Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )
Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )
Комментарии преподавателя
Цели: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении;
развивать навыки монологической речи, навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учеников;
воспитать любовь к русскому языку.
Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа по карточкам.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.
II. Актуализация знаний
1) беседа
- какие члены предложения называются главными?
- какие второстепенные члены предложения вы знаете?
- расскажите о дополнении.
- что вы знаете об определениях?
2) лингвистическая разминка
Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.
Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.
(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)
III. Изучение темы «Приложение»
Слово учителя.
Откройте учебники (стр.97). В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.
Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.
Например, Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. У нас есть утёс основное существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – великан. Как бы несогласованное у нас в данном случае определение, но оно согласуется с данным словом в падеже. Какого утёса? Великана.
Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.
Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?
Примеры.
Во время паводка река Амур широко разлилась.
Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.
Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.
Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные.
Врач Иванова начала приём с раннего утра.
(Врач приложение, потому что говориться о профессии.)
Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.
Программист Жданова получила срочное задание.
Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.
Работа с таблицей
Пишется с дефисом |
Пишется без дефиса |
1. Нарицательные существительные + + нарицательные существительные: утёс-великан 2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река |
Нарицательное существительное + собственные существительные: река Дон
|
IV. Закрепление изученного материала
1.Работа с учебником. Выполнение упражнений.
Упражнение 180 (устно).
Прочитайте предложения и укажите предложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)
Возница-киргиз – национальность;
охотники-звероловы – профессия;
Волга-матушка, Ока-кормилица, Цна-голубка – качество предмета;
девочка-подросток - возраст;
строитель-бетонщик, солдат-сапёр – профессия;
берёза-свечка – качество предмета;
озеро Кабан – географическое название;
река Конго - географическое название.
3. Работа по карточкам.
Запишите предложения, подчеркните приложение.
Он похож на большого мальчика-толстяка. Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. Картина Левитана «Золотая осень» привлекает нас гармонией красок, каким-то неизъяснимым волшебством. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. Сестра Лиза приехала на весенние каникулы.
Как мы подчёркиваем приложения?
(двумя волнистыми чертами)
4. Словарный диктант с комментированием
Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.
Вагон-выставка, фильм «Чучело», Волга-река, отец-старик, магазин «Садовод», киножурнал «Ералаш», планета Юпитер, зима-красавица, сестрёнка-Алёнка, студент-отличник.
V. Подведение итогов урока
- Что такое приложение?
- Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)
- Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)
- Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.