Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )
Комментарии преподавателя
Цель:
- ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены;
- развивать внимание, мышление, речь;
- воспитывать любовь к русскому языку.
(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта).
Группа "А" - базовый уровень, группа "В" и "С" - продвинутый уровень.
Ход урока
I. Орг. момент. Тема, цель урока.
II. Объяснение нового материала.
1. На доске до урока написано:
А.С.Пушкин является величайшим писателем.
- Определите основу предложения.
- Охарактеризуйте сказуемое.
- Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.
- Мы так говорим? (нет).
- Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:
А. С. Пушкин - величайший писатель.
- Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?
- Вспомните правило, сформулируйте его.
2. Творческий диктант (Приложение 1, Приложение 2).
Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол)
1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр.46)
1) чтение параграфа;
2) дополнение учителя:
III. Закрепление.
1. Составление таблицы по параграфу 11.
- Группа С - составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров.
- Группа В - подбор примеров из упр.74,75.
- Группа А - "прочитать" таблицу с примерами.
Тире ставится Тире не ставится
2. Графическое объяснение пунктуации.
(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)
- Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.
l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.
2) 3емля велика и прекрасна.
3) Ее глаза как яркие звезды.
4) Жить - Родине служить.
5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин).
3. Составление алгоритма рассуждения:
1) найти основу;
2) определить часть речи каждого члена предложения;
3) поставить вопрос к сказуемому;
4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.
4. Объяснительный диктант.
1) Наши души - зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать - цену жизни узнать.
3) Воздух как роза.
4) Этот день словно праздник.
5) Север - это, болото без дна и края.
6) Дважды два - четыре.
7) Дело художника - рождать радость.
- Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.
5. Исследование языкового материала.
Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Роль тире - создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ".
6. Проверочная работа.
Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.
Карточка №1
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)
- Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.
- Старость не радость.
- Пятью пять двадцать пять.
- Чтение вот лучшее учение.
- Южная ночь таинственна и прекрасна.
- Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
- Жизнь нескончаемый экзамен.
- Озеро словно зеркало.
- Биться в одиночку жизни не перевернуть.
- Я честный человек.
Карточка №2
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)
- Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Федор знал, что Артём свой парень.
- Природа не храм, а мастерская.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Твои речи будто острый нож.
- Все неудачники лгуны.
- Преодоление препятствия вот наша задача.
IV. Итог урока.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.
VI. Домашнее задание