Государственно-политические и социальные отношения в Древней Руси (XI – начало XII в.). История России. 10 класс.

Государственно-политические и социальные отношения в Древней Руси (XI – начало XII в.). История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Расцвет Киевской Руси.

Неожи­дан­ная смерть Вла­ди­ми­ра Свя­то­го в 1015 г. по­ро­ди­ла ост­рей­ший по­ли­ти­че­ский кри­зис, ис­то­ки и суть ко­то­ро­го до сих пор яв­ля­ют­ся пред­ме­том ост­рых на­уч­ных спо­ров. Тра­ди­ци­он­ная вер­сия тех со­бы­тий, от­ра­жен­ная в ПВЛ, гла­сит, что после смер­ти ве­ли­ко­го князя во­пре­ки его за­ве­ща­нию ки­ев­ский пре­стол за­хва­тил князь Свя­то­полк, ко­то­рый ради до­сти­же­ния выс­шей вла­сти со­вер­шил тяг­чай­ший грех бра­то­убий­ства, пре­дав смер­ти своих свод­ных бра­тьев Бо­ри­са, Глеба и Свя­то­сла­ва.

 Борис и Глеб

Остав­ший­ся в живых нов­го­род­ский князь Яро­слав, узнав о со­вер­шен­ном зло­де­я­нии, начал за­тяж­ную войну со своим свод­ным бра­том (1015–1019 гг.), ко­то­рая в ко­неч­ном итоге за­вер­ши­лась по­бе­дой Яро­сла­ва и смер­тью Свя­то­пол­ка, «по­чив­ше­го в Бозе» на пути к сво­е­му тестю, поль­ско­му ко­ро­лю Бо­ле­сла­ву Храб­ро­му. Од­на­ко надо ска­зать, что ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (Н. Ильин, А. Кузь­мин, И. Да­ни­лев­ский, Г. Фи­лист) ста­вят под боль­шое со­мне­ние дан­ную вер­сию со­бы­тий, из­ло­жен­ных в ПВЛ, и утвер­жда­ют, что имен­но Яро­слав по­ви­нен в бра­то­убий­стве и раз­жи­га­нии же­сто­кой и кро­ва­вой меж­до­усоб­ной войны. Но позд­нее под пером льсти­вых ле­то­пис­цев, ис­пол­няв­ших «го­су­дар­ствен­ный заказ», со­бы­тия тех лет по­лу­чи­ли нуж­ную трак­тов­ку, и Свя­то­полк вошел в ан­на­лы рос­сий­ской ис­то­рии как Ока­ян­ный, а Яро­слав стал Муд­рым.

Се­реб­ря­ник Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го

После по­бе­ды над со­пер­ни­ком Яро­слав Муд­рый занял ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но его по­ло­же­ние на троне все же оста­ва­лось неустой­чи­вым, по­сколь­ку в да­ле­кой Тму­та­ра­ка­ни вос­се­дал на пре­сто­ле его млад­ший брат Мсти­слав.

Мсти­слав Тму­та­ра­кан­ский в бою с Ре­де­дей

Вско­ре вспых­ну­ла новая меж­до­усоб­ная война (1024–1026 гг.), за­вер­шив­ша­я­ся под­пи­са­ни­ем Го­ро­дец­ко­го мира, по ко­то­ро­му Яро­слав и Мсти­слав ста­но­ви­лись рав­но­прав­ны­ми со­пра­ви­те­ля­ми Руси. При этом ре­зи­ден­ци­ей Яро­сла­ва остал­ся Киев, а ре­зи­ден­ци­ей Мсти­сла­ва стал Чер­ни­гов.

В 1028 г. на­ча­лась оче­ред­ная рус­ско-поль­ская война, ито­гом ко­то­рой стало вто­рич­ное вхож­де­ни­ем во­лын­ских и га­лиц­ких зе­мель в со­став Ки­ев­ской Руси. Од­на­ко вско­ре после ее окон­ча­ния, в 1036 г., умер чер­ни­гов­ский князь Мсти­слав, и Яро­слав Муд­рый ста­но­вит­ся еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Руси. Тем вре­ме­нем, узнав о смер­ти Мсти­сла­ва, слыв­ше­го гро­зой пе­че­не­гов, «по­га­ные» пред­при­ня­ли гран­ди­оз­ный поход на Киев, но были раз­би­ты Яро­сла­вом в битве на р. Альте, после чего они пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние как са­мо­быт­ный ко­че­вой этнос, рас­тво­рив­шись среди дру­гих тюрк­ских пле­мен, в част­но­сти тор­ков и по­лов­цев.

