2 класс. Русский язык. Предложение. Главные члены предложения
2 класс. Русский язык. Предложение. Главные члены предложения
Комментарии преподавателя
Повторение знаний о предложении
Нам уже известно, что в предложении все слова связаны по смыслу.
Предложение выражает законченную мысль.
Начало предложения пишется с большой буквы. В зависимости от интонации предложения бывают
- восклицательными: Как хорошо в лесу!
- невосклицательными: Сегодня хорошая погода.
По цели высказывания бывают ◦ повествовательными: Дети идут в школу.
- вопросительными: Сколько тебе лет?
- побудительными: Передай книгу, пожалуйста.
Рис. 1. Виды предложений (Источник)
Предложения состоят из слов. Сегодня мы узнаем, какие из них называются главными и почему.
Главные члены предложения
Прочтём предложение: Пушистый котёнок играет на полу.
Рис. 2. Котёнок играет (Источник)
О ком говорится в этом предложении? О котёнке. Что делает котёнок? Играет. Закроем слово котёнок. Прочитаем предложение. Пушистый играет на полу. Смысл непонятен. Кто играет на полу? А теперь закроем слово играет. Прочитаем предложение. Пушистый котёнок на полу. А что он делает неизвестно. Слова котёнок играет выражают основной смысл всего предложения. Это главные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.
Рис. 3. Главные члены предложения (Источник)
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги. О ком говорится в предложении? О школьниках. Кто – школьники – подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают. Это второй главный член предложения – сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения (Источник)
Закрепление знаний на практике
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое.
Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее.
Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Проверим:
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит.
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт.
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели.
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит.
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=TcFrLEtrrkg
http://www.youtube.com/watch?v=5W4NvAp85To
http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/predlozhenie/predlozhenie-glavnye-chleny-predlozheniya?seconds=0&chapter_id=1954
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.