Реформация и религиозные войны в Европе. Всеобщая история. 10 класс.
Реформация и религиозные войны в Европе. Всеобщая история. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Реформация и Крестьянская война в Германии.
Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.
В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела. Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.
Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.
Мартин Лютер
В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер, обращаясь к собранию, сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его выступления по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина Лютера ждет такая же судьба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Учение Лютера стало распространяться в Германии. Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Борьба за Реформацию ширилась.
Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.
Томас Мюнцер
В 1525 г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины? Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звонкую монету. Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен — деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам. Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тысяч человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Была составлена программа «Двенадцать статей», в которой восставшие требовали отмены личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. Борьба крестьян закончилась поражением. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над участниками; был казнен и Томас Мюнцер.
Лютер резко осудил повстанцев и Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В его учении их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государства над церковью. Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера заявили протест. С этого времени их стали называть протестантами.
В 1555 г. был достигнут Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям: «Чья страна, того и вера…». В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке протестанты. В протестантских княжествах главой церкви признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.
«Чья страна, того и вера»
Реформация по лютеранскому образцу была распространена в Англии, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Финляндии.
Распространение Реформации в Европе.
Реформация, начавшись в Германии, вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не везде она проводилась по лютеранскому образцу. Появились другие протестантские течения. Так, в Швейцарии возник кальвинизм (направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином). Организация кальвинисткой церкви отличалась как от католической, так и от лютеранской. Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии (там они назывались пуританами), в Нидерландах, во Франции. Позднее эмигранты перенесли религиозное учение Кальвина в Новый Свет. Протестантизм нанес сильный удар по позициям католической церкви. Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «контрреформация». Ее поддержали Испания, Франция, а также часть германских и итальянских земель. Контрреформация состояла из различных по своему характеру мер: от попыток сдержанной реформации католичества до силовых методов борьбы с протестантизмом. В 1534 году был основан орден иезуитов, главной целью которого было укрепление позиций католической церкви по всему миру. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру. Они участвовали в общественно-политической жизни, оказывая влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, высокопоставленным чиновникам и вельможам, убеждая их проводить политику в интересах Папы Римского. Иезуиты открывали школы, которые отличались в XVI–XVII вв. высоким уровнем образования.
Жан Кальвин
Жан Кальвин родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву. Здесь выходит его знаменитый труд «Наставление в христианской вере». В основе учения Кальвина лежит теория божественного предопределения. Кальвин считал, что достичь вечного спасения удостоены лишь немногие. Человек может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Бог дает человеку знак — успех в делах. Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство, считал лень величайшим пороком, осуждал церковные праздники, предписывающие верующим не работать в эти дни. Под воздействие учения Кальвина возник новый тип делового человека — трудолюбивого, бережливого.
По указанию Кальвина в Женеве был составлен проект нового церковного устройства. Теперь община верующих сама выбирала старейшин-пресвитеров и проповедников-пасторов. Они руководили общиной и следили за нравственностью ее членов. Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город. Из церковного обихода удалили последние украшения, символы, церемонии. Яркие одежды, театр, танцы, музыка были запрещены как богопротивные. Поощрялись размышления над Библией, распевания псалмов и упорный труд. Светская власть в Женеве стала простым исполнителем предписаний церкви.
По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим. Прежде не свойственные протестантам фанатизм и нетерпимость принесли ему прозвище «женевский папа». По приказанию Кальвина испанский врач и богослов Мигель Сервет был схвачен и приговорен к смерти. В 1553 г. Сервет погиб на костре и вошел в историю как первая жертва протестантского фанатизма.
Важную роль в истории сыграли политические идеи Кальвина. Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчеркивал, что у правителей есть обязанности перед обществом. Если правитель не дает верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, и община имеет право ему сопротивляться. Последователи Кальвина развили эту идею, тем самым оправдывая даже убийство тирана.
Учение Кальвина распространилось в Англии и Шотландии, в Нидерландах и во Франции, в Северной Америке. Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы. Между тем католицизм готовился к решительной схватке.
Реформация застала католическую церковь врасплох. Вначале папы налагали проклятия на протестантов, пытались приступить к реформам. Однако затем в Риме возобладали сторонники решительной борьбы с Реформацией — Контрреформации. Важнейшую роль сыграл новый орден иезуитов. Его организовал честолюбивый и энергичный испанский дворянин Игнатий Лойола (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав ордена. В «Обществе Иисуса» существовала жесткая иерархия его членов и железная дисциплина. Генерал ордена избирался пожизненно и обладал огромной властью. Помимо монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания члены ордена давали особую клятву верности папе. Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения начальства, не размышляя о моральной стороне своих действий. Своим внешним видом они скорее напоминали светских ученых. Их задачей было быть в гуще событий. Они поражали эрудицией, пышностью богослужений, нередко были духовниками государей. Ложь, интриги, убийства — все средства использовались ими к «вящей славе Божьей». Иезуиты организовывали заговоры против протестантских лидеров и подготовили ряд покушений. Много внимания члены ордена уделяли молодежи, они создавали лучшие школы, из стен которых выходили убежденные католики.
