4 класс. Окружающий мир. Пищеварительная система

4 класс. Окружающий мир. Пищеварительная система

Комментарии преподавателя

Значение питания для организма человека

Вна­ча­ле по­го­во­рим о зна­че­нии пи­та­ния для ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка. Каж­дая клет­ка в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка дышит, пи­та­ет­ся, рас­тет и уми­ра­ет. Зна­е­те ли вы, что слой кожи, в ко­то­ром ста­рые клет­ки от­ми­ра­ют, а новые рож­да­ют­ся, на­зы­ва­ет­ся эпи­дер­ми­сом (рис. 1),

Рис. 1. Эпи­дер­мис (Ис­точ­ник)

а клет­ки, ко­то­рые при­да­ют нашей крови крас­ный цвет, эрит­ро­ци­ты (рис. 2), живут 2–3 ме­ся­ца?

Рис. 2. Эрит­ро­ци­ты (Ис­точ­ник)

Еще мень­ше, 33 дня, длит­ся жизнь кле­ток, ко­то­ры­ми об­ли­цо­ван мо­че­вой пу­зырь (рис. 3).

Рис. 3. Клет­ки мо­че­во­го пу­зы­ря (Ис­точ­ник)

А клет­ки, вы­сти­ла­ю­щие из­нут­ри же­лу­док, ста­ре­ют и уми­ра­ют через 5 дней (рис. 4).

Рис. 4. Клет­ки внут­рен­ней стен­ки же­луд­ка (Ис­точ­ник)

На смену им рож­да­ют­ся новые клет­ки. И такой те­ку­щий ре­монт ор­га­низ­ма про­ис­хо­дит всю жизнь че­ло­ве­ка.

 Пищеварительная система человека

Но от­ку­да же бе­рет­ся ма­те­ри­ал для этой непре­рыв­ной ра­бо­ты? Из пищи. Ве­ще­ства, необ­хо­ди­мые для по­стро­е­ния кле­ток, че­ло­век по­лу­ча­ет из пищи. Но это еще не все. Пища нужна нам и по­то­му, что это топ­ли­во, ко­то­рое со­гре­ва­ет наше тело и при­во­дит в дви­же­ние раз­ные ор­га­ны. Энер­гия, вы­де­ля­ю­ща­я­ся при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи, необ­хо­ди­ма нам, чтобы ды­шать и го­во­рить, дви­гать­ся, учить­ся и ра­бо­тать. Она нужна нам для под­дер­жа­ния нор­маль­ной тем­пе­ра­ту­ры тела, для ра­бо­ты мозга, серд­ца и всех кле­ток ор­га­низ­ма. Пред­ставь­те, что в школь­ной сто­ло­вой вы съели бу­тер­брод с кол­ба­сой, кон­фе­ту и вы­пи­ли мо­ло­ко (рис. 5).

Рис. 5. Бу­тер­брод с кол­ба­сой, кон­фе­та и мо­ло­ко (Ис­точ­ник)

И уже через несколь­ко минут увле­че­ны ре­ше­ни­ем ма­те­ма­ти­че­ской за­да­чи. И со­вер­шен­но за­бы­ли о том бу­тер­бро­де, ко­то­рый недав­но съели. А что про­ис­хо­дит с пищей в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка?

Рис. 6. Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Наша пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма (рис. 6) при­ни­ма­ет­ся за ра­бо­ту за­дол­го до того, как мы от­ку­сим пер­вый ку­со­чек. Затем она будет про­дол­жать за­ни­мать­ся пищей еще несколь­ко часов. Этот про­цесс, на­зы­ва­е­мый пи­ще­ва­ре­ни­ем, поз­во­ля­ет на­ше­му ор­га­низ­му по­лу­чать пи­та­тель­ные ве­ще­ства из той пищи, ко­то­рую мы едим. Когда мы чув­ству­ем вкус­ный запах еды, видим ее или ду­ма­ем о ней, то во рту вы­де­ля­ет­ся слюна. Это на­ча­ли ра­бо­ту слюн­ные же­ле­зы (рис. 7).

Рис. 7. Слюн­ные же­ле­зы (Ис­точ­ник)

Вот с этого мо­мен­та и на­чи­на­ет­ся пи­ще­ва­ри­тель­ный про­цесс. Наш ор­га­низм готов к об­ра­бот­ке пищи. Зу­ба­ми мы из­мель­ча­ем еду, а с по­мо­щью слюны она ста­но­вит­ся влаж­ной, скольз­кой, и мы ее легко можем про­гло­тить. Язык по­мо­га­ет пе­ре­ме­ши­вать пищу, пока мы ее жуем, и про­тал­ки­вать ее к глот­ке, от­ку­да она по­сту­па­ет в пи­ще­вод, пред­став­ля­ю­щий собой труб­ку, ко­то­рая со­еди­ня­ет глот­ку и же­лу­док (рис. 8).

