4 класс. Математика. Угол. Виды углов.

4 класс. Математика. Угол. Виды углов.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы рассмотрим угол и виды углов. Вспомним, что такое луч и как он связан с углом, дадим определение этой геометрической фигуре. Далее рассмотрим разные способы обозначения угла и различные виды углов. Узнаем об инструментах, которые применяются для построения углов. Рассмотрим несколько задач на нахождение углов.

 

 Угол, его понятие, основные элементы. Как обозначать угол?

Ранее мы были озна­ком­ле­ны с по­ня­ти­ем «луч». Луч – это часть пря­мой, огра­ни­чен­ная с одной сто­ро­ны точ­кой. На ри­сун­ке можно уви­деть луч с на­ча­лом в точке  и луч с на­ча­лом в точке  (рис. 1).

Лучи

Рис. 1. Лучи

Фи­гу­ра, об­ра­зо­ван­ная двумя лу­ча­ми с одним и тем же на­ча­лом, на­зы­ва­ет­ся углом. Лучи, об­ра­зу­ю­щие угол, на­зы­ва­ют­ся сто­ро­на­ми угла, а их общее на­ча­ло – вер­ши­ной угла (рис. 2).

Углы

Рис. 2. Углы

Угол может быть на­зван одной за­глав­ной ла­тин­ской бук­вой по его вер­шине. На рис. 2 можно уви­деть угол  и угол . Но углы можно обо­зна­чить и дру­гим спо­со­бом.

Угол мно­го­уголь­ни­ка обо­зна­ча­ют тремя за­глав­ны­ми бук­ва­ми. На­зы­вать угол на­чи­на­ют с буквы, сто­я­щей у одной сто­ро­ны, затем на­зы­ва­ют букву у вер­ши­ны, а за­кан­чи­ва­ют бук­вой у дру­гой сто­ро­ны. На­при­мер, в тре­уголь­ни­ке , угол с вер­ши­ной  яв­ля­ет­ся угол  (рис. 3) или в об­рат­ном по­ряд­ке – .

В тре­уголь­ни­ке  угол с вер­ши­ной  – это угол  или .

Углы в треугольнике

Рис. 3. Углы в тре­уголь­ни­ке

Необ­хо­ди­мо пом­нить, что в се­ре­дине на­зва­ния угла долж­на сто­ять та буква, ко­то­рой обо­зна­че­на вер­ши­на угла.

Ино­гда угол обо­зна­ча­ют малой бук­вой или циф­рой, ставя их внут­ри угла (рис. 4). Между сто­ро­на­ми угла про­во­дят для яс­но­сти дужку.

Обозначение угла буквой или цифрой

Рис. 4. Обо­зна­че­ние угла бук­вой или циф­рой

 Виды углов

Виды углов

Рис. 5. Виды углов

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные виды углов.

1. Если сто­ро­ны угла лежат на одной пря­мой, то такой угол на­зы­ва­ют раз­вер­ну­тым. На рис. 6 угол М – раз­вер­ну­тый (умест­но срав­не­ние с раз­вер­ну­тым ве­е­ром).

Развернутый угол

Рис. 6. Раз­вер­ну­тый угол

2. Пря­мым углом на­зы­ва­ют тот угол, ко­то­рый со­став­ля­ет по­ло­ви­ну раз­вер­ну­то­го угла (рис. 7). На­при­мер, пря­мой угол можно по­лу­чить путем скла­ды­ва­ния бу­ма­ги (если лист сло­жить два­жды).

Прямой угол

Рис. 7. Пря­мой угол

Для удоб­ства опре­де­ле­ния, пря­мой угол или нет, есть осо­бый ин­стру­мент – пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник, у ко­то­ро­го один из углов – пря­мой (рис. 8).

Прямоугольный треугольник и его применение

Рис. 8. Пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник и его при­ме­не­ние

3. Непря­мые углы де­лят­ся на тупые и ост­рые.

Угол, ко­то­рый мень­ше пря­мо­го, – это ост­рый угол (рис. 9).

Острый угол

Рис. 9. Ост­рый угол
Угол, ко­то­рый боль­ше пря­мо­го, но мень­ше раз­вер­ну­то­го угла, – это тупой угол (рис. 10).

Тупой угол

Рис. 10. Тупой угол

 Задание

Най­ди­те на чер­те­же пря­мые, тупые и ост­рые углы (рис. 11).

Иллюстрация к заданию

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к за­да­нию

В на­хож­де­нии ре­ше­ния нам по­мо­жет ин­стру­мент – пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник, ко­то­рый будет при­ло­жен к каж­дой из вер­шин тре­уголь­ни­ка путем сов­ме­ще­ния одной из сто­рон. Если он будет сов­па­дать с углом, то этот угол пря­мой. Если угол будет мень­ше пря­мо­го угла ин­стру­мен­та, то этот угол ост­рый. А если же угол боль­ше пря­мо­го угла ин­стру­мен­та – то это тупой угол.

Пря­мые углы:  

Тупые углы: 

Ост­рые углы: 

 Построение 4 прямых углов с общей вершиной на нелинованной бумаге

В по­стро­е­нии 4 пря­мых углов с общей вер­ши­ной на нели­но­ван­ной бу­ма­ге нам по­мо­гут цир­куль и ли­ней­ка.

Сна­ча­ла необ­хо­ди­мо про­ве­сти пря­мую. От­ло­жим на пря­мой про­из­воль­ный от­ре­зок . Про­ве­дем две окруж­но­сти с цен­тра­ми в точке  и  с ра­ди­у­са­ми, рав­ны­ми длине от­рез­ка .

Обо­зна­чим точки пе­ре­се­че­ния окруж­но­стей  и . Про­ве­дем через точки  и  пря­мую. Точку пе­ре­се­че­ния пря­мых обо­зна­чим бук­вой .

Построение 4 прямых углов с общей вершиной на нелинованной бумаге

Рис. 12. По­стро­е­ние 4 пря­мых углов с общей вер­ши­ной на нели­но­ван­ной бу­ма­ге

С по­мо­щью пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка можно про­ве­рить, что все 4 угла с вер­ши­ной в точке  – пря­мые. При по­стро­е­нии пря­мых углов на нели­но­ван­ной бу­ма­ге вме­сто окруж­но­стей можно про­во­дить дуги, то есть части окруж­но­сти. При­чем дуги могут быть лю­бо­го ра­ди­у­са, но боль­ше, чем по­ло­ви­на длины от­рез­ка .

 Вывод

На этом уроке мы по­зна­ко­ми­лись с по­ня­ти­ем угла и ви­да­ми углов: раз­вер­ну­тым углом, пря­мым углом, тупым углом и ост­рым углом. На­учи­лись стро­ить пря­мые углы на нели­но­ван­ной бу­ма­ге с по­мо­щью цир­ку­ля и ли­ней­ки.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/tema-3/ugol-vidy-uglov?konspekt

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=zoj9YcAz2ws

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.