Культура Руси в XIII – XV вв. История России. 10 класс.
Культура Руси в XIII – XV вв. История России. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Культура Руси XIII - XIV вв.
В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.
Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.
Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.
Полуустав
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.
Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.
Епифаний Премудрый
В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», – говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.
В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».
«Сказание о Мамаевом побоище»
Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.
В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.
Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.
Успенский собор (Москва)
Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.
Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.
Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.
У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.
Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.
Культура Московской Руси.
Преодолевая местные культурные особенности, в XV веке возникала единая русская культура. Именно в этот период складывались ее неповторимые самобытные национальные черты.
Значительно расширился круг проблем, которые интересовали деятелей русской культуры и искусства. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами.
Крепнущая великокняжеская власть получила в первой четверти XVI века свое обоснование в «Сказаниях о князьях Владимирских». В его основе лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские князья вели свое происхождение от Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей и римских императоров на самодержавную власть.
Шапка Мономаха
Тогда же оформилась идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована монахом Филофеем в посланиях к Василию III. Согласно взглядам Филофея мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в «третий Рим» – Москву. Москва осталась верна православию, была «третьим Римом», «а четвертому Риму не бывать», – завершает свои рассуждения Филофей. В теории «Москва – третий Рим» воплотилось враждебное отношение к иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.
В XV веке возродилось общерусское летописание. Троицкая летопись была составлена в начале XV века. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идей которой было единство Руси.
Во многих русских городах продолжали составлять летописи, рассказывавшие о важнейших событиях в жизни страны. При этом у наших предков стал усиливаться интерес к жизни других стран и народов. Появились «хронографы», рассказывавшие о всемирной истории. Первый из них составил в середине XV века выходец из Сербии Пахомий Логофет. Он полагал, что все основные события в истории разных стран и народов происходят по Божьей воле.
Авторы литературных произведений XV века продолжали обращаться к теме Куликовской битвы. Воспоминание о победе князя Дмитрия Донского рождало надежду на окончательное освобождение страны от ордынского владычества. Особенно знаменитым было «Сказание о Мамаевом побоище». Его автор, имени которого мы не знаем, восхищался подвигом русских воинов. Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но также и о рядовых участниках сражения. Был автор и фантазером – в угоду интересам государства и церкви переиначивал некоторые события.
Сказание о Мамаевом побоище
Все чаще русские люди совершали путешествия в далекие страны. Приключения в неведомых краях описывались в «хождениях», которые с увлечением читали на Руси. Три года прожил в далекой Индии тверской купец Афанасий Никитин. Любознательного путешественника интересовало буквально все в жизни индийцев. Он изучил их язык, культурные и религиозные традиции, общественное устройство. Все это Никитин описал в увлекательной книге «Хождение за три моря», которую заканчивал словами: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!»
Афанасий Никитин
Грамотные люди любили читать увлекательные повести. Многие из них отличались занимательным сюжетом. Например, в одной повести рассказывалось о человеке, который случайно оказался обладателем чудотворной иконы. Лука, так звали героя произведения, начал ходить с ней из города в город. Икона помогала людям, а владелец с ее помощью набивал себе карман. И «вышел в люди», да еще как: поставил хоромы, завел слуг, стал закатывать пиры. Навел Лука страху на всю округу, даже княжеские служилые люди его побаивались. Но один хитрец под видом забавы натравил на него медведя, который чуть не до смерти намял выскочке бока. Лука опомнился, прекратил разгульную жизнь, а на свои деньги построил монастырь. Из этой повести видно, что писатели стремились не только развлечь, но и воспитать своего читателя.
Культура Московской Руси. Развитие живописи и архитектуры.
К началу XV века относится расцвет творчества выдающегося русского художника Андрея Рублева (он родился около 1360 года, умер в 1430 году). Мы уже знаем о том, что он был самым талантливым учеником Феофана Грека. О жизни Рублева известно немногое. Он был монахом Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. Расписывал храмы. Работал также в Москве, Владимире, Дмитрове, Звенигороде. Жизненный путь, страдания самого талантливого художника Руси скрыты от нас тьмою веков.
Андрей Рублев
Первое летописное упоминание о творчестве художника относится к 1405 году. Он принимал участие в росписи Благовещенского собора в Москве. Здесь Рублев трудился вместе с Феофаном Греком над созданием иконостаса. Творение византийского и русского художников поразило современников, стало образцом для многих других храмов Руси. Не случайно о создании иконостаса Благовещенского собора упомянул летописец. Вместе с художником Даниилом Черным Рублев работал в Успенском соборе Владимира. Его кисти принадлежат несколько картин и фресок. Особенно выразительна фреска «Шествие праведников в рай». Лица святых, написанные Рублевым, исполнены внутреннего достоинства и благородства, их фигурам придана удивительная грация. Для работ художника характерно использование мягких, спокойных живописных тонов. Вершиной творчества великого мастера является икона «Троица». Она была написана в 1425-1427 годах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Многие считают эту икону самым великим творением древнерусской живописи. «Троица» наполнена живым чувством, необычайной одухотворенностью. На ней изображены три ангела, сидящие за трапезой. На столе чаша с жертвой – головой ягненка. Юношеские фигуры ангелов склонились перед символом жертвы, невинно пролитой крови. Икона несет идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты. Иконы и фрески, написанные Андреем Рублевым, стали образцом для русских иконописцев.