Рис. 8. Пи­ще­вод (Ис­точ­ник)

В зад­ней части глот­ки на­хо­дит­ся тра­хея, по ко­то­рой воз­дух про­хо­дит в лег­кие, когда мы дышим. Когда же мы про­гла­ты­ва­ем еду или воду, то спе­ци­аль­ная за­слон­ка, над­гор­тан­ник, опус­ка­ет­ся, за­кры­вая от­вер­стие тра­хеи, чтобы пища про­хо­ди­ла имен­но в пи­ще­ва­ри­тель­ную си­сте­му, а не в ды­ха­тель­ную (рис. 9).

Рис. 9. Над­гор­тан­ник и тра­хея че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Если че­ло­век пьет слиш­ком быст­ро, то он может по­перх­нуть­ся и на­чать каш­лять. В этом слу­чае го­во­рят, что вода по­па­ла не в то горло. Име­ет­ся в виду, что она по­па­ла в тра­хею. И про­изо­шло это от того, что над­гор­тан­ник не успел опу­стить­ся. Как пра­ви­ло, ка­шель по­мо­га­ет на­ше­му ор­га­низ­му очи­стить ды­ха­тель­ную си­сте­му, но ино­гда при­хо­дит­ся при­бе­гать к по­мо­щи врача.

 Правила безопасного приема пищи

Об­ра­тим вни­ма­ние на пра­ви­ла без­опас­но­го при­е­ма пищи.

1.    Во время еды нель­зя раз­го­ва­ри­вать и сме­ять­ся: пища может по­пасть в ды­ха­тель­ную си­сте­му. Неда­ром су­ще­ству­ет мудро вы­ска­зы­ва­ние: когда я ем, я глух и нем. Когда пища по­па­да­ет в пи­ще­вод, она не про­ва­ли­ва­ет­ся сразу в же­лу­док. Мышцы, ко­то­рые об­ра­зу­ют стен­ки пи­ще­во­да, мед­лен­но про­тал­ки­ва­ют пищу в на­прав­ле­нии же­луд­ка. Это за­ни­ма­ет при­мер­но 2–3 се­кун­ды.

 Функции желудка

Есть нужно не то­ро­пясь, тща­тель­но пе­ре­же­вы­вая пищу. Если за­гла­ты­вать слиш­ком боль­шие куски, то для же­луд­ка это будет непо­силь­ная ра­бо­та.

Же­лу­док при­креп­лен к ниж­не­му концу пи­ще­во­да и на­по­ми­на­ет ре­зи­но­вый мешок, ко­то­рый вы­пол­ня­ет три очень важ­ныефунк­ции:

– вме­ща­ет съе­ден­ную пищу;

– пре­вра­ща­ет ее в жид­кую смесь;

– мед­лен­но вы­пус­ка­ет эту смесь в тон­кую кишку (рис. 10).

Рис. 10. Функ­ции же­луд­ка (Ис­точ­ник)

Же­лу­док ра­бо­та­ет, как мик­сер: он стря­хи­ва­ет, пе­ре­ме­ши­ва­ет, из­мель­ча­ет ко­моч­ки пищи до пре­вра­ще­ния ее в од­но­род­ную массу. Это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря силь­ным мыш­цам, рас­по­ло­жен­ным в его стен­ках, и пи­ще­ва­ри­тель­ным сокам, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся стен­ка­ми же­луд­ка. Пи­ще­ва­ри­тель­ные соки не толь­ко по­мо­га­ют раз­мель­чать и раз­жи­жать пищу, но и уби­ва­ют бак­те­рии, ко­то­рые могут в ней на­хо­дить­ся. Же­лу­док тру­дит­ся доб­ро­со­вест­но, но мед­лен­но. С са­ха­ром и фрук­та­ми он справ­ля­ет­ся быст­ро, а с мясом – доль­ше.

Из же­луд­ка пища по­па­да­ет в тон­кую кишку, уло­жен­ную пет­ля­ми внут­ри жи­во­та (рис. 11).

Рис. 11. Тон­кая кишка (Ис­точ­ник)

 Кишечник

Тон­кий ки­шеч­ник – это самая длин­ная часть пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы – 6 мет­ров. Пища на­хо­дит­ся в тон­кой кишке до 4 часов и ста­но­вит­ся со­всем жид­кой. Но это с поль­зой про­ве­ден­ное время, ведь в конце сво­е­го пу­те­ше­ствия по тон­кой кишке пи­та­тель­ные ве­ще­ства через стен­ки тон­кой кишки вса­сы­ва­ют­ся в кровь, на­прав­ля­ют­ся в пе­чень и раз­но­сят­ся по телу. Вот с этого мо­мен­та наш ор­га­низм на­чи­на­ет по­лу­чать уг­ле­во­ды из кон­фе­ты и хлеба, каль­ций из мо­ло­ка и белки из кол­ба­сы (рис. 12).

Рис. 12. Уг­ле­во­ды из кон­фе­ты и хлеба, каль­ций из мо­ло­ка и белки из кол­ба­сы (Ис­точ­ник)

Ор­га­низ­ма на­чи­на­ет на­кап­ли­вать энер­гию, необ­хо­ди­мую для того, чтобы дви­гать­ся, ду­мать, ра­бо­тать. А от­хо­ды, остат­ки пищи, ко­то­рые наш ор­га­низм не может ис­поль­зо­вать, на­прав­ля­ют­ся в тол­стый ки­шеч­ник, длина ко­то­ро­го около по­лу­то­ра мет­ров (рис. 13).

