4 класс. Математика. Сложение и вычитание многозначных чисел.
4 класс. Математика. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Комментарии преподавателя
На этом уроке мы рассмотрим прием вычитания с заниманием единицы через несколько разрядов. Повторим разряды чисел и решим примеры с вычитанием в столбик из круглых чисел, используя занимание единицы через несколько разрядов.
Пример 1
Рассмотрим прием вычисления:
Вычитаем единицы, но на месте единиц – ноль, потому занимаем один десяток.
Однако десятки тоже отсутствуют, занимаем одну сотню.
Одна сотня – это десять десятков. Теперь мы можем взять из десятков один. Один десяток – это десять единиц. .
Вычисляем десятки. Мы добавили к десяткам одну сотню, то есть десять десятков, но при этом заняли десяток, осталось 9 десятков. .
Вычисляем сотни. Мы заняли одну сотню из шести сотен, поэтому записываем пять сотен.
Ответ: 574.
Пример 2
Рассмотрим более сложный случай вычитания.
Начинаем вычитать с единиц. Из нуля вычесть четыре единицы нельзя, поэтому занимаем один десяток. Но единицы в разряде десятков отсутствуют, сотни также отсутствуют, поэтому занимаем одну тысячу.
Одна тысяча – это десять сотен, теперь мы можем занять одну сотню. Одна сотня – это десять десятков, и теперь мы можем занять один десяток. Один десяток – это десять единиц. .
Вычисляем десятки. Мы добавили 10 десятков, но один заняли, осталось 9.
Вычисляем сотни. Мы добавили 10 сотен, но одну сотню заняли, потому осталось девять сотен. .
В разряде тысяч ничего не осталось.
Ответ: 876.
Пример 3
Из семи вычесть восемь нельзя, потому занимаем один десяток. Но единицы в разряде десятков отсутствуют, потому занимаем сотню. Отсутствуют сотни и отсутствуют единицы тысяч, потому занимаем один десяток тысяч.
Один десяток тысяч – это десять единиц тысяч, можем занять одну тысячу. Одна тысяча – это десять сотен, можем занять из сотен. Одна сотня – это десять десятков, теперь занимаем один десяток. Один десяток – это десять единиц да еще 7, .
Вычисляем десятки. Мы добавили 10 десятков, но один заняли, потому осталось 9. десятков.
Вычисляем сотни. Мы добавили 10 сотен, но одну заняли, осталось 9. сотни.
Вычисляем единицы тысяч. Мы добавили 10 единиц тысяч, но одну заняли, осталось 9 единиц тысяч. Переписываем 9, так как единицы тысяч в вычитаемом отсутствуют.
Осталось два десятка тысяч, их переписываем.
Ответ: 29 359.
Задание 1.
Выполнить вычисление, записывая решение столбиком: 528047+106875. И выполнить проверку сложения с помощью вычитания.
Объясним, как выполнили сложение многозначных чисел: 7 единиц + 5 единиц =12. 12 – это 2 единицы и 1 десяток. Под единицами записываем 2, а десяток прибавим к десяткам. Вычисляем десятки: 4 десятка + 7 десятков = 11 десятков, и 1 десяток добавили, получилось 12 десятков. Под десятками пишем 2, а одну сотню добавим к сотням. Вычисляем сотни: 0 + 8 = 8, но одну сотню добавили, поэтому под сотнями записали 9. Найдем количество единиц тысяч: 8 + 6 = 14. 14 единиц тысяч – это 4 единицы тысяч и 1 десяток тысяч, записываем к десяткам. Считаем десятки тысяч: 2 десятка тысяч + 0 и 1 десяток тысяч добавили, получили 3 десятка тысяч. Складываем сотни тысяч: 5 + 1 = 6.
Читаем ответ: 634922 (шестьсот тридцать четыре тысячи девятьсот двадцать два) (см. рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к заданию 1
Чтобы выполнить проверку, вычтем из значения сумы одно из слагаемых. Объясним, как выполнено вычитание: из 2 вычесть 7 нельзя, поэтому займем 1 десяток. 12 – 7 = 5. Вычисляем десятки: мы заняли 1 десяток, поэтому остался 1. Из 1 вычесть 4 нельзя, поэтому займем 1 сотню, 1 сотня – это 10 десятков. 11 – 4 = 7. Вычисляем сотни: так как мы заняли 1 сотню, то осталось 8. 8 – 0 = 8 сотен. Вычисляем единицы тысяч: из четырех восемь вычесть нельзя, поэтому занимаем 1 десяток тысяч. 14 – 8 = 6. Записываем под единицами тысяч. Вычисляем десятки тысяч. Один десяток мы заняли, осталось 2. 2 – 2 = 0. Вычисляем сотни тысяч: 6 – 5 = 1. Читаем ответ: 106875 (сто шесть тысяч восемьсот семьдесят пять) (см. рис. 6).
Рис. 6. Иллюстрация к заданию 1
Сравниваем со вторым слагаемым, результаты совпали, значит, сумма найдена верно. Записываем ответ: значение суммы 634922 (шестьсот тридцать четыре тысячи девятьсот двадцать два).
Решим математический ребус (см. рис. 9).
Рис. 9. Ребус
Определим, какие цифры в числах пропущены. Из 4 вычесть какое-то число и получить 9 невозможно, поэтому займем один десяток. Из 14 нужно вычесть 5, чтобы получить 9. Вычли 8 и получили 0. Значит, на месте десятков цифра 8, но один десяток заняли, поэтому пишем 9. Определяем количество сотен: из трех нужно вычесть два, чтобы получить один. Пишем на месте сотен 2 (см. рис. 10).
Рис. 10. Решение математического ребуса
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/tema-2/priyom-vychitaniya-s-zanimaniem-edinitsy-cherez-neskolko-razryadov-vida-30007-648?konspekt
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=Hfc-Yo6UrrM
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.