Политическое и социальное устройство Руси в XI – начале XII в. История России. 10 класс.
Политическое и социальное устройство Руси в XI – начале XII в. История России. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Политическое, социально–экономическое развитие Киевской Руси.
Основной причиной существования данной проблемы является фактическое отсутствие достоверных письменных источников. Единственным достоверным источником был и остается древнейший правовой свод Киевской Руси — «Русская Правда», состоящая из трех составных частей: «Правды Ярослава Мудрого» (1016/1035 гг.), «Правды Ярославичей» (1070/1072 гг.) и «Устава Владимира Мономаха» (1113 г.).
«Правда Ярослава»
В русской исторической науке проблеме определения общественно-экономической формации Древней Руси не придавалось большого значения. Единственным исключением стала книга Н. Павлова-Сильванского «Феодализм в России», вышедшая в 1908 г. В советской исторической науке данной проблеме, напротив, придавалось приоритетное значение, поскольку ее методологической основой был марксизм. В 1939 г. в ходе довольно бурной дискуссии был отвергнут тезис о рабовладельческом характере Киевской Руси и восторжествовала концепция Б. Грекова о Древней Руси как раннефеодальном государстве. Затем, в 1980–2000 гг., целый ряд авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко, П. Пьянков) выступили с резкой критикой концепции Б. Грекова, но она до сих пор остается господствующей в отечественной историографии. Большинство современных авторов признают наличие в Киевской Руси (начиная с ХI в.) трех основных признаков феодализма:
1) иерархию земельной собственности;
2) институт феодального вассалитета;
3) сеньориальный режим.
Ярослав Мудрый
Политический строй Древнерусского государства
Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно был главой феодальной иерархии, законодателем, военным предводителем, адресатом дани и верховным судьей. Такой широкий круг его полномочий дал основание ряду авторов (Н. Карамзин) утверждать, что он был самодержавным монархом. Однако большинство историков (Н. Костомаров, В. Ключевский, М. Тихомиров, А. Кузьмин) полагают, что власть великого Киевского князя была существенно ограничена: сначала советом родоплеменной знати и народным вече, а позднее — старшей княжеской дружиной и Боярской думой. При этом ряд современных авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко) вообще отрицают монархическую природу Древнерусского государства и утверждают, что главная политическая роль в домонгольской Руси принадлежала народному вече.
Власть великого Киевского князя была наследственной и передавалась по лествичному принципу, т. е.следующему по старшинству удельному князю (младшему брату или старшему племяннику). Однако надо сказать, что этот принцип довольно часто нарушался, и борьба за великокняжеский престол между удельными князьями «Рюрикова дома» была характерной чертой политического строя Древней Руси.
Семья Ярослава. Часть фрески Софийского собора в Киеве
Опорой княжеской власти в Древней Руси была княжеская дружина. Вопрос о ее происхождении и функциях до сих пор вызывает самые горячие споры. Но традиционно сам этот термин служил для обозначения небольшой, но очень влиятельной социальной группы древнерусского общества. На ранних этапах своего существования княжеская дружина жила в основном за счет военных походов, внешней торговли и дани, собираемой с подвластного населения (полюдье), а затем (с середины ХI в.) приняла самое активное участие в процессе складывания феодальной земельной собственности.
Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и младшую. Старшая дружина (гриди, огнищане, тиуны и бояре) не только участвовала во всех военных походах и дипломатических сношениях с иностранными державами, но и принимала самое активное участие в управлении княжеским домениальным хозяйством (тиуны, огнищане) и государством в качестве княжеских посадников и волостелей. Младшая дружина (детские, отроки) представляла собой личную гвардию князя, которая также участвовала во всех военных походах и выполняла отдельные поручения князя по управлению его домениальным хозяйством и государством в качестве стражей общественного порядка, мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д.
По мнению большинства историков (Б. Греков, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Кузьмин) с середины ХI в. начинается процесс разложения княжеской дружины как сугубо военной организации и происходит становление боярского вотчинного землевладения, которое формировалось:
1) через пожалование государственной земли в частное неотчуждаемое владение (аллод или вотчина);
2) либо через пожалование земли из княжеского домена в частное, но отчуждаемое владение (лен или феод).
Зависимое население Древней Руси
О различных категориях зависимого населения Древней Руси мы можем судить по той же «Русской Правде», но поскольку этого источника явно не достаточно, то в исторической науке до сих пор не прекращаются споры в оценке социального статуса различных категорий зависимого населения Киевской Руси.
а) Смерды. Б.Греков делил всех смердов на две основные группы: смердов-общинников, независимых от частных владельцев и плативших дань только государству, и смердов-страдников, которые были поземельно зависимы от феодалов и несли в его пользу феодальные повинности — барщину и оброк. И. Фроянов утверждал, что смерды делились на «внутренних», т. е. пленных, посаженных на землю феодала, и «внешних», т. е. покоренные племена, плативших дань (военную контрибуцию) великому князю. В. Ключевский, Л. Черепнин, Б. Рыбаков считали смердов государственными (княжескими) крестьянами, которые находились в феодальной зависимости от государства и несли в его пользу повинности в форме дани. С. Юшков полагал, что статус смерда был сродни правовому статусу крепостного крестьянина ХVI–ХVII вв.
Восстание смердов 1071 г.
б) Челядь (холопы). Б. Греков делил всех холопов на «обельных», т. е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов» — бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. А. Зимин полагал, что термином «челядь» обозначалось все зависимое население Древней Руси, а термином «холоп» — только рабы. И. Фроянов утверждал, что челядью были рабы-пленники, а холопами — рабы местного происхождения и т. д.
К этому спору вплотную примыкает проблема о месте рабства в древнерусском обществе. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), рабство на Руси существовало только в виде домашнего и не играло существенной роли в общественном разделении труда. По утверждению их оппонентов (И. Фроянов, П. Пьянков) рабство играло ключевую роль в Древней Руси.
в) Рядовичи. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), зависимость рядовича от феодала носила чисто феодальный характер, поскольку через подписание специального договора (ряда) он вступал в зависимое положение от землевладельца и нес в его пользу феодальные повинности.
г) Закупы. Б. Греков считал закупами бывших свободных смердов, которые через получение денежной ссуды (купы) попадали в зависимое положение от феодала. А. Зимин, И. Фроянов, В. Кобрин утверждали, что закупы — это «необельные» холопы, которые либо работали на барской запашке, либо составляли дворню феодала. Главное отличие закупов от обельных холопов состояло в том, что они вели личное хозяйство и могли со временем, отдав долг, вновь получить свободу.
д) Изгои. Большинство советских историков разделяли точку зрения Б. Грекова, который считал изгоев бывшими холопами, посаженными на землю феодала, т. е. крепостными.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://www.youtube.com/watch?v=cGoU5c84LTU
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/