Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )
Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )
Комментарии преподавателя
Образовательные цели урока:
1.Обобщение и систематизация изученного по теме «Дополнение»
2.Формирование понятия о дополнении как о второстепенном члене предложения, его грамматических категориях и синтаксической роли в предложении.
3. Формирование умения ориентироваться в синтаксических и грамматических категориях дополнения, составлять предложения определённого типа, различать грамматические категории
Развивающие цели урока:
1.Развитие образного и логического мышления.
2.Овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
3.Овладение универсальными приёмами учебной деятельности.
4.Совершенствование речи.
Воспитательные цели урока:
1.воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию
2.Воспитание эстетического отношения к слову.
3.Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций самостоятельного мышления.
4.Воспитание толерантного поведения.
Ресурсы:
Учебник «Русский язык. 8 класс» Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.
Раздаточные материалы.
Урок проводится после контрольной работы «Двусоставное предложение. Главные члены предложения», поэтому отсутствует этап опроса и проверки домашнего задания.
№
Этап урока.
Основное содержание этапа.
Основные виды
деятельности учащихся
1
Мотивация.
Пройди весь свет,
Проверь всех армий славу,
Пересмотри былые времена –
Нет армии, которая была бы
С народом слита больше, чем она.
Я начала урок с этих слов не случайно, они посвящены нашему народу, народу – победителю в борьбе с Наполеоном, с фашистской Германией. Всем тем, кто дал возможность нам с вами возможность жить в мире и учиться в свободной стране.
«Да ну ее, эту войну, гадость эту! Столько вынесли, чтоб она закончилась. Пусть ее не будет никогда»,- сказал Иван Егорович Маричев, наш земляк. Прошла война, и люди почему-то опять начинают воевать. А ведь было какое-то качество у наших людей, которое помогло выжить и победить.
Мир обезумел от жестокости и злости,
И в наших силах это изменить.
Вы только взгляд пытливый детский бросьте
На фразы те, что будем говорить.
Красива наша речь, напевна и чудесна,
Она поможет сердцу добрым быть,
А роль второстепенных членов нам известна,
Они помогут в мире дружно жить.
Почему, говоря о красоте нашей речи, я вспомнила о второстепенных членах?
Зачем они нужны? ( Они распространяют, поясняют, уточняют главные члены предложения и второстепенные)
Совершенствование коммуникативного умения оценивать высказывание и создавать собственное.
2
Целеполагание.
Итак, как вы понимаете, сегодня мы с вами начнём изучение нового раздела
«Второстепенные члены предложения». Дополнение». Подпишем тему урока «Второстепенные члены предложения». Дополнение».
Как вы думаете, о чём предстоит узнать, что вспомнить, чему научиться на уроке, на какой жизненноважный вопрос ответить. (Учащиеся отмечают, что изучая тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение», они вспомнят о роли второстепенных членов, уже известный материал о дополнении, узнают, чем может быть выражено дополнение, а также выясним, что же помогло выжить и победить народу).
Действительно, мы вспомним изученный материал, попытаемся найти ответы на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникающие в ходе работы над второстепенным членом, но и ответим на вопрос «Чего же не хватает людям, чтобы жить в мире?»
А обобщить работу нашего урока поможет схема, которую по ходу урока вы будете заполнять. (приложение)
Формирование важнейшего регулятивного универсального учебного действия – ставить и адекватно формулировать цели своей учебной деятельности.
3
Повторение изученного. Знакомство с новым материалом.
Чтобы легче было вспомнить пройденный ранее материал, запишем и разберём предложение по членам. Прочтите, пожалуйста, предложение.
Наш народ во все времена обладал толерантностью.
Значение всех ли слов в нем понятно? ( Нет. Что такое «толерантность»?)
Справка. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности ( подписана 16 ноября 1995 года в Париже ста восьмьюдесятью пятью государствами, включая Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая
другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других».
Мы победили, потому что народ наш был единым - как это и бывало не раз в нашей истории в грозный ее час, перед лицом смертельной опасности.
