Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )
Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )
Комментарии преподавателя
Цели урока:
-
Формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы его выражения.
-
Орфографическое и пунктуационное повторение.
1. Начало урока. Называется тема урока.
Что мы должны знать и уметь:
Знать, что такое обстоятельство, знать разряды обстоятельства, способы их выражения.
Уметь определять обстоятельство в предложении, правильно употреблять знаки препинания в предложении.
Начнем наш урок русского языка со слов К. Паустовского: "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку". И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, любит свой язык. Наш с вами родной язык - это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое.
2. Начнём мы наш урок с разминки.
1. Высокие стены домов изредка, /освещённые тусклым блеском фонарей/, кажутся еще чернее неба.
Верно ли моё утверждение:
Это предложение простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.
Грамматическая основа – стены кажутся чернее.
Кажутся чернее – составное глагольное сказуемое.
Высокие стены – в этом словосочетании вид подчинительной связи управление.
2. Холодный ветер дует с силой и, /забиваясь в ворота/, стонет жалобно.
Назовите грамматическую основу.
Что выделено графически?
Назовите вид подчинительной связи в словосочетании стонет жалобно.
3. Я предлагаю провести словарно- орфографическую работу.
Перед вами слова с пропущенными орфограммами, сгруппируйте их по видим орфограмм.
Л..сной, чуж…й, (по) новому, соб…рать, реч…нка, товарищ…м, пр…брежный, ж…лтый, пиш…шь, а(л,лл)ея, товарищ(?), кожа(нн,н)ый, уд…вительный, горяч.., ш…л, к…саться, пр…красный, р…стущий, (а,о)ромат, больш…й, рож…, ещ…, (по)осеннему, пахн…т, пр…летел, лебеди(нн,н)ый.
4. Составьте с этими словами словосочетания и определите вид связи.
5. Перейдём от словосочетаний к предложениям.
Перед вами картина, составьте предложения или небольшой связный рассказ, используя данные слова и подбирая свои, В осеннем лесу, удивительно, сказочно, шуршат под ногами, необыкновенно яркий, сказочно, изумительно, завораживающе, по-осеннему.
Рассказ составляют сильные ученики.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
И нет планет похожих на неё.
Это слова Е. Евтушенко, я думаю, что каждый из вас увидит на этой картине что-то необычное, только вами замеченное.
Скажите, пожалуйста, какими частями речи являются слова: удивительно, сказочно, необыкновенно, сказочно, изумительно, завораживающе, по-осеннему.
6. Вспомним разряды наречий.
1. Образа действия (Как?)
2. Меры и степени (Сколько? В какой степени?)
3. Места (Где? Куда?)
4. Времени (Когда?)
5. Причины (Почему?)
6. Цели (Зачем?)
Я буду называть наречия, а вы покажете, к какому разряду они принадлежат.
1. Образа действия (Как?) --- руки вперёд и потрясти.
2. Меры и степени (Сколько? В какой степени?)--- круговые движения головы.
3. Места (Где? Куда?) --- повернуться друг к другу и хлопнуть в ладоши.
4. Времени (Когда?) ---слегка наклонить назад спину.
5. Причины (Почему?)--- повернуться к гостям и улыбнуться.
6. Цели (Зачем?)---посмотреть в окно и закрыть от удовольствия глаза.
1. хорошо, весело
2. чуть-чуть, немного
3. вдоволь
4. где-то, вдалеке
5.сейчас, всегда
6. потому, оттого
7. нарочно, умышленно
7. Изучение новой темы.
Для изучения новой темы мы обратимся к нашему учебнику.
Просмотрите правило. Оно нам уже известно. Что же такое обстоятельство, и чем оно может быть выражено?
Посмотрите на доску. Здесь представлена таблица «Разряды обстоятельств». Пользуясь таблицей в учебнике, ответьте на вопросы: Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Примеры.
8. Закрепление материала.
Укажите разряды обстоятельств.
-
Пароход не стоит уж на месте, а идёт куда-то вдаль.
-
Мы решили пойти в парк подышать свежим воздухом.
-
Из-за плохой погоды полёт отменили.
-
Он всегда умел работать не покладая рук.
-
Возле костра, подперев рукой голову, примостился человек, что-то напевавший вполголоса.
9. Проверочная работа.
1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
А) Мы очень устали. Б) Кругом кричали коростели.
В) Вчера я приехал в Тамбов.
Г) Он изменился до неузнаваемости.
2. В этом предложении есть обстоятельство цели.
А.) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
Б) Слон-живописец написал пейзаж,
Пораньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
В) Сенокос запоздал из-за дождей.
Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не
обособляется.
А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался. Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д) Поезд шёл не останавливаясь.
Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли
обстоятельства.
А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей. Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
В) Рассказы эти были данью моему детству. Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
10. Проверь себя.
-
В. Вчера я приехал в Тамбов.
2. А. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
Б. Слон-живописец написал пейзаж:,
Пораньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
3. Г. Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д. Поезд шёл не останавливаясь.
4. А. Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.
Г. Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
11. Домашнее задание.