Игнатий Лойола
Орден иезуитов был важнейшим, но далеко не единственным орудием борьбы с Реформацией. В 1542 г. в Риме был создан инквизиционный трибунал. Особенно жестокими преследованиями прославилась испанская инквизиции. Король Филипп II, религиозный фанатик, однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды. Была введена строжайшая книжная цензура. В 1559 г. в Риме издали индекс запрещенных книг. С самого начала Реформации говорили, что разногласия между католиками и протестантами следует обсудить на церковном соборе. В 1545 г. папа римский Павел III в итальянском городе Тренто (Тридент) созвал собор, обеспечив на нем преобладание своих сторонников. Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.
Папа Павел III на Тридентском соборе
Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.
Реформация в Европе была подготовлена стремительным подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.
Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.
Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.
В XVI в. Франция стала одним из самых больших централизованных государств Западной Европы с населением около 15 млн человек. По уровню развития она значительно опережала тогдашнюю Испанию, но уступала Англии и Нидерландам.
Наибольшего могущества Франция достигла при правлении Франциска I (1515–1547 гг.). Вся власть в стране принадлежала королю, который отказался от созыва Генеральных штатов. Он окончательно подчинил католическую церковь, договорившись с папой римским о праве короля назначать на должности всех французских епископов. Его сына Генриха II стали именовать «Ваше Величество». Все более важную роль играл королевский двор. В его пышном церемониале воплощалось могущество королевской власти. В XVI–XVII вв. значительно выросла численность французской армии, увеличились и военные расходы. Для их покрытия росли размеры прежних налогов и вводились новые. Управляли сложным государственным механизмом профессиональные чиновники, численность которых постоянно росла. Пустая казна часто заставляла монархов продавать должности, в том числе с правом передавать их по наследству. Многие должности давали право на дворянское звание. Постепенно их покупатели составили особое «дворянство мантии», традиционное дворянство именовалось «дворянством шпаги». Король некоторое время мирился с ее распространением в стране, но потом начал преследования протестантов. В 1540 г. во Франции была введена инквизиция. На юге страны утвердилась кальвинистская церковь, ее последователей стали называть гугенотами.
Преемником Франциска I был его сын Генрих II (1547–1559 гг.), который расширил границы страны, в частности отвоевал у Англии порт Кале. Этот король нелепо погиб во время одного из турниров.
В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались религиозные войны. В 1572 г., казалось, произошло примирение. Вождь гугенотов герцог Наваррский сочетался браком с сестрой короля Карла IX Маргаритой Валуа. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое убийство гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на праздник святого Варфоломея и вошло в историю как Варфоломеевская ночь. В ответ гугеноты создали на юге свое государство, во главе которого стал Генрих Наваррский.
Варфоломеевская ночь
В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась; ближайшим наследником оказался гугенот Генрих Наваррский. Он взошел на трон под именем Генриха IV (1589–1610 гг.), положив начало правлению династии Бурбонов. Он часто менял свои религиозные убеждения, но вскоре убедился, что католицизм принесет ему поддержку большинства французов. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сменил веру, и столица приняла его сторону.
В 1598 г. Генрих IV издал Нантский эдикт о веротерпимости. Официальной религией Франции оставался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками. Генриху IV удалось восстановить экономику страны, укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.
Следующим французским королем в девятилетнем возрасте стал сын Генриха IV Людовик XIII (1610–1643 гг.). Некоторое время страной управляла его мать Маргарита Медичи. В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойденный мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти. Он разработал программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой. Права и привилегии провинций или учреждений соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии. Противниками такой политики были гугеноты. Ришелье действовал решительно: он отвоевал у гугенотов Ла-Рошель, лишил их политических прав. Подлинным бедствием для Франции были дуэли, кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал нарушителей. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. По его инициативе начала выходить первая французская газета.
Кардинал Ришелье
Главными противниками Франции в Европе были испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) Франция одолела Испанию и стала самым могущественным государством в Европе.
После смерти Людовика XIII на престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV(1643–1715 гг.). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазарини, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции, разоренной Тридцатилетней войной, было нестабильным. Волнения продолжались до 1653 г., их участники требовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Когда в 1661 г. Мазарини умер, 22-летний Людовик XIV заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук.
Людовик XIV
Он стремился укрепить единство страны, упрочить главенство Франции в Европе и расширить ее границы. «Король-солнце» — так называли его придворные льстецы — управлял страной с помощью королевского совета, однако все решения принимал сам. Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция в Версале. Строительство продолжалось в течение нескольких десятилетий и обошлось казне в астрономическую сумму. Начало правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Кольбер (1619–1683 гг.), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Он покровительствовал развитию мануфактур, строительству флота, созданию торговых компаний. Ему удалось основательно пополнить казну, однако длительные и разорительные войны постоянно ее опустошали.
Версаль
Людовик ХIV жестоко преследовал гугенотов. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Экономика страны сильно пострадала от массовой эмиграции умелых ремесленников и деловых людей.
В XVI–XVII вв. во Франции утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжелые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
- http://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY