10 класс. Обществознание. Общество и природа.

10 класс. Обществознание. Общество и природа.

Комментарии преподавателя

Тема се­го­дняш­не­го урока – «Об­ще­ство и при­ро­да». Мы по­го­во­рим с вами о том, как че­ло­век и об­ще­ство вли­я­ют на при­ро­ду, и как она, в свою оче­редь, ока­зы­ва­ет свое вли­я­ние на них.

Да­вай­те для на­ча­ла опре­де­лим, что мы на­зы­ва­ем при­ро­дой. Так же, как и в слу­чае с об­ще­ством, есть два опре­де­ле­ния при­ро­ды – в ши­ро­ком и в узком по­ни­ма­нии.

В ши­ро­ком смыс­ле при­ро­да – это Все­лен­ная, весь ма­те­ри­аль­ный мир. В узком при­ро­дой на­зы­ва­ет­ся та часть объ­ек­тив­но­го мира, с ко­то­рой че­ло­век всту­па­ет в непо­сред­ствен­ное вза­и­мо­дей­ствие и ко­то­рая яв­ля­ет­ся есте­ствен­ным усло­ви­ем че­ло­ве­че­ской жизни. В узком смыс­ле слова при­ро­дой на­зы­ва­ют био­сфе­ру. Этот тер­мин в 1875 году ввел ав­стрий­ский гео­лог Эду­ард Зюсс.

Точно так же, как об­ще­ство, при­ро­да яв­ля­ет­ся са­мо­раз­ви­ва­ю­щей­ся си­сте­мой. Ее ча­стя­ми яв­ля­ют­ся ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра и тро­по­сфе­ра (рис. 1). При­ро­да по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся.

Структура биосферы

Рис. 1. Струк­ту­ра био­сфе­ры

От­но­ше­ние к при­ро­де в ис­то­рии об­ще­ствен­ной мысли неод­но­крат­но ме­ня­лось. Для ан­тич­ной фи­ло­со­фии ха­рак­тер­на идея гар­мо­нии че­ло­ве­ка и при­ро­ды как жи­во­го, оду­шев­лен­но­го и упо­ря­до­чен­но­го Кос­мо­са.

В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе гос­под­ству­ет кон­цеп­ция ущерб­но­сти при­ро­ды как ре­зуль­та­та гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка. Бог и при­ро­да про­ти­во­по­став­ле­ны. При­ро­да – по­след­нее, низ­шее звено лест­ни­цы.

Мыс­ли­те­ли эпохи Воз­рож­де­ния вновь отож­деств­ля­ли бога и при­ро­ду. Такая кон­цеп­ция на­зы­ва­ет­ся «пан­те­изм».

В ран­нее Новое время был вы­дви­нут ло­зунг «Назад к при­ро­де», ко­то­рый был по­пу­ля­рен по по­ли­ти­че­ским и эти­че­ским при­чи­нам. Фран­цуз­ский фи­ло­соф Жан-Жак Руссо (рис. 2) счи­тал, что наи­бо­лее есте­стве­нен при­род­ный че­ло­век. В XX веке эту идею вос­при­ня­ло дви­же­ние «зе­ле­ных».

Ж.-Ж. Руссо

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время по­яви­лось так на­зы­ва­е­мое пре­об­ра­зо­ва­тель­ное по­ни­ма­ние при­ро­ды, вы­ра­жен­ное во фразе «При­ро­да – не храм, а ма­стер­ская». Но с этим были со­глас­ны не все.

В XVIII веке швед­ский био­лог Карл Лин­ней (рис. 3) в своем труде «Си­сте­ма при­ро­ды» вво­дит че­ло­ве­ка как осо­бый вид homo sapiens. Аме­ри­кан­ский физик и со­цио­лог Бен­джа­мин Фран­клин (рис. 4) дает опре­де­ле­ние че­ло­ве­ка как «жи­вот­но­го, де­ла­ю­ще­го ору­дия» (toolmaking animal), а Чарлз Дар­вин со­зда­ет тео­рию эво­лю­ции, со­глас­но ко­то­рой че­ло­век яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью при­ро­ды.

