Становление государственности на Руси в IX – X вв. История России. 10 класс.
Становление государственности на Руси в IX – X вв. История России. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Образование Киевской Руси.
В современной науке существует порядка 30 различных теорий происхождения государства, среди которых наибольшей известностью пользуются теократическая теория, теория насилия, ирригационная теория, теория общественного договора, патриархальная теория и классовая, или социально-экономическая теория.
Норманнская теория, ее происхождение и суть
Проблема происхождения Древнерусского государства до сих пор является одной из самых дискуссионных. Начало этой дискуссии положили два немецких ученых — З. Байер и Ф. Миллер, которые в 1730-1740-х гг. опубликовали ряд своих работ («О варягах», «О происхождении Руси», «Происхождение имени и народа российского»), в которых прямо заявили, что Древнерусское государство возникло в результате норманнского завоевания восточнославянских земель.
Ф. Миллер
А основанием для возникновения этой теории послужил летописный рассказ ПВЛ о призвании в 862 г. на княжение в Ладогу, Белоозеро и Изборск трех варяжских конунгов Рюрика, Синеуса и Трувора.
Варяги и славяне
Борьба норманистов и антинорманистов
С момента возникновения норманнской теории все отечественные и зарубежные историки разделились между собой на два непримиримых лагеря: норманистов (М. Погодин, А. Куник, И. Шаскольский, Г. Лебедев, Р. Скрынников) и антинорманистов (М. Ломоносов, С. Гедеонов, М. Тихомиров, Б. Рыбаков, А. Кузьмин, В. Фомин).
На протяжении всех лет они спорят по целому кругу проблем, среди которых наиболее острыми являются:
а) проблема этнической природы варягов и происхождения княжеской династии;
б) проблема происхождения термина «Русь».
Ломоносов М. В.
Суть разногласий по первой проблеме предельно проста: для всех норманистов варяги — это норманы-викинги, аборигены древней Скандинавии; для антинорманистов варяги — одно из славянских или балтских племен, обитавших на южном берегу Балтийского (Варяжского) моря.
Суть разногласий по второй проблеме более сложна. Во-первых, все историки делятся на две большие группы: сторонников социальной и сторонников этнической природы этого термина. Представители первого направления (Г. Лебедев, Р. Скрынников) полагают, что термин «Русь» изначально имел социальную природу и обозначал княжескую дружину, состоящую из норманнов-викингов или варягов.
Представители второго направления делятся на несколько основных групп:
норманисты (Р. Пайпс, В. Томсен, И. Шаскольский, Е. Мельникова, В. Петрухин) считают, что термин «Русь» имеет скандинавскую этимологию и происходит от финского слова ruotsi, что в переводе означает «Швеция»;
ряд антинорманистов (Б. Рыбаков, М. Тихомиров, Г. Ловмяньский) считают, что термин «Русь» местного славянского происхождения, и этот этноним носило одно из восточнославянских племен, обитавшее в Среднем Поднепровье на берегах речки Рось;
другие антинорманисты (А. Кузьмин, В. Фомин) считают, что истоки термина «Русь» следует искать среди различных этнических «русов», живших на территории Балтийской, Приднепровской и Аланской Руси.
Каким путем возникло Древнерусское государство
В настоящее время можно выделить несколько ключевых точек зрения:
1) часть современных норманистов (В. Петрухин, Р. Скрынников) до сих пор выступают с позиций «теории норманнского завоевания» восточнославянских земель.
2) другие современные норманисты (Р. Пайпс) проповедуют «теорию норманнской колонизации» и утверждают, что Древнерусское государство возникло как побочный продукт торговых связей Византии и Скандинавии по торговому пути «из варяг в греки»;
3) большинство современных антинорманистов полагают, что Древнерусское государство есть результат развития нескольких взаимосвязанных процессов:
а) начального этапа классообразования у восточных славян;
б) объединения усилий восточнославянских племен для борьбы с внешней угрозой;
в) тесного взаимодействия трех крупных этнических групп: восточных славян, варягов и руси.
Похороны знатного руса
Когда возникло Древнерусское государство
По данной проблеме тоже существует несколько основных точек зрения:
а) большинство современных авторов утверждают, что Древнерусское государство возникло во второй половине IХ в., в 862 г. или 882 г.;
б) часть современных авторов (А. Кузьмин, А. Новосельцев, А. Сахаров) полагают, что в восточнославянских землях практически одновременно сложились два независимых друг от друга центра древнерусской государственности: один на рубеже VIII–IX вв. в среднем Поднепровье на территории полянского племенного союза (Киев), и другой — в середине IX в. в землях кривичей и ильменьских славян (Новгород);
в) наконец, третья группа историков (И. Фроянов, А. Дворниченко, И. Данилевский) утверждают, что до конца Х — начала ХI вв. Киевская Русь не являлась государством в полном смысле этого слова, а представляла собой довольно аморфную федерацию городов-государств республиканского (полисного или вечевого) типа.
Первые князья Киевской Руси.
