2 класс. Русский язык. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

2 класс. Русский язык. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Комментарии преподавателя

Имя су­ще­стви­тель­ное – часть речи

Вспом­ним, что мы на­зы­ва­ем име­нем су­ще­стви­тель­ным.

Имя су­ще­стви­тель­ное – часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и от­ве­ча­ет на во­про­сы кто? или что?

На этом уроке мы узна­ем о том, какие су­ще­стви­тель­ные от­ве­ча­ют на во­прос кто?, а какие – на во­прос что?

 

Оду­шев­лён­ные и неоду­шев­лён­ные су­ще­стви­тель­ные

Рас­смот­рим пер­вый при­мер. На­зо­вём пред­ме­ты. К живой или нежи­вой при­ро­де они от­но­сят­ся?

Медведь

Девочка

Роза

Рис. 1. Мед­ведь

Рис. 2. Де­воч­ка

Рис. 3. Роза

Дерево

Воробей

Подорожник

Рис. 4. Де­ре­во

Рис. 5. Во­ро­бей

Рис. 6. По­до­рож­ник

Мед­ведь, де­воч­ка, роза, де­ре­во, во­ро­бей, по­до­рож­ник – всё это объ­ек­ты живой при­ро­ды.

Раз­де­лим пред­ме­ты на 2 груп­пы – жи­вот­ные и рас­те­ния.

В первую груп­пу мы от­но­сим мед­ве­дя, де­воч­ку, во­ро­бья.

Во вто­рую груп­пу от­но­сим розу, де­ре­во, по­до­рож­ник.

По­ста­вим во­про­сы кто? или что? к сло­вам в каж­дой груп­пе.

Кто? мед­ведь, кто? де­воч­ка, кто? во­ро­бей.

Что? Роза, что? Де­ре­во, что? По­до­рож­ник.

Хотя рас­те­ния и от­но­сят­ся к живой при­ро­де, но слова, на­зы­ва­ю­щие рас­те­ния, от­ве­ча­ют на во­прос Что?

Дело в том, что наши пред­ки счи­та­ли живым толь­ко то, что ходит, бе­га­ет, пла­ва­ет, ле­та­ет.

Эти пред­ме­ты счи­та­ют­ся оду­шев­лён­ны­ми. И от­ве­ча­ют на во­прос кто?

Рас­те­ния стоят на месте, не пе­ре­дви­га­ют­ся. Вот по­это­му пред­ме­ты рас­ти­тель­но­го мира в рус­ском языке счи­та­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми, к ним ста­вит­ся во­прос что?

За­пом­ни­те!

Оду­шев­лён­ные су­ще­стви­тель­ные от­ве­ча­ют на во­прос кто?

К оду­шев­лён­ным су­ще­стви­тель­ным от­но­сят­ся: на­зва­ния людей и жи­вот­ных.

Неоду­шев­лён­ные су­ще­стви­тель­ные от­ве­ча­ют на во­прос что?

К неоду­шев­лён­ным су­ще­стви­тель­ным от­но­сят на­зва­ния пред­ме­тов и рас­те­ний.

 

За­да­ния для за­креп­ле­ния

Рас­смот­рим кар­ти­ну. На­зо­вём су­ще­стви­тель­ные, от­ве­ча­ю­щие на во­прос кто? и на во­прос что?

Лес 

Рис. 7. Лес

Про­ве­рим. Оду­шев­лён­ные пред­ме­ты, от­ве­ча­ю­щие на во­прос кто?

Лиса, ёжик, че­ре­па­ха, белка, стре­ко­за.

Неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты, от­ве­ча­ю­щие на во­прос что?

Мост, трава, ро­маш­ка, яб­ло­ня, куст, грибы, зем­ля­ни­ка, до­ро­га.

Рас­пре­де­лим слова в два стол­би­ка: 1 – слова, от­ве­ча­ю­щие на во­прос кто?, 2 – слова, от­ве­ча­ю­щие на во­прос что?

Ав­то­бус, врач, пенал, дуб, заяц, пас­са­жир, стол, весна, песня, учи­тель, со­ро­ка.

Про­ве­рим.

Кто?                          Что?

врач                          ав­то­бус

заяц                          пенал

пас­са­жир                   дуб

со­ро­ка                       стол

                                  весна

                                  песня

А те­перь да­вай­те по­тре­ни­ру­ем­ся в под­бо­ре од­но­ко­рен­ных слов, за­ме­няя су­ще­стви­тель­ное, от­ве­ча­ю­щее на во­прос кто? на су­ще­стви­тель­ное, от­ве­ча­ю­щее на во­прос что?

Кто?

Ма­ши­нист

Стро­и­тель

Борец

По­гра­нич­ник

Уче­ник

 

При­мер­ные ва­ри­ан­ты слов:

Кто? Ма­ши­нист. Что? Ма­ши­на.

Кто? Стро­и­тель. Что? Строй­ка.

Кто? Борец. Что? Борь­ба.

Кто? По­гра­нич­ник. Что? Гра­ни­ца.

Кто? Уче­ник. Что? Уче­ние.

 

Про­чтём сти­хо­тво­ре­ние. Опре­де­лим, оду­шев­лён­ные и неоду­шев­лён­ные су­ще­стви­тель­ные.

Про­би­ра­ет­ся мед­ведь

Сквозь лес­ной ва­леж­ник.

Стали птицы песни петь,

И рас­цвёл под­снеж­ник.

 

Про­ве­рим.

Кто? Мед­ведь – оду­шев­лён­ное су­ще­стви­тель­ное

Что? Ва­леж­ник – неоду­шев­лён­ное

Кто? Птицы – оду­шев­лён­ное

Что? Песни – неоду­шев­лён­ное

Что? Под­снеж­ник – неоду­шев­лён­ное

На этом уроке мы узна­ли, что имена су­ще­стви­тель­ные де­лят­ся на оду­шев­лён­ные и неоду­шев­лен­ные. Оду­шев­лён­ные су­ще­стви­тель­ные от­ве­ча­ют на во­прос кто?, неоду­шев­лён­ные су­ще­стви­тель­ные – на во­прос что?

 

Это ин­те­рес­но

Ино­гда для пра­виль­ной по­ста­нов­ки во­про­са, нужно обя­за­тель­но уточ­нить зна­че­ние слова. Рас­смот­рим при­мер.

В нашем зоо­пар­ке живут ли­сич­ки. Кто?

В нашем парке рас­тут ли­сич­ки.Что?

В пер­вом пред­ло­же­нии речь идёт о жи­вот­ных, зна­чит, ста­вим во­прос кто?

Во вто­ром пред­ло­же­нии – ли­сич­ки – это грибы, зна­чит, ста­вим во­прос что?

Лисички

Лисички

Рис. 8. Ли­сич­ки (Ис­точ­ник)

Рис. 9. Ли­сич­ки (Ис­точ­ник)

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, какие имена су­ще­стви­тель­ные на­зы­ва­ют­ся на­ри­ца­тель­ны­ми, а какие – соб­ствен­ны­ми.

ИСТОЧНИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=P8kADKxOE98

http://www.youtube.com/watch?v=dJkE7-o2o4s

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/imya-suschestvitelnoe/imena-suschestvitelnye-odushevlyonnye-i-neodushevlyonnye?seconds=0&chapter_id=1910

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.