2 класс. Русский язык. Единственное и множественное число глагола

2 класс. Русский язык. Единственное и множественное число глагола

Комментарии преподавателя

От чего за­ви­сит число гла­го­ла

Вспом­ним, что обо­зна­ча­ет гла­гол?

Гла­гол – часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сы что де­лать? что сде­лать?

А те­перь рас­смот­рим при­ме­ры и узна­ем , от чего за­ви­сит число гла­го­ла.

Книга Что де­ла­ет? лежит.

Книги Что де­ла­ют? лежат.

Гла­гол лежит обо­зна­ча­ет дей­ствие од­но­го пред­ме­та.

Это форма един­ствен­но­го числа.

Гла­гол лежат обо­зна­ча­ет дей­ствие несколь­ких пред­ме­тов.

Это форма мно­же­ствен­но­го числа.

Де­ла­ем вывод: число гла­го­ла за­ви­сит от числа имени су­ще­стви­тель­но­го , с ко­то­рым гла­гол свя­зан.

 

Форма един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа гла­го­ла

Гла­го­лы из­ме­ня­ют­ся по чис­лам.

танцует

танцуют

Это зна­чит, что гла­гол имеет форму един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма единственного и множественного числа глагола 

Рис. 1. Форма един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа гла­го­ла (Ис­точ­ник)

 

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ния.

Про­чи­та­ем пред­ло­же­ния. Из­ме­ним форму един­ствен­но­го числа на форму мно­же­ствен­но­го числа.

Утка кри­чит.

Дятел сту­чит.

Со­ба­ка мол­чит.

Мороз тре­щит.

Во­ро­на кри­чит.

Про­ве­рим.

Утки кри­чат.

Дятлы сту­чат.

Со­ба­ки мол­чат.

Мо­ро­зы тре­щат.

Во­ро­ны кри­чат.

Рас­пре­де­лим гла­го­лы в два стол­би­ка: в пер­вый – в форме един­ствен­но­го числа, во вто­рой – в форме мно­же­ствен­но­го числа.

Чи­та­ют, бе­га­ет, хо­ди­ли, пры­га­ет, гре­мят, со­би­ра­ют, поёт, ку­пи­ли, пла­ва­ет, све­тит.

Про­ве­рим.

Гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие од­но­го пред­ме­та:

Бе­га­ет, пры­га­ет, поёт, пла­ва­ет, све­тит. Это форма един­ствен­но­го числа.

Гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие несколь­ких пред­ме­тов:

Чи­та­ют, хо­ди­ли, гре­мят, со­би­ра­ют, ку­пи­ли. Это форма мно­же­ствен­но­го числа.

Уга­да­ем пред­ме­ты по их дей­стви­ям.

Све­тит, сияет, греет (что?)…………

Сол­ныш­ко.

 

Рис. 2. Солн­це ИСТОЧНИК http://rutrackerthebest.weebly.com/blog/animaciya-solnishko

Бе­га­ют, пры­га­ют, лают ( кто?)….

Со­ба­ки.

Рис. 3. Со­ба­ки (http://blogs.privet.ru/user/klava_148/93251642)

Течёт, жур­чит, льёт­ся (что?)……

Ручей.

течет  ручей - Светлана Александровна Пивень

Рис. 4. Ручей (http://www.proshkolu.ru/user/Piven28/file/1673044/)

Про­чи­та­ем ве­сё­лое сти­хо­тво­ре­ние. Вос­ста­но­вим смысл пред­ло­же­ний, по­ста­вив слова на место. На­зо­вём гла­го­лы, опре­де­лим их число.

Огур­цы иг­ра­ют в прят­ки.

Ма­лы­ши рас­тут на гряд­ке.

Муш­ке­тё­ры спят в овра­ге.

По­ро­ся­та точат шпаги.

Раки в цирк бегут ва­та­гой.

Дети дрем­лют под ко­ря­гой.

Волки пла­ва­ют по дну.

Щуки воют на луну.

Про­ве­рим.

Ма­лы­ши иг­ра­ют в прят­ки.

Огур­цы рас­тут на гряд­ке.

По­ро­ся­та спят в овра­ге.

Муш­ке­тё­ры точат шпаги.

Дети в цирк бегут ва­та­гой.

Раки дрем­лют под ко­ря­гой.

Щуки пла­ва­ют по дну.

Волки воют на луну.

Гла­го­лы: иг­ра­ют, рас­тут, спят, точат, бегут, дрем­лют, пла­ва­ют, воют – от­ве­ча­ют на во­прос что де­ла­ют? Стоят в форме мно­же­ствен­но­го числа.

На этом уроке мы узна­ли, что гла­го­лы из­ме­ня­ют­ся по чис­лам.

Вы­де­ля­ют форму един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Число глагола

Рис. 5. Число гла­го­ла (Ис­точ­ник)

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/glagol/edinstvennoe-i-mnozhestvennoe-chislo-glagola?seconds=0&chapter_id=1944

http://www.youtube.com/watch?v=XZvj_PxO5_U

http://justclickit.ru/other/music.php?page=22

http://justclickit.ru/other/music.php?page=16

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.