2 класс. Русский язык. Звук [й] и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й

2 класс. Русский язык. Звук [й] и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й

Комментарии преподавателя

Звук [й] и буква Й

Нам уже из­вест­но, что звук [й] – со­глас­ный, звон­кий, непар­ный, все­гда мяг­кий. Для обо­зна­че­ния звука [й] на пись­ме ис­поль­зу­ет­ся буква И-крат­кое. В рус­ском языке встре­ча­ют­ся слова с бук­вой Й на конце слова. На­при­мер: чай, май, дай, лай.

Также можно встре­тить И-крат­кое в се­ре­дине слова: лайка, зайка, майка.

Но в на­ча­ле слова эта буква встре­ча­ет­ся очень редко. За­пом­ни­те их: йод, йо­гурт, йога, йог.

Рис. 1. Йод (Ис­точ­ник)

Рис. 2. Йо­гурт (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Йог (Ис­точ­ник)

Про­чти­те за­гад­ки, уга­дай­те пред­ме­ты и опре­де­ли­те по­ло­же­ние звука [й] в слове.

На­гнут меня ре­бят­ки,

И дождь пой­дёт на гряд­ки.

Лейка (Й в се­ре­дине слова)

 

Рис. 4. Лейка (Ис­точ­ник)

Спо­за­ран­ку за окош­ком

Стук, и звон, и ку­терь­ма.

По пря­мым сталь­ным до­рож­кам

Ходят крас­ные дома.

Трам­вай (Й в конце слова)

 

Рис. 5. Трам­вай (Ис­точ­ник

Над мор­ской вол­ной ле­та­ет,

Рыбку клю­ви­ком хва­та­ет.

Крик под­ни­мет жут­кий стай­ка

На­зы­ва­ют птицу …

Чайка (Й в се­ре­дине слова)

 

Рис. 6. Чайка (Ис­точ­ник)

Вот ле­кар­ство. Ты не бойся:

Для здо­ро­вья и красы

Детям мажут им ко­лен­ки,

Локти, щёки и носы.

Йод (Й в на­ча­ле слова)

В рус­ском языке неко­то­рые слова можно из­ме­нить так, что в них по­яв­ля­ет­ся И-крат­кое. На­при­мер: лить – лейка, стро­ить – строй­ка.

По­про­буй­те са­мо­сто­я­тель­но по­до­брать такие слова к тем, что даны.

Мыть – ….. (мойка)

Стая – ……(стай­ка)

Аллея – …..(ал­лей­ка)

Ска­мья – …..(ска­мей­ка)

Семья – …..(се­мей­ка)

Шея – ……(шейка)

По на­пи­са­нию И-крат­кое очень по­хо­же на букву И. От­ли­ча­ют­ся они верх­ним эле­мен­том.

 

Срав­ним звуки[и] и [й]

Срав­ним звуки [и] и [й]. Звук [и] – глас­ный, [й] – со­глас­ный. Мы уже знаем, что глас­ный звук об­ра­зу­ет слог: ли-си-ца.

Со­глас­ный звук слога не об­ра­зу­ет.

За­пом­ни­те: звук [й] со­глас­ный и слога не об­ра­зу­ет. За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ние.

Раз­де­ли­те пары слов на слоги.

Бои – бой,

мои – мой,

свои – свой,

герои – герой,

сараи – сарай, 

музеи – музей.

 

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось.

Бо\и-2 слога, бой-1.

Мо\и-2 слога, мой-1.

Ге\ро\и-3 слога, ге\рой-2.

Са\ра\и-3 слога, са\рай-2.

Му\зе\и-3 слога, му\зей-2.

 

Нетруд­но за­ме­тить, что во вто­рой паре слов на 1 слог мень­ше. По­то­му что со­глас­ный звук [й] слога не об­ра­зу­ет. IIIКак пе­ре­но­сить слова с бук­вой Й?

По­го­во­рим о том, как пе­ре­но­сить слова с бук­вой Й.

Вы уже зна­е­те, что слова пе­ре­но­сят­ся по сло­гам. Звук [й] – со­глас­ный, зна­чит, его нель­зя от­ры­вать от слога.

Рас­смот­рим ва­ри­ан­ты пе­ре­но­са слов.

В сло­вах май, дай, пой, лай 1 глас­ная, 1 слог, зна­чит, пе­ре­но­сить нель­зя.

Слова майка, чайка, лайка, строй­ка имеют 2 глас­ные, 2 слога. Пе­ре­но­сим так: 
май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.

 

Про­чи­тай­те по­го­вор­ки и най­ди­те в них слова с бук­вой Й, раз­де­ли­те эти слова для пе­ре­но­са.

Не желай дру­го­му того, чего себе не же­ла­ешь.

Глу­пый осу­дит, а умный рас­су­дит.

Делай добро и ни­ко­го не бойся.

Знай­ка по до­ро­ге бежит, а незнай­ка на печи лежит.

Не плюй в ко­ло­дец – при­го­дит­ся во­ди­цы на­пить­ся.

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось: же-лай, глу-пый, ум-ный, бой-ся, знай-ка, не-знай-ка, слово плюй пе­ре­но­сить нель­зя – 1 слог.

ИСТОЧНИКИ 

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/zvuki-i-bukvy/zvuk-y-i-bukva-y-pravila-perenosa-slov-s-bukvoy-y?seconds=0&chapter_id=1955

http://www.youtube.com/watch?v=UMaaTAYdlh8

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.