 Яро­слав Муд­рый

Вто­рая по­ло­ви­на прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го тра­ди­ци­он­но трак­ту­ет­ся как время наи­выс­ше­го рас­цве­та Ки­ев­ской Руси, и тому есть се­рьез­ные ос­но­ва­ния.

Во-пер­вых, имен­но при нем был со­здан пер­вый пись­мен­ный пра­во­вой ко­декс Древ­ней Руси — зна­ме­ни­тая «Рус­ская Прав­да», или «Прав­да Яро­сла­ва», пред­став­ляв­ший собой син­тез норм го­су­дар­ствен­но­го (ран­не­фе­о­даль­но­го) и обыч­но­го права. Надо ска­зать, что ряд ав­то­ров (М. Ти­хо­ми­ров, Л. Че­реп­нин) счи­та­ли, что пер­вые ста­тьи «Рус­ской Прав­ды» — так на­зы­ва­е­мый «Устав о мор­до­бое», был издан Яро­сла­вом еще в 1016 г., в быт­ность его нов­го­род­ским кня­зем. Но их оп­по­нен­ты (С. Юшков) склон­ны да­ти­ро­вать при­ня­тие всей «Рус­ской Прав­ды» 1035 г.

Во-вто­рых, в эти годы Яро­слав про­во­дит ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку: в 1038 г. он со­вер­ша­ет удач­ный поход про­тив ят­вя­гов, в 1040 г. его вой­ска с три­ум­фом про­шлись по зем­лям аук­штай­тов и же­май­тов, в 1041 г. силу рус­ско­го ору­жия по­зна­ли ма­зов­шане, в 1043 г. дру­жи­на Яро­сла­ва под во­ди­тель­ством его стар­ше­го сына, нов­го­род­ско­го князя Вла­ди­ми­ра со­вер­ши­ла по­след­ний в ис­то­рии рус­ско-ви­зан­тий­ских от­но­ше­ний поход на Кон­стан­ти­но­поль, ито­гом ко­то­ро­го стал новый мир­ный до­го­вор между двумя дер­жа­ва­ми (1046 г.) и т. д. Все эти слав­ные по­бе­ды не толь­ко укреп­ля­ли во­ен­ную мощь Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства, но и резко под­ня­ли его ав­то­ри­тет на меж­ду­на­род­ной арене. Зри­мым до­ка­за­тель­ством этого факта стали браки его сы­но­вей и до­че­рей на ко­ро­но­ван­ных осо­бах круп­ней­ших ев­ро­пей­ских го­су­дарств: Изя­с­лав стал мужем поль­ской ко­ро­ле­вы Гер­тру­ды, Свя­то­слав был женат на ав­стрий­ской прин­цес­се Оде, Все­во­лод стал мужем ви­зан­тий­ской прин­цес­сы Ана­ста­сии, Ели­за­ве­та стала женой нор­веж­ско­го ко­ро­ля Ха­раль­да Су­ро­во­го, Ана­ста­сия вышла замуж за вен­гер­ско­го ко­ро­ля Андра­ша I, и Анна стала су­пру­гой фран­цуз­ско­го ко­ро­ля Ген­ри­ха I.

Анна Яро­слав­на

В-тре­тьих,имен­но при Яро­сла­ве Муд­ром в рус­ских зем­лях утвер­жда­ет­ся ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия и в 1036/1037 гг. со­зда­ет­ся Ки­ев­ская мит­ро­по­лия, гла­вой ко­то­рой ста­но­вит­ся гре­че­ский ар­хи­епи­скоп Фе­о­пемт. При нем же воз­ни­ка­ют пер­вые рус­ские оби­те­ли — Пе­чер­ский мо­на­стырь в Киеве и Юрьев мо­на­стырь в Нов­го­ро­де, а также при­ни­ма­ет­ся пер­вый цер­ков­ный устав. Позд­нее, в 1051 г., желая укре­пить ав­то­ном­ный ста­тус Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, Яро­слав ини­ци­и­ру­ет из­бра­ние на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­род­но­го ру­си­на Ила­ри­о­на, ав­то­ра зна­ме­ни­то­го «Слова о за­коне и бла­го­да­ти» и од­но­го из ос­но­ва­те­лей Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

В-чет­вер­тых, при Яро­сла­ве Муд­ром на­чи­на­ет­ся гран­ди­оз­ное ка­мен­ное стро­и­тель­ство на Руси и со­зда­ют­ся такие ше­дев­ры древ­не­рус­ско­го зод­че­ства, как храмы Свя­той Софии в Киеве (1037 г.) и Нов­го­ро­де (1045 г.), Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский собор в Чер­ни­го­ве (1036 г.), Ве­ли­ко­кня­же­ский дво­рец (1036 г.) и Зо­ло­тые во­ро­та (1037 г.) в Киеве и т. д.

