11 класс. Биология. Положение человека в системе животного мира

11 класс. Биология. Положение человека в системе животного мира

Комментарии преподавателя

 Систематическое положение человека

Че­ло­век, как живое су­ще­ство, яв­ля­ет­ся ча­стью мира жи­вот­ных. Наш вид от­но­сит­ся к типу Хор­до­вые, под­ти­пу По­зво­ноч­ные, клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие, под­клас­су Пла­цен­тар­ные мле­ко­пи­та­ю­щие, от­ря­ду При­ма­ты, се­мей­ству Го­мини­ды, роду Че­ло­век и виду Че­ло­век ра­зум­ный (схема 1).

Схема 1. Место че­ло­ве­ка в си­сте­ме живых ор­га­низ­мов

 Особенности строения и развития тела человека

То, что наш вид от­но­сит­ся к цар­ству Жи­вот­ные, убе­ди­тель­но до­ка­зы­ва­ет наша мор­фо­ло­гия, ци­то­ло­гия и фи­зио­ло­гия.

При­над­леж­ность к типу Хор­до­вых видна на этапе внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия. Эм­бри­он че­ло­ве­ка имеет хорду, нерв­ную труб­ку, на­хо­дя­щу­ю­ся над хор­дой, серд­це, рас­по­ло­жен­ное на брюш­ной сто­роне под пи­ще­ва­ри­тель­ным трак­том.

При­над­леж­ность че­ло­ве­ка к под­ти­пу По­зво­ноч­ных опре­де­ля­ет­ся за­ме­ще­ни­ем хорды по­зво­ноч­ни­ком, раз­ви­тым че­ре­пом и че­люст­ным ап­па­ра­том, а также двумя па­ра­ми ко­неч­но­стей (рис. 1) и го­лов­ным моз­гом, со­сто­я­щим из пяти от­де­лов.

Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Рис. 1. Ске­ле­ты че­ло­ве­ка и ля­гуш­ки имеют сход­ные черты, ха­рак­тер­ные для всех по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

На­ли­чие волос на по­верх­но­сти тела, пяти от­де­лов по­зво­ноч­ни­ка, че­ты­рех­ка­мер­но­го серд­ца, силь­но раз­ви­то­го го­лов­но­го мозга, по­то­вых, саль­ных, млеч­ных желез, а также теп­ло­кров­ность поз­во­ля­ют от­не­сти че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щих.

Раз­ви­тие плода внут­ри ор­га­низ­ма ма­те­ри в матке и пи­та­ние его через пла­цен­ту – к под­клас­су Пла­цен­тар­ных мле­ко­пи­та­ю­щих.

На­ли­чие пе­ред­них ко­неч­но­стей хва­та­тель­но­го типа, у ко­то­рых пер­вый палец про­ти­во­по­лож­но по­став­лен осталь­ным паль­цам, ног­тей, хо­ро­шо раз­ви­тых клю­чиц, а также смена мо­лоч­ных зубов в про­цес­се он­то­ге­не­за и вы­на­ши­ва­ние, пре­иму­ще­ствен­но, од­но­го де­те­ны­ша поз­во­ля­ет от­не­сти че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­тов. На уровне от­ря­да сход­ство че­ло­ве­ка с дру­ги­ми жи­вот­ны­ми за­кан­чи­ва­ет­ся.

 Признаки человека отличающие от других животных

При­зна­ки поз­во­ля­ю­щие от­де­лить се­мей­ство Люди от дру­гих при­ма­тов, яв­ля­ют­ся уни­каль­ны­ми для че­ло­ве­ка. В се­мей­стве Люди есть толь­ко один род Че­ло­век, в ко­то­ром толь­ко один со­вре­мен­ный вид Че­ло­век ра­зум­ный.

Рас­смот­рим при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие че­ло­ве­ка от дру­гих жи­вот­ных.

