Образование США и американская система государств. Всеобщая история. 10 класс.
Образование США и американская система государств. Всеобщая история. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Специфика колонизации Северной Америки.
К XVII веку инициатива в освоении Северной Америки полностью сосредоточилась в руках Британской империи. В 1607 году две английские компании, Плимутская и Лондонская, получили хартию на освоение новых земель.
Британская империя осваивает новые земли
Сначала процесс колонизации Северной Америки шел медленно, однако постепенно всё большее количество колонистов двигалось на запад. В середине XVII века существовало уже 13 английских колоний на территории Северной Америки. В них проживало до двух с половиной миллионов людей. Однако коренного населения, то есть индейцев, было всего 200 тысяч. Англичане относились к местному населению свысока и позволяли себе непристойные вещи. Например, индейцев травили, убивали, вытесняли всё дальше вглубь материка. Свои действия европейцы оправдывали тем, что индейцы ничем не лучше диких зверей, а диких зверей в Библии убивать не запрещено.
Травля индейцев собаками
Северная Америка рассматривалась метрополией (государство, владеющее колонией) как источник дешевого сырья и продуктов. В Северной Америке было выгодно развивать земледелие, так как почвы были плодородными и это благоприятствовало выращиванию здесь самых разнообразных продуктов. В первую очередь здесь выращивали рис, табак, хлопок и другие продукты.
На территории Северной Америки очень быстро развивался фермерский тип сельского хозяйства. Мелкие фермеры стали ядром колониального общества Северной Америки. Однако были и другие категории населения. К ним принадлежали работники предприятий, богатые плантаторы и работающие на них рабы.
Фермерское хозяйство
На территорию Северной Америки европейцев привлекало многое: свободные земли, богатые территории, свобода для развития своего дела. В Америку приезжало большое количество людей, однако нужно отметить, что рабочей силы в Северной Америке не хватало. В основном в Америку ехали английские пуритане, на которых велись гонения, протестанты из Голландии и Франции и многие другие. Но Северной Америке требовалась дешевая рабочая сила. Таким образом, начался процесс ввоза в Америку рабов.
Рабов ввозили самых разнообразных, большинство из них были чернокожие. Но были и белые рабы. Это были законтрактованные слуги, то есть европейцы, которые не могли себе позволить оплатить переезд через океан. Они заключали договор, по которому их перевозили бесплатно, но как только они оказывались на землях Северной Америки, то становились рабами. Количество рабов в Северной Америке стало быстро увеличиваться. Зачастую количество рабов превышало количество колонистов.
Корабль с рабами из Африки
Продажа рабов с аукциона
Главой управления в североамериканских колониях как части Британской империи был король Англии. Но реальная власть принадлежала назначаемым губернаторам. Они обладали самыми различными полномочиями и соединяли в себе все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Но их власть не была безграничной. Важным органом управления в Северной Америке были ассамблеи. Они состояли из двух палат: верхней и нижней. Члены верхней палаты назначались губернатором и выбирались из аристократии. Члены нижней палаты выбирались мужским населением.
Ассамблеи обладали разными полномочиями, в том числе они могли назначать размер оплаты труда как всех чиновников колониальной администрации, так и самих губернаторов. Таким образом, ассамблеи получали сильный рычаг давления на всю колониальную администрацию.
Английский король и купцы всячески стремились увеличить доход, получаемый с территории Северной Америки. Чтобы продолжать получать доход, им нужно было не давать колонистам развиваться самостоятельно. В связи с этим англичане ввели ряд законов, которые сильно сужали права самих колонистов.
В XVII веке вышел закон, лишавший американцев прав свободной торговли. Это значило, что теперь американцы могли продавать свои товары только англичанам. Кроме того, вводились запреты на создание мануфактур на территории Америки. На территорию Америки нельзя было ввозить какое-либо оборудование и даже чертежи, по которым можно было бы его создать.
Англичане боялись, что они могут потерять Америку. Вскоре они ввели на территорию колоний 10-тысячную армию, которая якобы должна была защищать колонистов от индейцев. Однако содержать армию должны были жители колоний.