Разбор:
(В предложении говорится о народе кто? народ – подлежащее, выражено существительным, народ что делал? обладал – сказуемое, выражено глаголом, народ чей? наш – определение, выражено местоимением, обладал чем? толерантностью – дополнение, выражено существительным, когда? во все времена – обстоятельство, выражено сочетанием слов)
Разбирая предложение, мы вспомнили, какие бывают второстепенные члены предложения. Начнём подробно рассматривать второстепенные члены предложения с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые обозначают признаки. Дополнение же обозначает предмет. Чаще всего оно зависит от сказуемого, реже от других членов предложения. Итогом нашей работы на уроке станет заполненная схема.
На какие вопросы отвечает дополнение? (косвенных падежей?)
Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.
Толерантность - важное качество личности. (Существительное).
Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, поэтому мы должны обращать наш взор к доброму, вечному.(Прилагательное).
Девять не делится на два (числительное), как нельзя разделить людей на плохих и хороших.
О погибших нам (местоимение) нужно помнить всегда (причастие в значении существительного) и о страшном далёко тоже. (наречие).
Мы пуд соли вместе съели. (Неделимое словосочетание – фразеологизм)
И снова раздалось громкое ура. (Междометие)
Командир приказал нам узнать все о происшествии. (Неопределённая форма глагола).
Командир хотел узнать всё о происшествии.
-
Как же определить синтаксическую роль инфинитива?
-
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом: рассмотрим наши примеры.
-
Вывод: чем может быть выражено дополнение? (Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного, а также неделимым словосочетанием). Как определить синтаксическую роль инфинитива? (Инфинитив-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц, инфинитив-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица).
Прямое и косвенное дополнение.
Дополнения делятся на два вида: прямые и косвенные. Запишем предложения.
Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливым и с пониманием относиться к людям, которые любят только себя.
Мы выполнили обещание быть терпимыми.
Раненый разлил воду. Он хотел выпить воды.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Обратите внимание, что обычно прямые дополнения выражаются существительными в винительном падеже без предлога, например: совершили поступок (вин. падеж).
Но есть два случая, когда прямое дополнение может быть выражено существительным в форме родительного падежа:
1)если при переходном глаголе стоит отрицательная частица НЕ, сравните:
Выполнили ( что?) обещание (вин. падеж).
Не выполнили чего (чего?) обещания (род. падеж).
2)если действие переходного глагола охватывает лишь часть предмета (не весь предмет целиком), сравните:
Разлил (всю) воду (вин. падеж).
Хотел выпить (немного) воды (род. падеж).
Все остальные дополнения называются косвенными.
Вывод: как отличить прямое дополнение от косвенного? (Зависит от переходного глагола и обозначают предмет)
Развитие и совершенствование мыслительных навыков анализа, сравнения и классификации.
4.
Закрепление изученного материала.
Тестирование.
1.Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда?
2.Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Они не выбирали лёгких путей.
б) Они не выбирали лёгких путей.
в) Они не выбирали лёгких путей.
г) Они не выбирали лёгких путей.
3.Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Отстаивай своё мнение тактично
б) Уважай собеседника.
в) Старайся понять, о чем говорят другие.
г) Учись на своих ошибках.
5.Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Дружбой великой велик наш народ.
б) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
в) Ищи лучшие аргументы
г) Вы обязательно найдете своё счастье
6.Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а) Помнить - значит предвидеть.
б) Стремитесь понять любого.
в) Желание измениться овладело мной
г) Желаю вам жить в мире и добре.
Развитие умения применять полученные знания
4.
Подведение итогов (рефлексия).
Сегодня на уроке нам надо было вспомнить о роли второстепенных членов, уже известный материал о дополнении, узнать, чем может быть выражено дополнение и какие они бывают, а также ответить на вопрос «Чего же не хватает людям, чтобы жить в мире?»
Достигли ли мы поставленной с вами цели? Что вспомнили? Что нового узнали? (Учащиеся говорят о роли второстепенных членов, называют способы выражения дополнения, его виды. А людям не хватает терпимости, доброты, т.е.толерантности.)
Рефлексия .
А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь алгоритмом
1.Сегодня на уроке я:
-
Узнал(а)…
-
Понял(а)…
-
Научился(ась)….
2.Лучше всего у меня получалось…
3.Основные трудности у меня были…
4.Сам(а) себе я желаю…
Закончить наш урок мне бы хотелось высказыванием Антуана де Сент - Экзюпери: "Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом"
Выставление оценок.
Формирование регулятивных универсальных действий: анализа собственной учебной деятельности, самоконтроля и самокоррекции
5.
Домашнее задание.