2 класс. Русский язык. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
2 класс. Русский язык. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
Комментарии преподавателя
§1. Главные слова в предложении
Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать. Следовательно, предложение – это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.
Давайте прочитаем первый текст.
В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.
Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.
А теперь давайте сравним его со вторым текстом.
Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.
Чем этот текст отличается от первого? Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, Звёзды распухают. Осины выбросили. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов. Главные слова в предложении – это его основа.Без основы – нет предложения. А зачем предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные?
§2. Неглавные слова в предложении
Рассмотрим предложения.
Собака лает.
Собака лает.
Это одинаковые предложения, каждое состоит из одной основы: собака (что делает?) лает, лает (кто?) собака. Как мы видим оба слова главные, оба командуют друг другом.
Рассмотрим два других предложения.
(Какая?) Большая рыжая собака лает.
(Какая?) Маленькая чёрная собака лает.
А теперь это уже разные предложения. Они состоят из основы, главных слов, и других слов – неглавных. Какие же слова сделали предложения разными? Конечно, неглавные слова, ведь основа у предложений одинаковая. Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении – большая рыжая, а в другом – маленькая чёрная).
А теперь давайте представим, как именно лает каждая собака, и дополним эти предложения. Теперь они будут выглядеть так:
Большая рыжая собака лает (как?) громко и хрипло.
Маленькая чёрная собака лает (как?) весело и звонко.
Неглавные слова указывают на то, как происходит действие. Теперь собаки лают по-разному: одна весело и звонко, другая громко и хрипло.
Придумаем, на кого может лаять каждая собака, и допишем наши предложения.
Большая рыжая собака лает громко и хрипло (на кого?) на кошку.
Маленькая чёрная собака лает весело и звонко (на кого?) на ворону.
Неглавные слова, которые мы вставили, уточняют на кого направлено действие: в одном случае – на кошку, в другом – на ворону.
Осталось придумать только, когда же именно каждая собака лает, и внести соответствующие изменения.
1.(Когда?) По утрам большая рыжая собака лает громко и хрипло на кошку.
2.(Когда?) Сейчас маленькая чёрная собака лает весело и звонко на ворону.
Неглавные слова сообщают о том, когда происходит действие: одно – по утрам, а другое – сейчас.
Так зачем же в предложении нужны неглавные слова? Неглавные слова в предложении помогают уточнить и дополнить то, о чём сообщают главные слова, и указывают на то, КАК происходит действие, КОГДА оно происходит, а также указывают ПРИЗНАКИ всех действующих лиц.
Итак, на этом уроке мы познакомились с главными и неглавными словами в предложении. И выяснили, что главные слова составляют его основу. А неглавные слова позволяют узнать, как и когда происходит действие, а также служат для описания всех действующих лиц.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/2-klass/russian/Glavnye-i-neglavnye-slova-v-predlozhenii
https://vimeo.com/109782339
https://www.youtube.com/watch?v=5W4NvAp85To
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.