4 класс. Окружающий мир. Пищеварительная система
4 класс. Окружающий мир. Пищеварительная система
Комментарии преподавателя
Значение питания для организма человека
Вначале поговорим о значении питания для организма человека. Каждая клетка в организме человека дышит, питается, растет и умирает. Знаете ли вы, что слой кожи, в котором старые клетки отмирают, а новые рождаются, называется эпидермисом (рис. 1),
Рис. 1. Эпидермис (Источник)
а клетки, которые придают нашей крови красный цвет, эритроциты (рис. 2), живут 2–3 месяца?
Рис. 2. Эритроциты (Источник)
Еще меньше, 33 дня, длится жизнь клеток, которыми облицован мочевой пузырь (рис. 3).
Рис. 3. Клетки мочевого пузыря (Источник)
А клетки, выстилающие изнутри желудок, стареют и умирают через 5 дней (рис. 4).
Рис. 4. Клетки внутренней стенки желудка (Источник)
На смену им рождаются новые клетки. И такой текущий ремонт организма происходит всю жизнь человека.
Пищеварительная система человека
Но откуда же берется материал для этой непрерывной работы? Из пищи. Вещества, необходимые для построения клеток, человек получает из пищи. Но это еще не все. Пища нужна нам и потому, что это топливо, которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. Энергия, выделяющаяся при переваривании пищи, необходима нам, чтобы дышать и говорить, двигаться, учиться и работать. Она нужна нам для поддержания нормальной температуры тела, для работы мозга, сердца и всех клеток организма. Представьте, что в школьной столовой вы съели бутерброд с колбасой, конфету и выпили молоко (рис. 5).
Рис. 5. Бутерброд с колбасой, конфета и молоко (Источник)
И уже через несколько минут увлечены решением математической задачи. И совершенно забыли о том бутерброде, который недавно съели. А что происходит с пищей в организме человека?
Рис. 6. Пищеварительная система человека (Источник)
Наша пищеварительная система (рис. 6) принимается за работу задолго до того, как мы откусим первый кусочек. Затем она будет продолжать заниматься пищей еще несколько часов. Этот процесс, называемый пищеварением, позволяет нашему организму получать питательные вещества из той пищи, которую мы едим. Когда мы чувствуем вкусный запах еды, видим ее или думаем о ней, то во рту выделяется слюна. Это начали работу слюнные железы (рис. 7).
Рис. 7. Слюнные железы (Источник)
Вот с этого момента и начинается пищеварительный процесс. Наш организм готов к обработке пищи. Зубами мы измельчаем еду, а с помощью слюны она становится влажной, скользкой, и мы ее легко можем проглотить. Язык помогает перемешивать пищу, пока мы ее жуем, и проталкивать ее к глотке, откуда она поступает в пищевод, представляющий собой трубку, которая соединяет глотку и желудок (рис. 8).
Рис. 8. Пищевод (Источник)
В задней части глотки находится трахея, по которой воздух проходит в легкие, когда мы дышим. Когда же мы проглатываем еду или воду, то специальная заслонка, надгортанник, опускается, закрывая отверстие трахеи, чтобы пища проходила именно в пищеварительную систему, а не в дыхательную (рис. 9).
Рис. 9. Надгортанник и трахея человека (Источник)
Если человек пьет слишком быстро, то он может поперхнуться и начать кашлять. В этом случае говорят, что вода попала не в то горло. Имеется в виду, что она попала в трахею. И произошло это от того, что надгортанник не успел опуститься. Как правило, кашель помогает нашему организму очистить дыхательную систему, но иногда приходится прибегать к помощи врача.
Правила безопасного приема пищи
Обратим внимание на правила безопасного приема пищи.
1. Во время еды нельзя разговаривать и смеяться: пища может попасть в дыхательную систему. Недаром существует мудро высказывание: когда я ем, я глух и нем. Когда пища попадает в пищевод, она не проваливается сразу в желудок. Мышцы, которые образуют стенки пищевода, медленно проталкивают пищу в направлении желудка. Это занимает примерно 2–3 секунды.
Функции желудка
Есть нужно не торопясь, тщательно пережевывая пищу. Если заглатывать слишком большие куски, то для желудка это будет непосильная работа.
Желудок прикреплен к нижнему концу пищевода и напоминает резиновый мешок, который выполняет три очень важныефункции:
– вмещает съеденную пищу;
– превращает ее в жидкую смесь;
– медленно выпускает эту смесь в тонкую кишку (рис. 10).
