11 класс. Биология. Положение человека в системе животного мира
11 класс. Биология. Положение человека в системе животного мира
Комментарии преподавателя
Систематическое положение человека
Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).
Схема 1. Место человека в системе живых организмов
Особенности строения и развития тела человека
То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.
Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.
Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.
Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных
Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.
Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту – к подклассу Плацентарных млекопитающих.
Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.
Признаки человека отличающие от других животных
Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.
Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.
В первую очередь – это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.
Второе отличие – это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).
Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению
А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).
Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.
Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).
Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда – от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).
Рис. 3. Артефакты древнего (копья – слева) и современного (космический спутник – справа) человека
Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.
Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).
Таким образом, с биологической позиций систематики, человек – это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.
Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/polozhenie-cheloveka-v-sisteme-zhivotnogo-mira?seconds=0&chapter_id=737
источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/
источник видео:
http://www.youtube.com/watch?v=Z0QB37o5zU8
http://www.youtube.com/watch?v=GFBacZR968Q
http://www.youtube.com/watch?v=ga7hK1AN46k
http://www.youtube.com/watch?v=VfaploV7eAQ