«Троица»
Работы знаменитого художника второй половины XV века Дионисия показывают нам, что иконописец мог отразить не только духовные, отвлеченные понятия. Дионисий выполнял заказы митрополита и великого князя. На своих иконах он сумел показать и усиление Москвы, и рост влияния великокняжеской власти. Изображая Христа, благословляющего основание города, митрополитов, находящихся среди тех, кто окружает Богородицу, художник словно подчеркивал незыблемость Московского государства. Многих легендарных воинов и мучеников Дионисий показывал с копьями в руках, в доспехах, они напоминали могучих богатырей, готовых встать на защиту своей земли.
Иконописные произведения XV века стали вершиной древнерусской живописи.
В XV веке ведущим центром русского зодчества стала Москва. Во второй половине столетия по приказу Ивана III была предпринята основательная перестройка Кремля. Грандиозные работы начались с постройки нового Успенского собора. Он должен был заменить старое здание, сооруженное ещё при Иване Калите. Но почти законченный новый собор, возведенный московскими зодчими, рухнул. Причиной этого стало плохое качество строительного раствора и отмеченное в летописи землетрясение. Тогда для возведения собора был приглашен из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти. Перед тем как приступить к строительству, он по заданию великого князя поехал во Владимир, а затем – в Новгород. Там итальянский зодчий внимательно изучил знаменитые архитектурные памятники Руси. Проектируя собор в Москве, он использовал старинные образцы, главным из которых стал владимирский Успенский собор. Фиораванти наладил в Москве выпуск кирпича, научил русских мастеров готовить прочный раствор, пользоваться различными приборами – и строительство началось. Оно продолжалось с 1475 по 1479 год (зимой тогда строительные работы не вели). Творение Фиораванти вошло в число наиболее выдающихся шедевров российской архитектуры. Успенский собор стал главным сооружением Москвы, символом Российского государства, образцом для других построек своего времени.
Рис. 3. Успенский собор Московского Кремля
Вскоре в Кремле были сооружены Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата – тронный зал, предназначенный для приема иностранных послов. В их постройке так же принимали участие итальянские архитекторы (Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари и другие).
Изменились и оборонительные укрепления. На смену белокаменным пришли стены из красного кирпича. Оформление башен, зубцов роднит кремлевские стены с крепостями Италии.
В облике Московского Кремля слились традиции древнерусского зодчества и мастерство итальянских архитекторов эпохи Возрождения.
В это же время в Москве начинали строить каменные дома, принадлежавшие отдельным людям. Например, кирпичные палаты соорудили для себя один из купцов и митрополит. Так было положено начало каменной застройке в городах.
Появляется еще одна черта в русской архитектуре – сооружение церквей «под звоны», когда звонница располагалась над храмом, а над ней – глава. По такому образцу псковскими зодчими была построена Духовная церковь Троице-Сергиева монастыря. Праздничность храму придает отделка из зеленых, красных и коричневых изразцов.
Стены и башни Московского Кремля были построены с учетом последних достижений военной техники того времени. Поэтому они послужили образцом для оборонительных сооружений других городов России. Государство начало строительство нескольких крепостей. Руководил им Пушкарский приказ.
На западных границах государства, «на немецком рубеже», в 1492 году был возведен Ивангород. Он имел редкую для того времени четкую, правильную планировку. Укреплялись также земли, подвергавшиеся нападениям «казанцев». В начале XVI века каменный кремль был построен в Нижнем Новгороде. На южных границах, за Окой, там, где начинались степные дороги в Крым, сооружались целые линии крепостей для защиты от набегов «крымцев». Вскоре и здесь появились мощные каменные крепости – в Туле, Коломне, Зарайске.
Нижегородский кремль
Русские города постепенно одевались в «каменный наряд». Русская культура отразила основные события истории Московской Руси (освобождение от ордынской зависимости и создание Российского государства). Основой духовного развития страны стало возрождение культурных и государственных традиций домонгольской Руси, утверждение православной веры. В то же время культура русского народа обогащалась обычаями и достижениями других народов. Все это закладывало основы российской цивилизации.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://www.youtube.com/watch?v=ZfeNI4FHR8Y
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/