Карл Линней

Рис. 3. Карл Лин­ней

 

Бенджамин Франклин

Рис. 4. Бен­джа­мин Фран­клин

В XX веке по­яви­лась кон­цеп­ция «но­осфе­ры» – «цар­ства ра­зу­ма». Тер­мин ввел в 1927 году фран­цуз­ский уче­ный Эжен Леруа, а его по­пу­ля­ри­за­то­ром и самым из­вест­ным сто­рон­ни­ком тео­рии но­осфе­ры стал В. И. Вер­над­ский.

Кста­ти, неред­ко тео­рию но­осфе­ры под­дер­жи­ва­ли фи­ло­со­фы, взгля­ды ко­то­рых труд­но на­звать ма­те­ри­а­ли­сти­че­ски­ми. В се­ре­дине XX века одним из ак­тив­ных сто­рон­ни­ков этой тео­рии был тео­соф Пьер Тейяр де Шар­ден.

Как бы мы ни вос­при­ни­ма­ли че­ло­ве­ка – как часть при­ро­ды или как ее ан­ти­те­зу, – все равно мы при­зна­ём, что при­ро­да и об­ще­ство вли­я­ют друг на друга. Су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ная на­уч­ная дис­ци­пли­на эко­ло­гия. Так на­зы­ва­ют слож­ное объ­еди­не­ние на­уч­ных дис­ци­плин, ис­сле­ду­ю­щих вза­и­мо­дей­ствие живых ор­га­низ­мов, че­ло­ве­ка, че­ло­ве­че­ских со­об­ществ с окру­жа­ю­щей сре­дой.

Этот тер­мин был вве­ден в 1866 году одним из по­сле­до­ва­те­лей Ч. Дар­ви­на, немец­ким зоо­ло­гом Эрн­стом Гек­ке­лем (рис. 5), ко­то­рый опре­де­лял эко­ло­гию как науку об от­но­ше­ни­ях ор­га­низ­мов к окру­жа­ю­щей среде. Мы с вами, ко­неч­но, го­во­рим в первую оче­редь не про­сто об эко­ло­гии, а о со­ци­аль­ной эко­ло­гия – дис­ци­плине, ле­жа­щей на стыке есте­ствен­ных, тех­ни­че­ских, гу­ма­ни­тар­ных и об­ще­ствен­ных наук.

Э. Геккель

Рис. 5. Э. Гек­кель

Как об­ще­ство вли­я­ет на при­ро­ду? Оно:

- изу­ча­ет и ис­поль­зу­ет при­ро­ду, по­сто­ян­но рас­ши­ряя объем и пре­де­лы ее ис­поль­зо­ва­ния;

- вли­я­ет на струк­ту­ру окру­жа­ю­щей среды;

- вли­я­ет на вос­ста­нов­ле­ние при­ро­ды.

При­ро­да, в свою оче­редь:

- дает сред­ства к су­ще­ство­ва­нию;

- вли­я­ет на раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил;

- вли­я­ет на раз­ви­тие об­ще­ства;

- может уни­что­жать ре­зуль­та­ты че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти.

Ко­неч­но, сте­пень за­ви­си­мо­сти об­ще­ства от при­ро­ды в про­цес­се раз­ви­тия со­кра­ща­ет­ся. Пер­вые по­пыт­ки пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды в виде стро­и­тель­ства ка­на­лов древ­ние егип­тяне и жи­те­ли Ме­со­по­та­мии пред­при­ни­ма­ли еще в IV ты­ся­че­ле­тии до нашей эры.

Од­на­ко сле­ду­ет учи­ты­вать, что при­ро­да оста­ет­ся важ­ней­шим фак­то­ром об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. Об этом и дру­гих фак­то­рах со­ци­аль­но­го раз­ви­тия мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щий раз. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Пре­мия Дар­ви­на

Как из­вест­но, Чарлз Дар­вин счи­тал, что че­ло­век и обе­зья­на имели общих пред­ков. Неко­то­рые наши со­вре­мен­ни­ки со­вер­ша­ют столь иди­от­ские по­ступ­ки, что ино­гда ка­жет­ся, что жи­вот­ные умнее че­ло­ве­ка.