В первую оче­редь – это выс­шая нерв­ная де­я­тель­ность. У че­ло­ве­ка раз­ви­та вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма (см. урок 8 клас­са Выс­шая нерв­ная де­я­тель­ность), от­ве­ча­ю­щая за вос­при­я­тие речи, а также пре­крас­но раз­ви­ты ло­ги­че­ское мыш­ле­ние, па­мять, аб­стракт­ное мыш­ле­ние. Эти спо­соб­но­сти воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря раз­ви­той коре го­лов­но­го мозга. У че­ло­ве­ка самое боль­шое среди всех жи­вот­ных от­но­ше­ние массы мозга к массе тела.

Вто­рое от­ли­чие – это осо­бен­но­сти ске­ле­та, от­ве­ча­ю­щие за ис­тин­ное пря­мо­хож­де­ние. Наш по­зво­ноч­ник имеет 4 из­ги­ба, ко­то­рые оп­ти­маль­но пе­ре­да­ют вес на­ше­го вер­ти­каль­но рас­по­ло­жен­но­го тела на ноги (рис. 2).

Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

Рис. 2. По­зво­ноч­ник че­ло­ве­ка при­спо­соб­лен к ис­тин­но­му пря­мо­хож­де­нию

 А ноги имеют свод­ча­тые стопы, ко­то­рые вы­дер­жи­ва­ют на­груз­ку при беге и прыж­ках (см. видео).

Гиб­кая кисть, в прин­ци­пе, свой­ствен­на мно­гим при­ма­там, но толь­ко у че­ло­ве­ка она до­стиг­ла такой гиб­ко­сти, ко­то­рая поз­во­ля­ет легко ма­ни­пу­ли­ро­вать как мел­ки­ми, так и тя­же­лы­ми пред­ме­та­ми.

При­чем дви­же­ния могут быть как мощ­ны­ми, так и очень тон­ки­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми, на­при­мер, вы­ши­вать или пи­сать (см. видео).

Пря­мо­хож­де­ние, раз­ви­тые кисти рук и мощ­ный го­лов­ной мозг поз­во­ли­ли че­ло­ве­ку про­из­во­дить ору­дия труда – от за­ост­рен­ной палки до кос­ми­че­ско­го спут­ни­ка (рис. 3).

Артефакты древнего (копья – слева) и современного (космический спутник – справа) человекаАртефакты древнего (копья – слева) и современного (космический спутник – справа) человека

Рис. 3. Ар­те­фак­ты древ­не­го (копья – слева) и со­вре­мен­но­го (кос­ми­че­ский спут­ник – спра­ва) че­ло­ве­ка

Неко­то­рые птицы и дру­гие при­ма­ты спо­соб­ны ис­поль­зо­вать най­ден­ное ору­дие труда, на­при­мер камни и палки. Но никто из них не спо­со­бен сде­лать себе спе­ци­аль­ное ору­дие.

Вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма поз­во­ли­ла со­здать очень вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ный со­ци­ум. Ни­ка­кая стая зве­рей не спо­соб­на на такое тон­кое и эф­фек­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие, как че­ло­ве­че­ское об­ще­ство (см. видео).

Таким об­ра­зом, с био­ло­ги­че­ской по­зи­ций си­сте­ма­ти­ки, че­ло­век – это жи­вот­ное из от­ря­да При­ма­ты. Он имеет все ткани и си­сте­мы ор­га­нов, ха­рак­тер­ные для про­чих при­ма­тов.

Ге­но­тип че­ло­ве­ка от­ли­ча­ет­ся от ге­но­ти­па бли­жай­ших че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян, на­при­мер кар­ли­ко­вых шим­пан­зе бо­но­бо, на один про­цент. В то же время, че­ло­век, в от­ли­чие от жи­вот­ных, об­ла­да­ет раз­ви­тым аб­стракт­ным мыш­ле­ни­ем, спо­со­бен про­из­во­дить и ис­поль­зо­вать ору­дия труда. Он су­ще­ству­ет в об­ще­стве, в ко­то­ром есть раз­де­ле­ние труда и ко­то­рое управ­ля­ет­ся при по­мо­щи речи.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/polozhenie-cheloveka-v-sisteme-zhivotnogo-mira?seconds=0&chapter_id=737

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=Z0QB37o5zU8

http://www.youtube.com/watch?v=GFBacZR968Q

http://www.youtube.com/watch?v=ga7hK1AN46k

http://www.youtube.com/watch?v=VfaploV7eAQ

Файлы