Русь во второй половине XI – начале XII вв. Владимир Мономах.

Неза­дол­го до своей смер­ти в 1054 г. Яро­слав Муд­рый со­ста­вил за­ве­ща­ние, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Ки­ев­ская дер­жа­ва была по­де­ле­на между пятью его сы­но­вья­ми: Изя­с­лав по­лу­чил в удел Киев, Нов­го­род и Туров, Свя­то­слав — Чер­ни­гов, Ря­зань, Муром и Тму­та­ра­кань, Все­во­лод — Пе­ре­я­с­лавль и Ро­сто­во-Суз­даль­скую землю, Вя­че­слав — Смо­ленск, а Игорь — Во­лынь. Ве­ли­ким Ки­ев­ским кня­зем стал Изя­с­лав (1054–1078 гг.).

Яро­сла­ви­чи

После смер­ти Вя­че­сла­ва (1057 г.) и Игоря (1060 г.) ре­аль­ная власть со­сре­до­то­чи­лась в руках «три­ум­ви­ра­та Яро­сла­ви­чей», ко­то­рые, па­мя­туя завет сво­е­го отца, на пер­вых порах не враж­до­ва­ли между собой и дей­ство­ва­ли со­об­ща. В 1060 г. они успеш­но от­ра­зи­ли на­ше­ствие тор­ков на Киев, в 1065 г. вы­сту­пи­ли еди­ным фрон­том про­тив сво­е­го пле­мян­ни­ка, кня­зя-из­гоя Ро­сти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча, за­хва­тив­ше­го Тму­та­ра­кань, а в 1067 г. раз­гро­ми­ли по­лоц­ко­го князя Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча, за­хва­тив­ше­го Нов­го­род. Но 1068 г. стал се­рьез­ным ис­пы­та­ни­ем для Яро­сла­ви­чей: после по­ра­же­ния от по­ло­вец­кой орды хана Ше­ру­ка­на и вспых­нув­ше­го затем вос­ста­ния ки­ев­лян Изя­с­лав бежал в Поль­шу и толь­ко через год при под­держ­ке сво­е­го тестя поль­ско­го ко­ро­ля Бо­ле­сла­ва II воз­вра­тил себе ки­ев­ский пре­стол.

В 1070/1072 гг. в кня­же­ской ре­зи­ден­ции в Вы­ш­го­ро­де со­сто­я­лась встре­ча Изя­с­ла­ва, Свя­то­сла­ва и Все­во­ло­да, в ходе ко­то­рой были при­ня­ты новые ста­тьи к «Рус­ской Прав­де», по­лу­чив­шие на­зва­ние «Прав­ды Яро­сла­ви­чей». Но уже в 1073 г. Свя­то­слав и Все­во­лод, за­по­до­зрив стар­ше­го брата в узур­па­ции вла­сти, из­гна­ли его из Киева, и ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол занял чер­ни­гов­ский князь Свя­то­слав (1073–1076 гг.). В 1078 г. раз­го­ре­лась новая кня­же­ская усо­би­ца, ито­гом ко­то­рой стала ги­бель Изя­с­ла­ва в битве на Нежа­ти­ной Ниве и во­кня­же­ние в Киеве пе­ре­я­с­лав­ско­го князя Все­во­ло­да (1078–1093 гг.).

