4 класс. Математика. Умножение на двузначное и трехзначное число.
4 класс. Математика. Умножение на двузначное и трехзначное число.
Комментарии преподавателя
На этом уроке мы рассмотрим письменное умножение на двузначное и трехзначное число. Решим несколько примеров на письменное умножение в столбик и сформулируем общее правило записи подобных примеров.
Задание 1
Рассмотрим произведение чисел 54 и 32.
Чтобы умножить число 54 на двузначное число 32, заменим второй множитель 32 на сумму разрядных слагаемых 30 и 2.
Воспользуемся правилом умножения числа на сумму. То есть можно умножить число 54 на каждое слагаемое и полученные результаты сложить. Умножим 54 на три десятка.
Умножим 54 на две единицы.
Сложим полученные результаты.
Эти вычисления удобно записать столбиком.
Умножим 54 на количество единиц второго множителя. То есть на 2. . .
Получили первое неполное произведение – 108 единиц. Умножим 54 на количество десятков второго множителя. То есть на 3. При умножении на десятки мы получим десятки. Поэтому удобно записать второе неполное произведение под десятками. . Два пишем, один запоминаем. . И единица, которую запоминали, . Итак, второе неполное произведение – 162 десятка.
Сложим полученные результаты.
Переписываем 8.
, , переписываем.
Ответ: .
Задание 2
Выполним умножение чисел 245 и 24.
Умножим число 245 на количество единиц второго множителя, то есть на 4. . 0 записываем, 2 запоминаем.
. И еще 2, . 8 записываем, 1 запоминаем.
. И еще 1, . Мы получили первое неполное произведение – единиц.
Умножим число 245 на число десятков второго множителя, то есть на 2. Так как мы умножаем на десятки, то и получим в результате десятки. Удобно записать второе неполное произведение под десятками. Итак, . 0 записываем под десятками, а 1 запоминаем.
. И 1, .
. Мы получили второе неполное произведение – десятков.
Сложим два неполных произведения.
0 переписываем.
.
, 8 записываем, 1 запоминаем.
.
Ответ: .
Задание 3
Рассмотрим еще один случай умножения. Найдем значение произведения чисел и . — это десятков. Запишем второй множитель 43 под десятками.
Умножим на не обращая внимания на . Умножим сначала на число единиц второго множителя. То есть на . , 5 записываем, запоминаем.
, и , .
.
Мы получили первое неполное произведение – .
Теперь умножим число 705 на число десятков второго множителя, то есть на 4. , 0 записываем, 2 запоминаем.
, плюс , .
.
Мы получили второе неполное произведение – десятков.
Важно помнить, что, когда мы умножали на десятка, результат нужно записывать под десятками.
Теперь сложим два неполных произведения.
5 переписываем.
.
.
0 записываем, 1 запоминаем.
.
Мы получили . Но помните, что мы умножали десятков, значит, число показывает количество десятков. Приписываем .
Ответ: .
Заключение
Подведем итог. Чтобы выполнить умножение письменно на двузначное число, нужно первый множитель умножить сначала на единицы второго множителя, получится первое неполное произведение. Затем умножить число на количество десятков второго множителя. Помните: при умножении на десятки получатся десятки. Поэтому второе неполное произведение нужно начинать записывать под десятками. Затем складываем два неполных произведения и записываем результат.
Примеры умножения
Вы уже умеете выполнять письменно умножение на однозначное число и на двузначное число. При умножении на двузначное число мы первый множитель умножаем на число единиц второго множителя.
В примере мы число 534 умножаем сначала на 6, число единиц числа 26.
Затем первый множитель умножаем на число десятков второго множителя.
Получаем два неполных произведения, которые нужно сложить.
Важно помнить, что при умножении на десятки мы получаем десятки, потому запись второго неполного произведения следует начинать под разрядами десятков.
Сравним два столбика решений:
Мы видим: в первом столбике при умножении на двузначное число получают два неполных произведения. Во втором столбике при умножении на трехзначное число получают три неполных произведения. Почему? Вы, наверное, догадались. Во втором столбике в состав второго множителя, кроме единиц и десятков, входят еще и сотни. Поэтому первый множитель надо умножить на число единиц второго множителя, получим первое неполное произведение.
Затем первый множитель надо умножить на число десятков второго множителя, получим второе неполное произведение, которое начинают записывать под разрядом десятков.
И затем первый множитель надо умножить на количество сотен второго множителя, получим третье неполное произведение. Обратите внимание: при умножении на сотни, получим сотни, поэтому третье неполное произведение нужно начинать записывать под разрядом сотен.
Остается сложить три неполных произведения, и получим результат умножения.
Задание
Найти значение произведения чисел.
Умножим первый множитель 624 на число единиц второго множителя, то есть на 3.
, 2 пишем, а 1 запоминаем.
, и еще 1, будет 7.
Мы получили первое неполное произведение.
Теперь перейдем к умножению на десятки. 624 нужно умножить на ноль. Но мы знаем, что при умножении любого числа на ноль получится ноль, потому можем сразу перейти к умножению числа на сотни.
Умножим первый множитель 624 на число сотен второго множителя, то есть на 4. Результат начнем записывать под разрядом сотен.
, 6 пишем под сотнями, 1 запоминаем.
, и еще 1, будет 9.
, запишем 24.
Получили следующее неполное произведение – 2496 сотен. Теперь сложим полученные результаты.
2 переписываем.
7 также переписываем.
, 4 пишем, 1 запоминаем.
, и еще 1, будет 11. 1 пишем, 1 запоминаем.
4 и 1 будет 5.
2 записываем.
Значение произведения – 251 472.
Подведение итогов
При письменном умножении на трехзначное число первый множитель надо умножить на число единиц второго множителя, затем первый множитель надо умножить на число десятков второго множителя и затем первый множитель умножить на число сотен второго множителя. Мы получим три неполных произведения. Важно помнить: при умножении на десятки получатся десятки, потому результат нужно начинать записывать под разрядом десятков. При умножении на сотни мы получим сотни, поэтому результат надо начинать записывать под разрядом сотен. Остается сложить три неполных произведения.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/umnozhenie-na-dvuznachnoe-i-trehznachnoe-chislo/pismennoe-umnozhenie-na-dvuznachnoe-chislo?konspekt
http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/umnozhenie-na-dvuznachnoe-i-trehznachnoe-chislo/pismennoe-umnozhenie-na-tryohznachnoe-chislo?konspekt
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=rWxllUMMu-I
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.