Предварить наш рассказ о ранней истории Древнерусского государства следует одним существенным замечанием: датировка многих событий той поры до сих пор является условной, поскольку:
1) древнерусские летописцы при написании своих нетленных трудов пользовались более ранними византийскими и европейскими хрониками, где одновременно встречались константинопольское, старовизантийское и антиохское летоисчисления, которые пусть незначительно, но все же отличались в датировке одних и тех же событий;
2) все летописцы были не только «профессиональными историками», но и яркими публицистами, которых обуревали политические пристрастия, симпатии и антипатии. Поэтому довольно часто как в угоду своему заказчику (великому или удельному князю), так и по собственному разумению они «правили» настоящую историю;
3) многие профессиональные историки при изучении событий Древней Руси опирались на разные летописные своды (Лаврентьевский, Ипатьевский, Софийско-Новгородский и др.), где присутствуют не всегда совпадающие друг с другом редакции ПВЛ и т. д.
Летописи
862 г. — призвание Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение в Ладогу (Новгород), Белоозеро и Изборск. Официальная дата начала русской государственности.
879 г. — кончина Рюрика и переход власти в руки одного из варяжских конунгов Олега.
880–882 гг. — поход Олега в Киев, в ходе которого он убил тамошних князей Аскольда и Дира, захватил власть и объявил Киев столицей объединенного Русского государства.
882–912 гг. — правление великого Киевского князя Олега.
883–885 гг. — военные походы Олега в сопредельные территории и включение в состав Киевской Руси племенных княжений древлян, северян и радимичей.
907 г. — первый удачный поход Олега на Константинополь, в результате которого он получил большой денежный выкуп и подписал выгодный для Руси торговый договор.
911 г. — второй удачный поход Олега на Константинополь и заключение нового, более выгодного торгового договора с Византией.
Олег у стен Царьграда
912–945 гг. — правление великого Киевского князя Игоря.
913 г. — поход князя Игоря в земли древлян, вторичное подчинение этого племенного княжения Киеву.
941 г. — первый поход Игоря на Византию, закончившийся гибелью русского гребного флота.
944 г. — второй поход Игоря на Византию, который закончился подписанием нового, но менее выгодного торгового договора с Византией.
945 г. — Во время традиционного «полюдья» — сбора дани с подвластной территории — произошло восстание древлян, в результате которого князь Игорь был зверски убит.
Казнь Игоря
945–964 гг. — правление великой Киевской княгини Ольги.
946 г. — поход киевской дружины во главе со Святославом, Асмудом и Свенельдом на древлян, завершившийся окончательным включением территории этого племенного княжения в состав Киевской Руси. В тот же год княгиня Ольга регламентировала сбор дани с подвластных территорий, проведя «административно-налоговую» реформу, в ходе которой установила «уроки» (сроки) и «погосты» (места) сбора дани.
946/955/957 гг. — поездка или поездки княгини Ольги в Константинополь и принятие ею крещения по византийскому обряду.
964–972 гг. — правление великого Киевского князя Святослава.
Святослав
964 г. — поход Святослава в земли вятичей и включение этого племенного союза в состав Киевской державы.
965 г. — поход Святослава в Волжскую Болгарию и ее разгром.
965–966 гг. — поход Святослава в земли Хазарского Каганата, в ходе которого он сжег дотла обе столицы Хазарии — Итиль и Саркел, и огромное тюрко-иудейское государство-паразит было стерто с лица земли, а Русь получила надежный выход к Азовскому и Черному морям, минуя печенежскую степь.
967 г. — заключение русско-византийского военного союза против Дунайской Болгарии.
968 г. — поход Святослава против Дунайской Болгарии (Первый Дунайский поход), который закончился разгромом этого государства и подписанием мирного договора, по которому нижнее течение Дуная отошло к Руси. По летописному свидетельству, Святослав намеревался перенести сюда, в Переяславец, столицу Русского государства, но набег печенегов на Киев заставил его вернуться домой для отражения орды хана Кури.
969 г. — смерть княгини Ольги и погребение ее по христианскому обряду в Киеве.
970 г. — перед новым походом на Дунай, где Святослав окончательно решил обосноваться, он делит Киевскую Русь на уделы между своими сыновьями: старшему Ярополку достался Киев, среднему Олегу — Искоростень, а младшему Владимиру — Новгород.
970–971 гг. — Второй Дунайский поход Святослава. Первоначально он начинался как новый поход против Болгарии, но после заключения военного союза с болгарским царем Борисом II он превратился в поход против Византии. Святослав оккупировал Фракию, захватил Доростол, Филипполь, Аркадиополь и начал боевые действия в Македонии. Новый византийский император Иоанн Цимисхия, оценив реальную угрозу, исходившую от Святослава и его боевой дружины, начал с ним мирные переговоры. Однако весной 971 г., нарушив перемирие, И. Цимисхия возобновил боевые действия против русичей: византийцам удалось загнать Святослава в Доростол, где после многомесячной осады была принята почетная капитуляция: Святослав с остатками своей дружины отпускался домой и брал на себя обязательства впредь не ходить походами на Дунай.