Рис. 13. Тол­стая кишка (Ис­точ­ник)

Эти от­хо­ды долж­ны быть уда­ле­ны из ор­га­низ­ма, но до этого они дви­жут­ся по тол­стой кишке, а по­лез­ные мик­ро­бы, ко­то­рые по­сто­ян­но живут на стен­ках тол­сто­го ки­шеч­ни­ка, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют уце­лев­шие остат­ки пищи. В тол­стой кишке из них из­вле­ка­ет­ся вода, а твер­дые остат­ки по­сту­па­ют в ко­неч­ную часть тол­стой кишки, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся пря­мая кишка, и оста­ют­ся там до уда­ле­ния из ор­га­низ­ма (рис. 14).

Рис. 14. Пря­мая кишка (Ис­точ­ник)

 Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода

Зна­е­те ли вы, что для того, чтобы на­ше­му ор­га­низ­му быть здо­ро­вым, ему необ­хо­ди­мо меню из шести блюд, ко­то­рое со­сто­ит из бел­ков, уг­ле­во­дов, жиров, ми­не­раль­ных солей, ви­та­ми­нов и воды? Белки зна­ко­мы нам по белку ку­ри­но­го яйца, од­на­ко белки есть в мясе и рыбе, в мо­ло­ке и сме­тане, в тво­ро­ге и сыре, в кру­пах, бобах и дру­гих про­дук­тах (рис. 15).

Рис. 15. Про­дук­ты, со­дер­жа­щие белки (Ис­точ­ник)

Белки – это глав­ный стро­и­тель­ный ма­те­ри­ал кле­ток рас­ту­ще­го ор­га­низ­ма: кле­ток крови, мозга, мышц, ко­стей. Вот по­че­му эти про­дук­ты обя­за­тель­но долж­ны быть в нашем меню. А для чего на­ше­му ор­га­низ­му жиры, ко­то­рые есть в масле, оре­хах, мясе, рыбе (рис. 16)?

Рис. 16. Про­дук­ты, со­дер­жа­щие жиры (Ис­точ­ник)

Жиры – это хо­ро­ший ис­точ­ник энер­гии, ведь мы по­сто­ян­но дви­га­ем­ся. Уг­ле­во­ды – одна из важ­ных со­став­ных ча­стей нашей пищи. Уг­ле­во­ды пре­крас­но усва­и­ва­ют­ся ор­га­низ­мом и также яв­ля­ют­ся хо­ро­шим ис­точ­ни­ком энер­гии (рис. 17).

Рис. 17. Про­дук­ты, со­дер­жа­щие уг­ле­во­ды (Ис­точ­ник)

Они по­сту­па­ют в наш ор­га­низм вме­сте с рас­ти­тель­ной пищей и са­ха­ром.

Ми­не­раль­ные соли – также важ­ная со­став­ная часть нашей пищи. На­при­мер, соли каль­ция и фос­фо­ра необ­хо­ди­мы для об­нов­ле­ния и роста ко­стей, они ре­гу­ли­ру­ют ра­бо­ту серд­ца, участ­ву­ют в свер­ты­ва­нии крови, необ­хо­ди­мы зубам (рис. 18).

Рис. 18. Про­дук­ты, со­дер­жа­щие ми­не­раль­ные соли (Ис­точ­ник)

Эти соли есть в рыбе, мясе, мо­ло­ке, ржа­ном хлебе, греч­не­вой и гер­ку­ле­со­вой каше. Сле­ду­ю­щая со­став­ная часть пищи – этови­та­ми­ны, от ла­тин­ско­го слова vita, жизнь. Нехват­ка ви­та­ми­нов ослаб­ля­ет ор­га­низм, а ино­гда и раз­ру­ша­ет его. На­при­мер, ви­та­мин С встре­ча­ет­ся в ос­нов­ном в све­жих яго­дах и фрук­тах, од­на­ко этот ви­та­мин есть и в ли­моне, и в ши­пов­ни­ке, в луке и чес­но­ке (рис. 19).

 

Рис. 19. Про­дук­ты, со­дер­жа­щие ви­та­мин С (Ис­точ­ник)

Еще очень важ­ной ча­стью нашей пищи есть вода. В нашем теле воды очень много. За сутки че­ло­век те­ря­ет боль­шое ко­ли­че­ство воды, сле­до­ва­тель­но, такое же ко­ли­че­ство он дол­жен вы­пить и съесть. Так, на­при­мер, вода со­дер­жит­ся в хлебе, ово­щах, фрук­тах, твер­дом сыре, а огу­рец и арбуз почти це­ли­ком со­сто­ят из воды.

 

источник конспекта -http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/pischevaritelnaya-sistema?seconds=0&chapter_id=2301

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=uVaSvoSlq-I

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=gtVzJV3Sqcc

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.