Таким людям, ко­то­рые со­вер­ши­ли самые иди­от­ские по­ступ­ки с ле­таль­ным ис­хо­дом для себя, при­суж­да­ет­ся Дар­ви­нов­ская пре­мия. Среди ла­у­ре­а­тов – че­ло­век, ко­то­рый по­пы­тал­ся рас­пи­лить гра­на­ту; пре­ступ­ник, ко­то­рый спря­тал­ся от по­ли­ции, пе­ре­брав­шись через стену тюрь­мы. В 1982 году пре­мию при­су­ди­ли по­жи­ло­му аме­ри­кан­цу, ко­то­рый решил по­ле­тать на 50 ме­тео­ро­ло­ги­че­ских шарах, прав­да, остал­ся жив.

Вла­ди­мир Ива­но­вич Вер­над­ский

Го­во­рят, время эн­цик­ло­пе­ди­стов про­шло. Но был в ис­то­рии нашей стра­ны в ХХ веке уче­ный, ко­то­ро­го часто на­зы­ва­ют по­след­ним эн­цик­ло­пе­ди­стом.

Это Вла­ди­мир Ива­но­вич Вер­над­ский (рис. 6). Фи­ло­соф, уче­ный-гео­хи­мик, он был одним из со­зда­те­лей и ли­де­ров пар­тии ка­де­тов, вхо­дил во вре­мен­ное пра­ви­тель­ство Ке­рен­ско­го в долж­но­сти за­ме­сти­те­ля ми­ни­стра. Ор­га­ни­за­тор и пер­вый пре­зи­дент АН Укра­и­ны, ос­но­ва­тель и рек­тор Та­ври­че­ско­го уни­вер­си­те­та.

В. И. Вернадский

Рис. 6. В. И. Вер­над­ский

Усло­вия, необ­хо­ди­мые для пе­ре­хо­да био­сфе­ры в но­осфе­ру: все­об­щее ра­вен­ство, де­мо­кра­тия, выход в кос­мос, от­кры­тие новых ис­точ­ни­ков энер­гии, пре­кра­ще­ние войн.

При­ро­да мстит че­ло­ве­ку?

Неред­ко ка­жет­ся, что при­ро­да как бы мстит че­ло­ве­ку. Ка­та­стро­фы сле­ду­ют одна за дру­гой. Но по­доб­ные ка­та­стро­фы бы­ва­ли и рань­ше.

В 1883 году про­изо­шло из­вер­же­ние вул­ка­на Кра­ка­тау (рис. 7), ко­то­рое прак­ти­че­ски уни­что­жи­ло ост­ров. Если до из­вер­же­ния это была гора вы­со­той в несколь­ко сотен мет­ров, то те­перь это три ост­ро­ва, раз­де­лен­ные морем (рис. 8).

Вулкан Кракатау

Рис. 7. Вул­кан Кра­ка­тау

Кракатау после извержения

Рис. 8. Кра­ка­тау после из­вер­же­ния

Но это не озна­ча­ет, что люди никак не вли­я­ют на по­доб­ные ка­та­стро­фы. В 1980-е годы в СССР была предот­вра­ще­на воз­мож­ная ка­та­стро­фа, вы­зван­ная пред­по­ла­га­е­мым по­во­ро­том си­бир­ских рек в Сред­нюю Азию. Се­год­ня ана­ло­гич­ный про­ект ре­а­ли­зу­ет­ся в Китае.

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/obschestvo-i-priroda?seconds=0&chapter_id=347

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AMaz4klDVyw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ySlJnWfsUIQ

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=_G9fM81d-oQ

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obshhestvo-i-priroda.html

источник презентации - http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fuploads%2Fppt%2F111%2Fe142aa7ed02d5ed4346dda892809033e.ppt

Файлы