

Цер­ковь дол­гое время осуж­да­ла «умствова­ния» схо­ла­стов. Спор между цер­ко­вью и фило­софами шел об от­но­ше­нии к отцам церк­ви. Ис­ти­на из­ло­же­на в Биб­лии – с этим были со­глас­ны и цер­ковь, и фи­ло­со­фы. Но в Биб­лии есть много неяс­ных мест, до­пус­ка­ю­щих раз­ные тол­ко­ва­ния. Как же найти от­ве­ты на важней­шие во­про­сы ми­ро­зда­ния и не впасть при этом в за­блуж­де­ние? Цер­ковь го­во­ри­ла: нужно знать, как на эти во­про­сы от­ве­ча­ли отцы церк­ви. Но фи­ло­со­фы по­ка­зы­ва­ли, что раз­ные отцы церк­ви на одни и те же во­про­сы от­ве­ча­ли по-раз­но­му. А это зна­чит, что даже отцы церк­ви про­сто люди и они могут за­блуж­дать­ся. Дело фи­ло­со­фа – со­по­ста­вить вы­ска­зы­ва­ния раз­ных ав­то­ри­те­тов и, ло­ги­че­ски рас­суж­дая, опреде­лить, какое из них ис­тин­но. «Об­ра­ща­ясь к ра­зу­му, я об­ра­ща­юсь к Богу, – го­во­рил один из схо­ла­стов, – ибо разум и дела­ет че­ло­ве­ка «об­ра­зом и по­до­би­ем» Бога». Так схо­ла­сты вы­ра­бо­та­ли свой на­уч­ный ме­тод – спо­соб ис­кать обос­но­ван­ные от­ве­ты на по­став­лен­ные во­про­сы. Со­здан­ная ими ориги­нальная сред­не­ве­ко­вая фи­ло­со­фия способство­вала раз­ви­тию науки Но­во­го вре­ме­ни.

Одним из самых из­вест­ных фи­ло­со­фов-схо­ла­стов XII ве­ка был фран­цуз Пьер Абе­ляр (1079–1142). Абе­ляр с дет­ства про­яв­лял боль­шие способнос­ти к науке и уже в 13 лет стал стран­ству­ю­щим шко­ля­ром. Он быст­ро пре­взо­шел всех своих про­фес­со­ров и по­беж­дал их в дис­пу­тах. В 1117 году Абе­ляр стал пре­по­да­вать в Па­риж­ской со­борной школе. Его лек­ции поль­зо­ва­лись огром­ной по­пу­ляр­но­стью, слу­ша­те­ли и уче­ни­ки сте­ка­лись к нему тол­па­ми. Но и вра­гов станови­лось у него все боль­ше: об­суж­дая тот или иной во­прос фи­ло­со­фии или бо­го­сло­вия, Абе­ляр не пе­ре­ска­зы­вал мне­ния отцов церк­ви, а предла­гал свое тол­ко­ва­ние. В 1119 году на­ча­лась ис­то­рия любви Абеля­ра и Эло­изы, став­шая зна­ме­ни­той на много веков. Юная Эло­иза, пле­мян­ни­ца па­риж­ско­го свя­щен­ни­ка, удив­ля­ла со­вре­мен­ни­ков умом, об­ра­зо­ван­но­стью и кра­со­той. Тогда жен­щи­ны не могли по­се­щать школу, и Абе­ля­ра попроси­ли стать ее до­маш­ним учи­те­лем. Вско­ре Абе­ляр и Эло­иза по­лю­би­ли друг друга. Эло­иза ро­ди­ла Абеля­ру сына. Разъ­ярен­ный дя­дюш­ка счел себя опо­зоренным и решил мстить. Его род­ствен­ни­ки, под­ку­пив слугу Абе­ля­ра, на­па­ли ночью на фи­лософа и изу­ве­чи­ли его. Эло­иза ушла в монас­тырь, но лю­би­ла Абе­ля­ра до конца жизни; ее пись­ма к воз­люб­лен­но­му по­тря­са­ют пе­ча­лью и неж­но­стью. Уче­ни­ки уго­во­ри­ли ис­ка­ле­чен­но­го филосо­фа про­дол­жить лек­ции. Но тут на Абе­ля­ра об­рушились его идей­ные про­тив­ни­ки. Самым мощ­ным из них был зна­ме­ни­тый ми­стик, созда­тель ор­де­на там­пли­е­ров и вдох­но­ви­тель второ­го Кре­сто­во­го по­хо­да Бер­нар Клер­вос­кий (1090–1153). Абе­ляр утвер­ждал на своих лек­ци­ях и в кни­гах, что разо­брать­ся в во­про­сах веры мож­но толь­ко при по­мо­щи ра­зу­ма. «Нель­зя уверо­вать в то, чего ты пред­ва­ри­тель­но не понял, и смеш­ны про­по­ве­ди о том, чего ни про­по­вед­ник, ни его слу­ша­те­ли не могут по­стиг­нуть разу­мом». Нужно по­ни­мать, чтобы ве­рить. Нужно ве­рить, а не рас­суж­дать, – по­ла­гал Бер­нар. – Вера долж­на быть про­стой и искрен­ней, идти от серд­ца, а не от рас­суд­ка. Боже­ственные тайны выше че­ло­ве­че­ско­го ума, к ним нель­зя при­ка­сать­ся. Мудр­ство­ва­ния ме­ша­ют силе и чи­сто­те веры, ведут к гор­дыне и заблуж­дениям. Толь­ко в любви к Иису­су, в глу­бо­ком пе­ре­жи­ва­нии веры че­ло­век ми­сти­че­ски соеди­няется с Богом. Спор Абе­ля­ра и Бер­на­ра стал спо­ром двух на­прав­ле­ний сред­не­ве­ко­вой мысли: рациона­лизма – опоры на разум (от лат. «рацио») и ми­сти­ки – опоры на сверхъ­есте­ствен­ные силы. Враги Абе­ля­ра до­би­лись того, что его уче­ние было осуж­де­но на цер­ков­ном со­бо­ре в 1121 году. Абе­ля­ра за­ста­ви­ли соб­ствен­но­руч­но бро­сить свою книгу в ко­стер. Фи­ло­соф бед­ство­вал, ски­тал­ся по мо­на­сты­рям, но уче­ни­ки по-пре­жнему шли к нему, и он про­дол­жал препода­вать. Бер­нар рас­сы­лал по всей Ев­ро­пе пись­ма с при­зы­ва­ми пре­сечь де­я­тель­ность «ере­ти­ка». В 1140 году Бер­на­ру уда­ет­ся со­брать новый цер­ков­ный собор. Абе­ляр при­е­хал на него в надеж­де от­сто­ять свои взгля­ды на от­кры­том дис­пу­те. Но Бер­нар и его сто­рон­ни­ки не хо­те­ли откры­того дис­пу­та. В ночь до со­бо­ра было при­ня­то ре­ше­ние: сжечь все книги Абе­ля­ра, а его само­го за­ста­вить мол­чать. Абе­ляр об­ра­тил­ся к суду папы, но папа под­твер­дил ре­ше­ние со­бо­ра. Боль­ной и слом­лен­ный фи­ло­соф уда­лил­ся в мо­на­стырь. В 1142 году он умер. Эло­иза похо­ронила его и через 20 лет сама была по­гре­бе­на рядом с ним. На их гроб­ни­це на­пи­са­ли: «Да от­дохнут они от скорб­но­го труда и любви».

