4 класс. Окружающий мир. Язык. Вкус

4 класс. Окружающий мир. Язык. Вкус

Комментарии преподавателя

 

 Роль языка в образовании звуков и приеме пищи

Язык – это важ­ный мы­шеч­ный орган, ко­то­рый рас­по­ло­жен в ро­то­вой по­ло­сти (рис. 1).

Язык человека

Рис. 1. Язык че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Во время еды язык под­тал­ки­ва­ет пищу к зубам, тем самым об­лег­чая пе­ре­же­вы­ва­ние, а уже пе­ре­же­ван­ную пищу на­прав­ля­ет к пи­ще­во­ду во время гло­та­ния. Язык участ­ву­ет в про­цес­се речи: меняя форму и по­ло­же­ние, он по­мо­га­ет об­ра­зо­вы­вать­ся раз­лич­ным зву­кам.

 Язык – это орган вкуса

Если перед че­ло­ве­ком по­ста­вить два оди­на­ко­вых ста­ка­на с водой (1 – со слад­кой водой, 2 – с со­ле­ной), он смо­жет опре­де­лить, где какая вода, толь­ко по­про­бо­вав ее на вкус. Язык – это орган вкуса. Вку­со­вое чув­ство необ­хо­ди­мо че­ло­ве­ку, чтобы опре­де­лять съе­доб­ное и несъе­доб­ное. На­при­мер, по­ло­жив в рот ис­пор­чен­ный про­дукт, че­ло­век по­чув­ству­ет с по­мо­щью языка непри­ят­ный вкус и не ста­нет упо­треб­лять это в пищу. Таким об­ра­зом, язык – «сто­рож» ор­га­низ­ма.

 Сосочки языка

По­верх­ность языка по­кры­та неболь­ши­ми бу­гор­ка­ми, это со­соч­ки, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от формы де­лят­ся на такие груп­пы: же­ло­бо­ва­тые (рас­по­ло­же­ны у корня языка в виде ла­тин­ской буквы V, их может быть от 6 до 12), гри­бо­вид­ные (рас­по­ло­же­ны на краях языка, вб­ли­зи кон­чи­ка и на его по­верх­но­сти), ли­сто­вид­ные (у детей рас­по­ло­же­ны по краям языка, с воз­рас­том ис­че­за­ют), ни­те­вид­ные (по­кры­ва­ют все тело языка и при­да­ют языку бар­ха­ти­стый вид) (рис. 2).

Схема сосочков языка: А – нитевидные; Б – грибовидные; В – желобоватые; Г – листовидные; 1 – железы; 2 – вкусовые луковицы

Рис. 2. Схема со­соч­ков языка: А – ни­те­вид­ные; Б – гри­бо­вид­ные; В – же­ло­бо­ва­тые; Г – ли­сто­вид­ные; 1 – же­ле­зы; 2 – вку­со­вые лу­ко­ви­цы (Ис­точ­ник)

 Вкусовая почка

Ни­те­вид­ные со­соч­ки имеют спе­ци­аль­ные нерв­ные окон­ча­ния, ко­то­рые опре­де­ля­ют раз­мер и тем­пе­ра­ту­ру пищи. Же­ло­бо­ва­тые, гри­бо­вид­ные и ли­сто­вид­ные со­соч­ки имеют вку­со­вые почки с вку­со­вы­ми ре­цеп­то­ра­ми – нерв­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, ко­то­рые по­мо­га­ют опре­де­лять вкус. Вку­со­вая почка по­хо­жа на бу­ты­лоч­ку, внутрь ко­то­рой об­ра­ще­ны вор­син­ки чув­стви­тель­ных кле­ток (рис. 3).

Строение вкусовой почки

Рис. 3. Стро­е­ние вку­со­вой почки (Ис­точ­ник)

У че­ло­ве­ка не менее 2 тысяч вку­со­вых почек.

 Вкусовые зоны языка

Раз­ные участ­ки языка ощу­ща­ют вкус по-раз­но­му, каж­дая зона вос­при­ни­ма­ет одно из че­ты­рех ос­нов­ных вку­со­вых ощу­ще­ний: кис­лое, горь­кое, слад­кое, со­ле­ное. Наи­бо­лее чув­стви­те­лен к слад­ко­му кон­чик, к горь­ко­му – ко­рень, к кис­ло­му – края, со­ле­но­му – кон­чик и края языка (рис. 4).

Вкусовые зоны языка

Рис. 4. Вку­со­вые зоны языка (Ис­точ­ник)

Зоны, чув­стви­тель­ные к каж­до­му из этих раз­дра­жи­те­лей, пе­ре­кры­ва­ют друг друга, и любое вку­со­вое ощу­ще­ние может быть вы­зва­но с раз­лич­ных об­ла­стей языка.

 Человек различает вкус только жидких или растворенных в слюне веществ

Если вы­те­реть язык сухой чи­стой сал­фет­кой, а затем про­ве­сти по нему ку­соч­ком са­ха­ра, че­ло­век не по­чув­ству­ет вкус, по­то­му что че­ло­век раз­ли­ча­ет вкус толь­ко жид­ких или рас­тво­рен­ных в слюне ве­ществ.

 Расшифровка вкуса

От каж­дой вку­со­вой почки от­хо­дят 2–3 чув­стви­тель­ных во­лок­на к мозгу. Вку­со­вой ре­цеп­тор раз­дра­жа­ет­ся, и этот сиг­нал по спе­ци­аль­ным нер­вам идет в го­лов­ной мозг че­ло­ве­ка, где про­ис­хо­дит рас­шиф­ров­ка вкуса.

 Уровень чувствительности вкусовых почек

Во время про­студ­ных за­бо­ле­ва­ний уро­вень чув­стви­тель­но­сти вку­со­вых почек может сни­жать­ся (рис. 5). По­это­му стоит чаще бы­вать на све­жем воз­ду­хе, за­ни­мать­ся физ­куль­ту­рой, вы­пол­нять ды­ха­тель­ную гим­на­сти­ку.

Во время простудных заболеваний уровень чувствительности вкусовых почек может снижаться

Рис. 5. Во время про­студ­ных за­бо­ле­ва­ний уро­вень чув­стви­тель­но­сти вку­со­вых почек может сни­жать­ся (Ис­точ­ник)

На сле­ду­ю­щем уроке мы изу­чим ра­бо­ту нерв­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка, га­ран­ти­ру­ю­щей сла­жен­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние всех со­став­ных ча­стей ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка.

 

источник конспекта -http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/izuchaem-organy-chuvstv/yazyk-vkus?seconds=0&chapter_id=2300

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=uIUETderovc

источник файла для скачивания - http://nedomedic.ru/organ-vkusa.html

http://www.youtube.com/watch?v=TjEDEWCWC_I

Файлы