Ранняя история восточных славян. История России. 10 класс.

Ранняя история восточных славян. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Происхождение славян. Восточные славяне в древности.

При изу­че­нии про­бле­мы эт­но­ге­не­за сла­вян пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние имеют несколь­ко ос­нов­ных вида ис­точ­ни­ков:

1) пись­мен­ные, 2) ар­хео­ло­ги­че­ские, 3) линг­ви­сти­че­ские и 4) ан­тро­по­ло­ги­че­ские.

Пер­вые до­сто­вер­ные све­де­ния о сла­вя­нах, из­вест­ных нам под име­нем скла­ве­нов, от­но­сят­ся толь­ко к VI веку н. э. Имен­но тогда в трак­та­тах Про­ко­пия Ке­са­рий­ско­го, Мав­ри­кия Стра­те­га, Иор­да­на и дру­гих ви­зан­тий­ских и ев­ро­пей­ских хро­ни­стов впер­вые встре­ча­ет­ся этот тер­мин. Од­на­ко в этот пе­ри­од сла­вяне были самым боль­шим на­ро­дом Ев­ро­пы и за­се­ля­ли огром­ную тер­ри­то­рию от вер­хо­вьев Волги и Дона до бе­ре­гов Одера и Дуная. Зна­чит, они рас­се­ли­лись в Ев­ро­пе зна­чи­тель­но рань­ше зна­ме­ни­то­го гунн­ско­го на­ше­ствия 375 года н. э.

Про­ко­пий Ке­са­рий­ский

На сей счет су­ще­ству­ет несколь­ко раз­лич­ных точек зре­ния: И. Ру­са­но­ва утвер­жда­ла, что сла­вян­ский этнос за­ро­дил­ся в IV веке н. э. (пше­вор­ская ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра); В. Седов от­но­сил за­рож­де­ние сла­вян­ско­го эт­но­са к V–II векам до н. э. (лу­жиц­кая ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра); П. Тре­тья­ков по­ла­гал, что сла­вяне как са­мо­быт­ный этнос за­ро­дил­ся в III до н. э. (за­ру­би­нец­кая ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра); А. Кузь­мин и Б. Ры­ба­ков счи­та­ли, что ис­то­ки сла­вян­ско­го эт­но­ге­не­за сле­ду­ет ис­кать в тши­нец­кой ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре XIV–II веков до н. э. и т. д.

 Бой сла­вян со ски­фа­ми

Боль­шин­ство ис­то­ри­ков счи­та­ют сла­вян ав­тох­то­на­ми Во­сточ­ной Ев­ро­пы. Но мно­гие из них по-раз­но­му опре­де­ля­ли ис­то­ри­че­скую пра­ро­ди­ну сла­вян. И. Ру­са­но­ва была сто­рон­ни­цей Вис­ло-Одер­ской тео­рии; П. Ша­фа­рик ис­по­ве­до­вал Кар­пат­скую тео­рию; Л. Ни­дер­ле искал пра­ро­ди­ну сла­вян в меж­ду­ре­чье Вислы и Дне­пра; А. Кузь­мин от­ста­и­вал Ду­най­скую тео­рию; В. Седов — Юж­но-Бал­тий­скую и т. д.

На ру­бе­же VII–VIII веках сла­вян­ский су­пер­эт­нос рас­пал­ся на три боль­шие груп­пы:

1) южные сла­вяне (со­вре­мен­ные бол­га­ры, сло­вен­цы, сербы, чер­но­гор­цы и хор­ва­ты);

2) за­пад­ные сла­вяне (со­вре­мен­ные чехи, сло­ва­ки, по­ля­ки и лу­жи­чане);

3) во­сточ­ные сла­вяне (со­вре­мен­ные рус­ские, ма­ло­рос­сы (укра­ин­цы) и бе­ло­ру­сы).