Битва при Доростоле
972 г. — гибель Святослава и его дружины на днепровских порогах в стычке с печенегами. Есть все основания полагать, что эта стычка стала результатом очередной византийской интриги: Константинополь подкупили печенежского хана Курю, для того чтобы он помог навсегда избавиться от опасного, сильного и амбициозного противника.
Киевская Русь при Владимире.
После гибели Святослава на территории Киевской Руси возникло, по сути, три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских славян, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. При этом формально великим Киевским князем стал старший из братьев Ярополк (972–980 гг.).
Владимир, Борис и Глеб
В 977 г. при прямом подстрекательстве влиятельного киевского воеводы Свенельда между Ярополком и Олегом возник военный конфликт, который закончился гибелью юного древлянского князя, погибшего под копытами коней своих дружинников, в беспорядке отступавших с поля брани. Новгородский князь Владимир, узнав о произошедшей трагедии, бежал из города, который заняли посадники Ярополка. Но в 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул себе новгородский стол и пошел войной на старшего брата, которая завершилась его победой и гибелью Ярополка.
Восстановив единство Киевской Руси и став великим Киевским князем, Владимир (980–1015 гг.) приступил к расширению границ своего государства. В 981–983 гг. он провел удачную «пограничную войну» с польским королем Мешко I, в результате которой в состав Руси вошли земли волынян, белых хорватов и ятвягов.
Мешко I
В 982 г. он совершил удачный поход против печенегов и начал строительство грандиозной оборонительной линии на южных рубежах Руси по рекам Стугне, Суле и Десне. И наконец, в 984–985 гг. Владимирсовершил удачные походы в земли вятичей, радимичей и соседней Волжской Болгарии, в результате которых племенные княжения вятичей и радимичей окончательно вошли в состав Киевской Руси, а Волжская Болгария потерпела крупное поражение.
Походы Владимира
Одержав блестящие военные победы, Владимир озаботился проблемой идейного единства русских земель и в 980/983 гг. попытался провести языческую религиозную реформу по варяжскому образцу. Он собирался создать для всех восточнославянских племен, входивших в состав Руси, единый пантеон языческих богов во главе с богом войны Перуном. Однако эта «варяжская» языческая реформа, в основе которой лежал культ человеческих жертвоприношений, была отвергнута нашими предками.
Серебряник Владимира
В 986–987 гг., приняв участие в военном конфликте между византийскими императорами Василием II и Константином VII и наместником Крыма Вардой Склиром, князь Владимир инициировал проведение новой религиозной реформы, в основу которой было положено христианское вероучение.
При изучении истории крещения Руси историки до сих пор спорят по двум ключевым проблемам:
1) когда в действительности произошло это событие;
2) какой вариант христианства был взят за основу при официальном крещении Руси.
По первой проблеме существуют две основных точки зрения:
1) одни авторы (В. Кожинов) утверждают, что Древняя Русь была крещена в 867 г. при константинопольском патриархе Фотии;
2) Другие авторы (Е. Голубинский, А. Кузьмин, О. Рапов, С. Перевезенцев) утверждают, что официальное крещение Руси состоялось между 986–991 гг. При этом Русская православная церковь официальной датой крещения Руси считает 988 г.
По второй проблеме разногласия носят более существенный характер. Одни авторы (Е. Голубинский, В. Василевский) поддерживают в этом споре официальную церковь и утверждают, что Русь изначально восприняла византийский вариант православия. Другие историки (М. Приселков, А. Пресняков) полагают, что Древняя Русь была крещена по болгарскому обряду, распространенному в Орхидском архиепископстве. Третьи авторы (Н. Никольский, А. Кузьмин) ищут истоки русского православия на территории Великой Моравии, где были сильны традиции арианства, и основанная на этих традициях раннего христианского вероучения кирилло-мефодьевская традиция.
Как бы то ни было, но, на наш взгляд, ближе всего к истине те историки (А. Кузьмин, С. Перевезенцев), которые считают, что в Киеве и других городах Древней Руси сосуществовало несколько христианских общин, исповедовавших разные христианские вероучения, и не одна из этих общин не имела официального статуса.
Крещение киевлян
Затем, по мере укрепления великокняжеской власти, при Ярославе Мудром на Руси восторжествовал византийский вариант православия, поскольку именно при нем в 1036/1037 г. на Русь прибыл первый русский митрополит Феопемт, назначенный константинопольским патриархом Алексеем Студитом.
В ближайшей перспективе принятие христианства способствовало:
1) этнической консолидации восточнославянских племен и возникновению единой древнерусской народности;
2) формированию единого культурного пространства Древней Руси;
3) усилению великокняжеской власти и ликвидации местных, независимых от Киева княжений, престолы которых заняли удельные князья из числа сыновей-наместников великого князя;
4) усилению социальной дифференциации древнерусского общества и формированию единого политического класса Древней Руси;
5) возникновению и развитию феодальной земельной собственности, поскольку именно тогда наряду с княжеским домениальным хозяйством происходит становление и укрепление церковного, монастырского и боярского вотчинного землевладения.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/istoriya-rossii-10-klass-zhuravleva-o-n
- http://www.youtube.com/watch?v=HVYu5zznm7M