 Ги­бель Изя­с­ла­ва

Ки­ев­ская Русь при Свя­то­пол­ке и Вла­ди­ми­ре Мо­но­ма­хе

После смер­ти Все­во­ло­да ки­ев­ский пре­стол до­стал­ся Свя­то­пол­ку Изя­с­ла­ви­чу (1093–1113 гг.), ко­то­рый вме­сте с пе­ре­я­с­лав­ским кня­зем Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом (1094–1113 гг.) раз­гро­мил по­ло­вец­кие орды ханов Ит­ла­ря и Ки­та­на, со­вер­шив­ших ра­зо­ри­тель­ный набег на южные ру­бе­жи Руси. В 1096 г. Свя­то­полк и Вла­ди­мир Мо­но­мах пред­ло­жи­ли сво­е­му ку­зе­ну, чер­ни­гов­ско­му князю Олегу Свя­то­сла­ви­чу, объ­еди­нить уси­лия в борь­бе с по­ло­вец­кой угро­зой и со­вер­шить сов­мест­ный поход в По­ло­вец­кую степь. Од­на­ко Олег от­верг их пред­ло­же­ние и раз­вя­зал новую меж­до­усоб­ную войну, в ходе ко­то­рой погиб му­ром­ский князь Изя­с­лав. Вла­ди­мир Мо­но­мах по­пы­тал­ся об­ра­зу­мить сво­е­го во­ин­ствен­но­го брата, на­пра­вив ему пись­мо с пред­ло­же­ни­ем о встре­че, но Олег от­верг его и начал го­то­вить­ся к по­хо­ду на Нов­го­род. Тогда про­тив чер­ни­гов­ско­го князя под­нял­ся весь род Мо­но­ма­ши­чей, и в битве при Му­ро­ме Олег был раз­бит. Он по­про­сил о мире и по­клял­ся при­быть на об­ще­кня­же­ский съезд для ре­ше­ния ост­рей­ших об­ще­рус­ских дел.

В 1097 г. со­сто­ял­ся Лю­бе­че­ский съезд кня­зей «Рю­ри­ко­ва дома», на ко­то­рый съе­ха­лись Свя­то­полк Изя­с­ла­вич, Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах, Давыд Иго­ре­вич, Олег Свя­то­сла­вич, Давыд Свя­то­сла­вич и Ва­силь­ко Ро­сти­сла­вич. На этом съез­де были при­ня­ты два важ­ней­ших ре­ше­ния:

1) от­ныне каж­дый князь «дер­жит от­чи­ну свою»;

2) ки­ев­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол за­ни­ма­ет­ся стро­го по стар­шин­ству.

Од­на­ко вско­ре вспых­ну­ла новая меж­до­усо­би­ца. Вла­ди­мир Мо­но­мах, более дру­гих со­зна­вав­ший всю опас­ность этих усо­биц в усло­ви­ях рез­ко­го обостре­ния рус­ско-по­ло­вец­ких от­но­ше­ний, ини­ци­и­ро­вал созыв Ви­ти­чев­ский (1100 г.), Са­ков­ско­го (1102 г.) и До­лоб­ско­го (1103 г.) съез­дов рус­ских кня­зей, на ко­то­рых были при­ня­ты ре­ше­ния о пре­кра­ще­нии усо­биц и ор­га­ни­за­ции об­ще­рус­ско­го по­хо­да про­тив по­лов­цев.

 Мо­но­мах на охоте. Тор­мо­сов М.

В 1103–1111 гг. под во­ди­тель­ством Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха со­сто­я­лось несколь­ко удач­ных об­ще­рус­ских по­хо­дов в По­ло­вец­кую степь, в ходе ко­то­рых в бит­вах при Су­тене, Хо­ро­ле и Соль­ни­це по­ло­вец­кие орды Бо­ня­ка, Ша­ру­ка­на, Уру­со­бы и Сугры по­тер­пе­ли со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние.

В 1113 г. скон­чал­ся ве­ли­кий князь Свя­то­полк, смерть ко­то­ро­го стала при­чи­ной мощ­но­го вос­ста­ния ки­ев­лян, в ходе ко­то­ро­го были раз­граб­ле­ны дворы ты­сяц­ко­го Пу­тя­ты и близ­ких к князю ев­ре­ев-ро­стов­щи­ков, по­лу­чив­ших от Свя­то­пол­ка мо­но­поль­ное право на тор­гов­лю солью. В этой кри­ти­че­ской си­ту­а­ции по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Ни­ки­фо­ра и части бояр в на­ру­ше­ние ро­до­во­го прин­ци­па на­сле­до­ва­ния пре­сто­ла ки­ев­ское вече при­зва­ло на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол пе­ре­я­с­лав­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха.

По­лов­цы

В годы сво­е­го недол­го­го прав­ле­ния Вла­ди­мир Мо­но­мах (1113–1125 гг.) силой сво­е­го ав­то­ри­те­та объ­еди­нил под своей власт­ной рукой все земли рас­па­дав­ший­ся Ки­ев­ской дер­жа­вы, издал новые ста­тьи «Рус­ской Прав­ды», во­шед­шие в ис­то­рию как «Устав Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха», и зорко берег ру­бе­жи сво­е­го го­су­дар­ства от непро­шен­ных го­стей по всему пе­ри­мет­ру гра­ниц — от По­ло­вец­кой степи до Бал­тий­ско­го по­бе­ре­жья и Волж­ской Бол­га­рии.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://www.youtube.com/watch?v=cGoU5c84LTU
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/

Файлы