11 класс. Биология. Обзор эволюционных представлений
11 класс. Биология. Обзор эволюционных представлений
Комментарии преподавателя
Древние ученые и философы наблюдали естественные природные сообщества, состоящие из растений и травоядных животных. Они видели не только сложность живых существ, но и сложность организации их сообществ. Эти наблюдения породили вопрос: как появились живые существа, и сообщества этих существ?
Основные представления о развитии живой природы можно условно разделить на две большие группы: креационизм и эволюционизм
Эволюционисты, напротив, считали, что все живое постоянно меняется под воздействием внешних сил, а наблюдаемые виды и природные сообщества – это временные объекты.
Креационизм и близкие стационарные теории получили развитие во многих культурах и доступно, на обыденном уровне, объясняли исключительную сложность организмов и природных сообществ.
Любые необъяснимые явления и феномены в рамках креационизма не требовали объяснения и комментариев, а списывались на замысел Творца.
С распространением христианства креационизм стал господствующим взглядом на мир. Труды философов и ученых Средневековья и Нового времени опирались на креационизм.
Но, несмотря на удобство креационизма, в разных культурах появляются теории развития живой природы. Они прослеживаются в Древнем Египте, Индии, Китае, Месопотамии, Греции.
В первом тысячелетии до нашей эры в Индии существовали представления о происхождении и развитии материи из проматерии.
В конце первого тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовали представления о происхождении одних видов животных от других.
Среди античных философов первую такую концепцию изложил в VI веке до н. э. Анаксимандр – ученик Фалеса Милетского.
Античный ученый Ксенофант в VI веке до н. э. высказал похожие взгляды, он опирался на фактический материал – древние окаменелости и отпечатки – и первым предположил, что смены видов живых существ могли происходить в результате регрессии или трансгрессии морей и океанов (см. урок о трансгрессии).
Величайший философ древности, Аристотель, в IV веке до н. э. создал классификационную лестницу живых существ, где он расположил всех живых существ и минералы в порядке возрастания их сложности: от неживой природы к растениям, далее к прикрепленным животным, от них к прочим животным, а на вершине его лестницы был человек.
Современник Аристотеля, Гераклит, разделял подобные убеждения и также заявил, что живая природа развилась из неживой материи.
Средние века дали мало в плане теоретической биологии, но ученые той эпохи собрали обширный фактический материал, обобщили и донесли идеи и концепции прошлого.
К началу XVIII века накопилось много информации о разнообразии живой природы. Систематизация этих данных дала толчок к дальнейшему развитию эволюционистских взглядов.
В 1575 году Бернард Палисси проводит первую выставку ископаемых, где он впервые провел сравнение ископаемых видов с ныне живущими. Б. Палисси обнародовал идею, что поскольку все живое в природе находится в вечной трансмутации, то ископаемые остатки рыб и моллюсков относятся к уже вымершим видам.
РБернард Палисси и его керамические творения
Бернард Палисси также создавал керамические предметы искусства, посвященные его естественнонаучным изысканиям.
Важные естественнонаучные мысли высказывали также ученые небиологических специальностей. Так, юрист и богослов XVI века Френсис Бэкон говорил, что все живое меняется, накапливая так называемые ошибки природы, а богослов XVII века Мэтью Хейл предполагал, что Богом созданы лишь архетипы животных, а все их разнообразие сформировалось лишь позже под воздействием сил природы.
Идеи ограниченного эволюционизма, наподобие идей М. Хейли, прослеживаются также в работах Р. Гука, Ф. Рея, Ж.-Б. Ламарка и даже Карла Линнея, убежденного креациониста.
Из отечественных ученых следует особо отметить Михаила Васильевича Ломоносова, который отмечал, что природа не может оставаться неизменной.
-------------------------------------------------------
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/obzor-evolyutsionnyh-predstavleniy?seconds=0&chapter_id=99
исчтоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5CotrjJLmac
источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/