Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )

Комментарии преподавателя

Задачи:

  • Образовательная: дать понятие простого глагольного сказуемого, учиться находить простое глагольное сказуемое в предложении, учиться отличать простое глагольное сказуемое, выраженное составной формой будущего времени, от составного сказуемого.
  • Развивающая: развитие учебно-информационных навыков (работа с текстом), учебно-логических умений (умений сравнивать), активизация творческих способностей, жизненного опыта, развитие коммуникативной компетенции (умение вести монологическую речь), умение принимать точку зрения собеседника.
  • Воспитательная: воспитание ответственности за происходящее, формирование готовности делать осознанный выбор.

Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска (проектор, компьютер), презентация, включающая визуальный ассоциативный ряд по проблеме выбора, тексты современной притчи, разрезанные предложения для работы в парах, бабочки-подарки.

Ход урока

1. Орг. момент (выбор настроения среди множества – выбрали хорошее)

2. Проверка домашнего задания (активизация знаний)

- Проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы говорили о…?

- Совершенно верно, о главных членах предложения и о том, чем они могут быть выражены.

- Предлагаю проверить ваши знания по теме с помощью упражнения «Истинно или ложно». Если вы согласны с утверждением, поднимаете правую руку, если нет – левую. (упражнение)

  • Подлежащее всегда выражено существительным.
  • Сказуемое согласуется с подлежащим.
  • Подлежащее выражено одним словом.
  • Сказуемое и глагол – одно и то же.
  • В предложении Мне не повезло подлежащее мне.
  • В предложении Я пересмотрю своё решение сказуемое пересмотрю.
  • Сказуемое может отвечать на вопрос каков?
  • В первой части предложения

Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете.

- У нас возникли разногласия на последнем вопросе. К нему мы вернемся позже. А как вы понимаете смысл данного высказывания?

3. Объявление темы, постановка целей и задач

- Простое глагольное сказуемое:

Что узнаем? Чему будем учиться?

(определение, находить, способы выражения)

- Итак, говорить мы сегодня будем о простом глагольном сказуемом. А учиться находить его мы будем на примере текстов, посвященных очень важной проблеме. Давайте попробуем догадаться, какой именно. Посмотрим для этого визуальный ряд. (слайды с изображением перекрестка)

Выбор. Как часто приходится его делать? Примеры жизненных ситуаций.

Актуален ли разговор?

Название нашей беседы о выборе: Все в твоих руках.

Эпиграф:

Даже если мир превратится в прах,
Есть дорога к свету – всё в твоих руках!
(гр. «Артерия»)

- к этому мы еще вернемся.

4. Объяснение нового материала

- Актуализация знаний, самостоятельно определяют понятие.

- Проблемный? – Всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом?

- Предложение

  • В первой части предложения

Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете.

Анализ сказуемого. (Составное будущее время)

Рассмотрим еще случай, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом.

Закрепление (умение находить простое глагольное сказуемое)

Работа с текстом притчи

Притча о братьях

Найдите предложения с простым глагольным сказуемым.

Выпишите грамматические основы.

(1) Жили два брата. (2) Один брат вышел в люди, достиг известности своими благими делами. (3) Другой брат был убийцей.

(4) Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:

(5) — Как получилось, что вы стали преступником?

(6) — У меня было тяжёлое детство. (7) Мой отец пил, избивал мою мать и меня. (8) Кем же ещё я мог стать?

(9) В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил:

(10)— Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?

(11) — У меня было тяжёлое детство. (12) Мой отец пил, избивал мою мать и меня. (13) Я смотрел и думал: «Никогда не буду этого делать». (14) Прошло время, я добился успеха. (15) Кем же ещё я мог стать?

(текст на доске и на партах)

Чтение (предварительное самостоятельно), чтение вслух.

Обсуждение содержания:

- Почему братья такие разные, хотя росли в одинаковой обстановке?

- Какую мораль содержит притча?

- Задание: 1 вариант в 1-4 предложениях найти основу предложений, где сказуемое простое глагольное, выписать ее, определить, чем выражено сказуемое. 2 вариант – 12-14 предл.

Обсуждение. Наклонения глаголов. Фразеологический оборот.

Ответим еще раз на вопрос: Всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом?

5. Закрепление. Работа с высказываниями.

Выберите понравившееся высказывание, обоснуйте свой выбор.

Подчеркните основу, укажите способ выражения сказуемого (часть речи, наклонение для глагола).

  • Всегда выбирайте самый трудный путь - на нём вы не встретите конкурентов. (Шарль де Голль)
  • Когда выбираешь одно, ты предаёшь другое. (Игорь Карпов)
  • Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора. (Б.Джонсон)
  • В тот момент, когда ты выбираешь, от рая до ада остается один шаг. (Е. Ермолова)
  • Судьба – это не дело случая, а вопрос выбора. (Неизвестный)

6. Сделать выбор:

одно высказывание, доказать, почему оно.

Способ выражения сказуемого.

Обсуждение.

7. Итог по теме ПГС

Слайд с задачами. Что выполнили? Что узнали?     

8. Итог разговора о выборе

Хорошо, но наш разговор о выборе еще не закончен. Завершим его восточной притчей.

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Складывать ее мы будем сами с соседом по парте, проявляя терпимость друг к другу. Вам нужно сложить и выбрать, кто будет читать.

Чтение по предложению.

Затем весь текст на доске. Обсуждение.

Бабочка-символ чего? Мораль притчи?

Глядя на картинки, попробуйте продолжить предложение:

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, И ЗНАЧИТ…(ты можешь свернуть горы, ты за все несешь ответственность, ты можешь изменять этот мир для себя.

… главное вовремя это осознать и сделать правильный выбор!)

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание

Файлы