Рис. 10. Функции желудка (Источник)
Желудок работает, как миксер: он стряхивает, перемешивает, измельчает комочки пищи до превращения ее в однородную массу. Это происходит благодаря сильным мышцам, расположенным в его стенках, и пищеварительным сокам, которые выделяются стенками желудка. Пищеварительные соки не только помогают размельчать и разжижать пищу, но и убивают бактерии, которые могут в ней находиться. Желудок трудится добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справляется быстро, а с мясом – дольше.
Из желудка пища попадает в тонкую кишку, уложенную петлями внутри живота (рис. 11).
Рис. 11. Тонкая кишка (Источник)
Кишечник
Тонкий кишечник – это самая длинная часть пищеварительной системы – 6 метров. Пища находится в тонкой кишке до 4 часов и становится совсем жидкой. Но это с пользой проведенное время, ведь в конце своего путешествия по тонкой кишке питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь, направляются в печень и разносятся по телу. Вот с этого момента наш организм начинает получать углеводы из конфеты и хлеба, кальций из молока и белки из колбасы (рис. 12).
Рис. 12. Углеводы из конфеты и хлеба, кальций из молока и белки из колбасы (Источник)
Организма начинает накапливать энергию, необходимую для того, чтобы двигаться, думать, работать. А отходы, остатки пищи, которые наш организм не может использовать, направляются в толстый кишечник, длина которого около полутора метров (рис. 13).
Рис. 13. Толстая кишка (Источник)
Эти отходы должны быть удалены из организма, но до этого они движутся по толстой кишке, а полезные микробы, которые постоянно живут на стенках толстого кишечника, перерабатывают уцелевшие остатки пищи. В толстой кишке из них извлекается вода, а твердые остатки поступают в конечную часть толстой кишки, которая называется прямая кишка, и остаются там до удаления из организма (рис. 14).
Рис. 14. Прямая кишка (Источник)
Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода
Знаете ли вы, что для того, чтобы нашему организму быть здоровым, ему необходимо меню из шести блюд, которое состоит из белков, углеводов, жиров, минеральных солей, витаминов и воды? Белки знакомы нам по белку куриного яйца, однако белки есть в мясе и рыбе, в молоке и сметане, в твороге и сыре, в крупах, бобах и других продуктах (рис. 15).
Рис. 15. Продукты, содержащие белки (Источник)
Белки – это главный строительный материал клеток растущего организма: клеток крови, мозга, мышц, костей. Вот почему эти продукты обязательно должны быть в нашем меню. А для чего нашему организму жиры, которые есть в масле, орехах, мясе, рыбе (рис. 16)?
Рис. 16. Продукты, содержащие жиры (Источник)
Жиры – это хороший источник энергии, ведь мы постоянно двигаемся. Углеводы – одна из важных составных частей нашей пищи. Углеводы прекрасно усваиваются организмом и также являются хорошим источником энергии (рис. 17).
Рис. 17. Продукты, содержащие углеводы (Источник)
Они поступают в наш организм вместе с растительной пищей и сахаром.
Минеральные соли – также важная составная часть нашей пищи. Например, соли кальция и фосфора необходимы для обновления и роста костей, они регулируют работу сердца, участвуют в свертывании крови, необходимы зубам (рис. 18).
Рис. 18. Продукты, содержащие минеральные соли (Источник)
Эти соли есть в рыбе, мясе, молоке, ржаном хлебе, гречневой и геркулесовой каше. Следующая составная часть пищи – этовитамины, от латинского слова vita, жизнь. Нехватка витаминов ослабляет организм, а иногда и разрушает его. Например, витамин С встречается в основном в свежих ягодах и фруктах, однако этот витамин есть и в лимоне, и в шиповнике, в луке и чесноке (рис. 19).
Рис. 19. Продукты, содержащие витамин С (Источник)
Еще очень важной частью нашей пищи есть вода. В нашем теле воды очень много. За сутки человек теряет большое количество воды, следовательно, такое же количество он должен выпить и съесть. Так, например, вода содержится в хлебе, овощах, фруктах, твердом сыре, а огурец и арбуз почти целиком состоят из воды.
источник конспекта -http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/pischevaritelnaya-sistema?seconds=0&chapter_id=2301
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=uVaSvoSlq-I
источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=gtVzJV3Sqcc
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.