На этом меры, ограничивающие свободу колонистов, не закончились. Англичане ввели гербовый сбор – это налог, который вводился на любой документ, имеющий оборот на территории Северной Америки. Таким образом, получалось, что любая сделка считалась недействительной, если на нее не ставилась печать, за которую колонисты должны были платить. Гербовый сбор был сильным ударом по экономической независимости жителей Северной Америки. Поэтому введение этого налога вызвало бурю недовольств в колониальном обществе. Недовольство росло, и на территории Америки стали появляться общества, которые боролись с колониальным владычеством Англии. К числу таких обществ принадлежала организация «Сыны и дочери свободы».В 1773 году организация «Сыны и дочери свободы» совершила первый акт сопротивления английским властям. Это произошло в Бостоне и связано было с тем, что англичане разрешили Ост-Индской компании без пошлины ввозить на территорию Америки чай. Это стало тяжелым ударом по экономике колонии. В ответ на это нововведение «Сыны свободы» пробрались на корабли, стоявшие на рейде, и сбросили дорогой чай в воду. Это событие вошло в историю под названием «Бостонское чаепитие».
«Бостонское чаепитие», 1773 год
Англичанам было очень выгодно получать доходы с колоний, и они вовсе не хотели терять столь богатые земли. Поэтому они принимали различные меры, чтобы колония не начала развиваться самостоятельно. Но несмотря на все законы, которые были приняты, англичанам добиться своей цели в конечном итоге не удалось. На территории Америки появился народ, который хотел независимости, и в скором времени такая война за независимость разразится между метрополией (Англией) и ее колонией (Северной Америкой).
Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Война за независимость была подготовлена всей предшествующей социально-экономической историей колоний. Развитие капитализма в колониях и складывание североамериканской нации вступали в противоречие с политикой метрополии, которая рассматривала колонии как источник сырья и рынок сбыта. В колониях существовало множество запретов на открытие мануфактур, производство и вывоз шерстяных изделий, разного рода инструментов. Торговля колоний с другими странами, минуя английских купцов-посредников, издавна была запрещена, но велась контрабандой. Фактически многие запреты плохо соблюдались, и на них не обращали внимания. Но с 1761 года английское правительство стало требовать их неукоснительного выполнения. В 1763 году король Георг III издал указ о запрещении колонистам занимать земли и селиться к западу от Аллеганских гор. Эта мера лишала рабовладельцев возможности захватывать западные земли и переносить на них плантации с уже истощенных участков в южных колониях. В 1765 году английский парламент обложил колонии так называемым гербовым сбором с каждой торговой сделки, с документов, газет и объявлений. В 1767 году в колониях были введены новые пошлины на ввоз товаров из Англии. Такие действия английских властей не могли расцениваться иначе, как покушение на права местного населения. Британская колониальная политика укрепляла в американском народе чувство единства и национальное самосознание.
Недовольство гербовым сбором и прочими мерами британских властей дало сильный толчок широкому движению против английских колонизаторов в Нью-Йорке и в Новой Англии. Во многих городах и селениях возникали митинги, народ громил дома сборщиков нового налога. Гербовые марки сжигались на кострах, сборщиков вымазывали дегтем и вываливали в перьях. Начался бойкот английских товаров. В Нью-Йорке в 1765 году собрался конгресс представителей ряда колоний, который призвал к бойкоту. Участники конгресса отказалась признать за английским парламентом право на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в парламенте. С трибуны конгресса впервые раздался призыв забыть о принадлежности к той или иной колонии и стать американцами. Перепуганные английские купцы опасались за судьбу своей торговли в колониях и добились в 1766 году отмены гербового сбора.
Идеологами борьбы за независимость стали представители американского просвещения. Перед войной за независимость наиболее известным американским просветителем, философом, ученым и моралистом был Бенджамин Франклин. Это был сын свечника и мыловара из Бостона, ставший затем журналистом. Франклин основал первую в Америке общественную библиотеку, философское общество, академию и университет в Пенсильвании.
Бенджамин Франклин
В 1773–74 годах ширилось движение за бойкот английских товаров. Когда английское правительство снизило пошлины на чай, ввозимый в колонии, в надежде, что сбыт чая увеличится и колонии примирятся с уплатой хотя бы небольшой чайной пошлины, жители Бостона, переодевшись индейцами, проникли на корабли с грузом чая и выбросили его в море. Это событие вошло в историю под названием «Бостонское чаепитие». В ответ на это британские власти перешли к новым репрессиям – закрытиям портов, запрету промыслов, упразднению самоуправления в отдельных колониях.
«Бостонское чаепитие»
Патриотические круги по всей стране выступили против этих «нестерпимых актов». В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс – совет представителей колоний. Конгресс не решился на разрыв с Англией, но призвал колонии к совместному бойкоту английских товаров и обратился к королю Георгу III с адресом о предоставлении колониям более широких прав.
