2 класс. Русский язык. Родственные слова. Корень слова
2 класс. Русский язык. Родственные слова. Корень слова
Комментарии преподавателя
О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?
Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов естьобщая часть и общее значение.
Например, сахарница, сахар, конфета – родственные слова?
1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)
2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)
Сахарница – предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар – родственные слова. Конфета – не родственное слово.
Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.
Соберём семью родственных слов.
Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.
Рыбачить – заниматься ловлей рыбы. Рыбка – это маленькая рыба. Рыбный – сваренный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.
Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак – родственные слова.
У нас остались слова ловить и окунь.
Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий – родственные слова?
Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)
Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк – это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.
Окунул – погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.
Улов – количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.
Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у этих слов нет общего значения.
Как называется общая часть родственных слов?
Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.
Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
Вывод: гласные и согласные звуки разные.
А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.
Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково.
Чтобы найти в слове корень, нужно:
1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.
Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый.
Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть –дар.
Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень – крик.
Серебристый – цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень – серебр.
К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.
1. Ласковое название снега (снежок).
2. Кристаллик снега (снежинка).
3. Снежная баба (снеговик).
4. Обильная снегом (снежная).
5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).
У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.
Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки»?
Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.
В данных словах корень снег-снеж, в корне – чередование букв согласных г-ж
Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.
На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/sostav-slova/koren-slova-odnokorennye-slova-napisanie-kornya-v-odnokorennyh-slovah?seconds=0&chapter_id=1960
http://www.youtube.com/watch?v=gv-y5tkfUjI
http://www.youtube.com/watch?v=cxRZR8HcaM8
http://www.youtube.com/channel/UCt0Jh95ADiXwABj2PJkbcAQ/videos
http://www.youtube.com/watch?v=v_lUoSQ3Nkc
http://www.youtube.com/watch?v=gh-wLpxOwmA
http://www.youtube.com/watch?v=x2fuguOOvJQ
http://www.youtube.com/watch?v=AuwC5Lca0t8
http://www.youtube.com/watch?v=efZP_fbkiCU
http://www.youtube.com/watch?v=JToGRW15KB4
http://www.youtube.com/watch?v=e0MeA5d4_PM
http://www.youtube.com/watch?v=4e5VdXf2t4I
http://www.youtube.com/watch?v=4Pd3kuto5Ig
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.