Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы. История России. 10 класс.

Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Древнейшая история Руси.

Все со­бы­тия мно­го­ве­ко­вой Рос­сий­ской ис­то­рии про­те­ка­ли на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии, ко­то­рая со­став­ля­ет ее гео­гра­фи­че­ское про­стран­ство. Тер­ри­то­рия Рос­сии со­став­ля­ет более 17 млн. кв. км. Ураль­ские горы делят нашу стра­ну на две круп­ные части: ев­ро­пей­скую и ази­ат­скую, здесь ис­по­кон веков про­жи­ва­ли раз­ные пле­ме­на и на­ро­ды. В цен­тре и на се­ве­ре Во­сточ­ной Ев­ро­пы про­жи­ва­ли пред­ки бал­тов, гер­ман­цев и сла­вян – ин­до­ев­ро­пей­цы. Степ­ные рай­о­ны ев­ро­пей­ской части и Си­би­ри на­се­ля­ли пле­ме­на, при­над­ле­жа­щие к иран­ской язы­ко­вой семье; в Во­сточ­ной Си­би­ри – пле­ме­на ура­ло-са­мо­дий­ской язы­ко­вой семьи; лес­ную по­ло­су По­вол­жья, меж­ду­ре­чье Волги и Оки за­ни­ма­ли фин­но-уг­ры; степи Цен­траль­ной Азии – тюр­ко­языч­ные пле­ме­на; на Кав­ка­зе – мно­го­чис­лен­ные пле­ме­на кав­каз­ской язы­ко­вой семьи – гру­зи­ны, аб­ха­зы, ин­гу­ши, че­чен­цы.

Языковые семьи России

 Язы­ко­вые семьи Рос­сии

Вос­ста­но­вить ход древ­ней­шей ис­то­рии нам по­мо­га­ют ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки. Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком изу­че­ния древ­не­рус­ской ис­то­рии яв­ля­ют­ся ле­то­пи­си – по­го­до­вые за­пи­си со­бы­тий. Они со­дер­жат све­де­ния о про­ис­хож­де­нии во­сточ­ных сла­вян, о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях сла­вян­ских пле­мен между собой и дру­ги­ми на­ро­да­ми и стра­на­ми. В текст ле­то­пис­но­го по­вест­во­ва­ния вклю­че­ны пре­да­ния, до­го­во­ры, за­ко­ны.

Летопись

 Ле­то­пись

Зна­чи­тель­ное место в вос­со­зда­нии быта, нра­вов, обы­ча­ев  при­над­ле­жит ар­хео­ло­гии – науке, изу­ча­ю­щей про­шлое по па­мят­ни­кам ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры (ору­ди­ям труда, утва­ри, жи­ли­щам, по­гре­бе­ни­ям). В се­ре­дине XX века со­вет­ский учё­ный ар­хео­лог – ан­тро­по­лог М.М. Ге­ра­си­мов раз­ра­бо­тал спо­соб, поз­во­ля­ю­щий по че­ре­пу и ко­стям вос­ста­но­вить под­лин­ный порт­рет давно умер­ше­го че­ло­ве­ка. Бла­го­да­ря его ра­бо­те и ра­бо­те его уче­ни­ков были со­зда­ны скульп­тур­ные порт­ре­ты древ­них людей.

Женщина из племени вятичей

Жен­щи­на из пле­ме­ни вя­ти­чей

Важ­ные све­де­ния дают линг­ви­сти­ка – наука о языке и фольк­ло­ри­сти­ка – наука, изу­ча­ю­щая на­род­ное твор­че­ство. Эти и мно­же­ство дру­гих наук по­мо­га­ют уче­ным узнать о да­ле­ком про­шлом нашей стра­ны.

Древ­ней­шие люди по­се­ли­лись на тер­ри­то­рии нашей стра­ны с неза­па­мят­ных вре­мён. При­мер­но 700 000 лет назад они по­яви­лись в южных рай­о­нах – на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в рай­оне реки Ку­бань.

Около 80 000 лет назад усло­вия жизни на Земле резко из­ме­ни­лись. На­сту­пи­ло по­хо­ло­да­ние, так на­зы­ва­е­мый лед­ни­ко­вый пе­ри­од.  Но  люди вы­жи­ли, при­спо­со­бив­шись к хо­лод­но­му кли­ма­ту, и к  концу лед­ни­ко­во­го пе­ри­о­да (12-14 тыс. лет назад) рас­се­ли­лись на бе­ре­гах Бал­тий­ско­го моря и Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на.

При­мер­но в 6-5 ты­ся­че­ле­ти­ях до н.э. на юге нашей стра­ны по­сте­пен­но за­рож­да­ет­ся зем­ле­де­лие. В это же время на смену охоте при­хо­дит ско­то­вод­ство. За­рож­да­ют­ся ре­мес­ла. В I ты­ся­че­ле­тии до н.э. было осво­е­но про­из­вод­ство же­ле­за из руды. Все эти из­ме­не­ния по­сте­пен­но при­во­дят к рас­па­ду  пер­во­быт­но­го об­ще­ства и по­яв­ле­нию новой формы ор­га­ни­за­ции жизни людей – го­су­дар­ствен­ной. Од­на­ко этот пе­ре­ход осу­ществ­лял­ся нерав­но­мер­но и во мно­гом опре­де­лял­ся при­род­но-кли­ма­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми той тер­ри­то­рии, на ко­то­рой про­жи­ва­ли раз­лич­ные пле­ме­на.

Древ­ние люди, по­се­лив­ши­е­ся на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­шли в своем раз­ви­тии такой же путь, как и жи­те­ли осталь­ной тер­ри­то­рии Земли,  – от пер­во­быт­но­сти к по­яв­ле­нию го­су­дар­ства, к фор­ми­ро­ва­нию на­род­но­стей.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=ajkmiWGpHAo

Файлы