Война началась стихийно. В апреле 1775 г. английский главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад оружия, устроенный патриотами недалеко от Бостона, и арестовать лидеров «заговорщиков». Посланный им полк увяз в боях с вооруженными фермерами, которые использовали партизанские методы, понес значительные потери и вернулся ни с чем. Вскоре 20 тыс. повстанцев образовали у Бостона так называемый лагерь свободы. В мае 1775 г. в Филадельфии открылся второй Континентальный конгресс. Под влиянием массового революционного подъема большинство Конгресса склонились к разрыву с Англией. Конгресс признал своей армию, возникшую в начале войны из партизанских отрядов, и назначил главнокомандующим богатого виргинского плантатора Джорджа Вашингтона. Вашингтон имел опыт военных действий против французов и индейцев и считался способным военачальником. 4 июля 1776 г. Континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости, автором которой был Томас Джефферсон. Декларация объявляла об отделении 13 колоний от метрополии и образовании независимого государства – Соединённых Штатов Америки (США). Она была первым в истории государственно-правовым документом, который формально провозгласил суверенитет народа и основы буржуазно-демократических свобод. Текст Декларации читался народу под пушечные салюты и звон колоколов.
Дж. Трамбл. Подписание Декларации независимости. 1817
Первая конституция США «Статьи конфедерации» (принята конгрессом в 1777 г., ратифицирована штатами в 1781 г.) сохраняла суверенитет штатов в важнейших вопросах.
Война затягивалась и велась с переменным успехом. Отсутствие центрального правительства мешало принятию энергичных мер для снабжения армии. Армии США не хватало оружия и продовольствия. В сентябре 1777 г. английские войска заняли столицу США Филадельфию. На соединение с ними из Канады двинулся крупный отряд генерала Бургойна. Но маневр этот был разгадан американским командованием. Войска Бургойна были окружены у Саратоги и капитулировали. Эта победа продемонстрировала силу восставших колоний и содействовала вступлению в войну на их стороне европейских держав. Властям республики удалось использовать противоречия между Великобританией и другими европейскими колониальными державами. Власти Франции и Испании, несмотря на свой абсолютистский характер, желали свести с Англией старые счеты и вернуть часть потерянных в Америке владений. В Париж был направлен в качестве представителя США Б. Франклин. В 1778 г. он заключил военный союз с Францией. В 1779 г. в войну с Великобританией вступила Испания. Вступление в войну Франции и Испании резко ухудшило положение Англии на море. Флот союзников сделал совершенно невозможной морскую блокаду колоний. В Америку были посланы французские войска и военные корабли. Усилия же Англии найти союзников не увенчались успехом. Просьба английского короля к Екатерине II предоставить русские войска для подавления восстания в колониях встретила отказ царского правительства. Россия желала ослабления английской мощи. Она возглавила в 1780 г. так называемую Лигу нейтральных государств, которые выступили против стремления Великобритании помешать торговле нейтральных стран с её противниками.
В 1779–81 гг. англичане перенесли военные действия в южные штаты, рассчитывая на поддержку плантаторской аристократии. В сентябре 1781 г. французский флот отрезал с моря главные силы англичан под командованием лорда Корнуоллиса у Йорктауна. Д. Вашингтон окружил их с суши и 19 октября 1781 г. принудил к капитуляции. После этого английское правительство пошло на мирные переговоры. 3 сентября 1783 г. в Версале был подписан мир. Англия признала США независимым государством.
В результате победы колоний и принятия конституции 1787 года образовалась крупная самостоятельная республика – США, в основе своей буржуазная, но с сохранением рабства. В 1789 году был избран Конгресс – высший законодательный орган власти. Исполнительная власть по конституции передавалась президенту. Первым президентом США стал Джордж Вашингтон.
Джордж Вашингтон
В штатах поднялось широкое движение за демократизацию конституции. Конгресс вынужден был в 1791 году включить в конституцию 10 поправок, провозглашавших свободу слова, печати, право собраний и петиций, неприкосновенность личности, жилищ, введение суда присяжных по уголовным делам для гражданского населения. Запрещались введение общегосударственной религии и принудительный постой войска в мирное время. В историю США эти поправки вошли под названием «Билля о правах».
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
- http://www.youtube.com/watch?v=yqur0HdWYB4