Могила Пьера Абеляра и Элоизы

 Мо­ги­ла Пьера Абе­ля­ра и Эло­изы 

Вер­ши­ной средне­вековой схо­ла­сти­ки были труды уче­но­го XIII ве­ка Фомы Ак­вин­ско­го (1225–1274). Фома был сыном ита­льян­ско­го графа, учил­ся в монастыр­ской школе и уни­вер­си­те­те в Неа­по­ле. Несмот­ря на про­те­сты семьи, он стал мо­на­хом домини­канского ор­де­на. Фома был сми­рен­ным, доб­рым и необыкно­венно ра­бо­то­спо­соб­ным че­ло­ве­ком. Самая зна­менитая его книга – «Сумма бо­го­сло­вия». В этой гран­ди­оз­ной книге Фома со­брал все зна­ния о Боге и мире, на­коп­лен­ные Сред­не­ве­ко­вьем. Но не про­сто сло­жил их, как в ариф­ме­ти­ке, в сумму, он со­здал кар­ти­ну всей хри­сти­ан­ской Все­лен­ной, по­ка­зы­вая, что у каж­дой ее «дета­ли», от че­ло­ве­ка до му­ра­вья, свое место и своя роль, пред­на­зна­чен­ные Богом.  После смер­ти Фому на­зы­ва­ли «ан­гель­ским док­то­ром», а вско­ре цер­ковь объ­яви­ла Фому Ак­вин­ско­го свя­тым.

Со­вре­мен­ник Фомы Ак­вин­ско­го, монах ор­де­на францискан­цев, ан­гли­ча­нин Род­жер Бэкон пре­по­да­вал в уни­вер­си­те­тах Окс­фор­да и Па­ри­жа. Он доказы­вал, что для по­зна­ния ис­ти­ны ав­то­ри­тет и ра­зум недо­ста­точ­ны, а нужны также на­блю­де­ния и опыт. Толь­ко с по­мо­щью опыта можно прове­рить, верны ли наши зна­ния. Мно­гие годы уче­ный за­ни­мал­ся ал­хи­ми­ей и аст­ро­ло­ги­ей. Бэкон про­во­дил опыты с различ­ными ве­ще­ства­ми, маг­нит­ной стрел­кой и уве­личительными стек­ла­ми. Он пред­ви­дел мно­гие бу­ду­щие от­кры­тия. Бэко­на счи­та­ли волшебни­ком и про­зва­ли «уди­ви­тель­ным док­то­ром».

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://www.youtube.com/watch?v=UNSVqmgRwC0
  • http://www.youtube.com/watch?v=NyVp4xVKgKM
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov

Файлы