До на­ча­ла VII века во­сточ­ные сла­вяне жили родо­пле­мен­ным стро­ем. Затем на смену ему при­хо­дит пе­ри­од «во­ен­ной де­мо­кра­тии», когда в рам­ках несколь­ких род­ствен­ных пле­мен про­ис­хо­дит вы­де­ле­ние во­ен­ной вер­хуш­ки (дру­жи­ны) во главе с кня­зем и по­яв­ля­ет­ся родо­пле­мен­ная знать — во­е­во­ды и ста­рей­ши­ны («зем­ские бояре»), ко­то­рые на­чи­на­ют управ­лять тер­ри­то­ри­ей пле­мен­но­го со­ю­за-кня­же­ния. Имен­но такие пле­мен­ные союзы (су­пер­со­ю­зы), где сло­жи­лись са­мо­сто­я­тель­ные кня­же­ния, были упо­мя­ну­ты в «По­ве­сти вре­мен­ных лет»: по­ляне, се­ве­ряне, древ­ляне, ти­вер­цы, ули­чане, кри­ви­чи, по­ло­чане, ра­ди­ми­чи, дре­го­ви­чи, вя­ти­чи, иль­мень­ские сло­вене и т. д.

 Ве­ро­ва­ния сла­вян

Во­сточ­ные сла­вяне были языч­ни­ка­ми, обо­жеств­ляв­ши­ми силы при­ро­ды и умер­ших пред­ков (пра­щу­ров). В своем раз­ви­тии язы­че­ство сла­вян про­шло че­ты­ре этапа:

1) фе­ти­шизм;

2) то­те­мизм;

3) по­ли­де­мо­низм;

4) по­ли­те­изм.

На за­вер­ша­ю­щем этапе этого раз­ви­тия у каж­до­го пле­мен­но­го союза был свой пан­те­он богов, но наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми бо­же­ства­ми во­сточ­ных сла­вян были Род, Хорос, Перун, Велес, Мокошь и Стри­бог.

Ос­но­вой хо­зяй­ствен­ной жизни во­сточ­ных сла­вян яв­ля­лось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. По при­род­но-кли­ма­ти­че­ским усло­ви­ям их тер­ри­то­рия де­ли­лась на две зоны: ле­со­степ­ную (на юге) и лес­ную (на се­ве­ре). В ле­со­сте­пи гос­под­ству­ю­щей фор­мой зем­ле­де­лия был пе­ре­лог, или залеж, и здесь па­ха­ли плу­гом. В лес­ной зоне гос­под­ство­ва­ла под­сеч­но-ог­не­вая си­сте­ма зем­ле­де­лия, и в ка­че­стве ос­нов­ных ору­дий труда ис­поль­зо­ва­ли соху или рало.

Ос­нов­ны­ми по­ле­вы­ми куль­ту­ра­ми во­сточ­ных сла­вян были пше­ни­ца, яч­мень, гре­чи­ха и просо; среди ого­род­ных куль­тур — репа, ка­пу­ста, свек­ла и мор­ковь. По­ми­мо зем­ле­де­лия у во­сточ­ных сла­вян было раз­ви­то ско­то­вод­ство (раз­во­ди­ли сви­ней, ло­ша­дей, круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), и зна­чи­тель­ную роль иг­ра­ли реч­ные и лес­ные про­мыс­лы, в част­но­сти борт­ни­че­ство, ры­бо­лов­ство и охота на круп­но­го и пуш­но­го зверя.

 Сла­вяне на Дне­пре (Рерих)

По мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков, эпоха «во­ен­ной де­мо­кра­тии» стала вре­ме­нем вто­ро­го об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда, т. е. от­де­ле­ния ре­мес­ла от дру­гих видов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, в первую оче­редь сель­ско­го хо­зяй­ства. Ос­но­вы­ва­ясь на мно­го­чис­лен­ных ар­хео­ло­ги­че­ских ис­точ­ни­ках, мы можем вполне опре­де­лен­но утвер­ждать, что наи­боль­шее раз­ви­тие у во­сточ­ных сла­вян по­лу­чи­ло куз­неч­ное, ли­тей­ное, гон­чар­ное и юве­лир­ное ре­мес­ло.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=Ie8mz9jwiEo
  • http://www.youtube.com/watch?v=VuwEIgzULOw

Файлы