10 класс. Обществознание. Общественные науки в Новое и Новейшее время
10 класс. Обществознание. Общественные науки в Новое и Новейшее время
Комментарии преподавателя
§1. Философия Возрождения о человеке и обществе
Человек всегда интересовался окружающим миром и своим местом в нем. С течением времени общество развивалось, и менялись взгляды философов и ученых на то, какое положение человек занимает в мире. Первоначально социальные знания, накопленные целыми поколениями, передавались в виде мифов и сказаний, позднее возникают философские системы Индии, Китая и Древней Греции. Средневековая философия характеризуется религиозностью во всех сферах культуры. В центре этой богословской системы находился Бог – творец, который сотворил все сущее, в том числе и людей. Они полностью зависят от воли Всевышнего: «Человек – это свеча на ветру. Бог дунул, и она погасла», − утверждали философы той эпохи.
Совершенно по-новому рассматривается роль человека в философии Возрождения. Для этой эпохи характерен антропоцентризм – представление о человеке как о высшей, свободной и разумной личности, которая сама творит свою судьбу. Символом Возрождения недаром считают «Витрувианского человека» (рисунок Леонардо да Винчи): человек – центр Вселенной, он подчиняется как биологическим, так и социальным законам, которые зависят от интересов и воли людей. В то же время появляются первые утопические сочинения Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, которые рисуют образ идеального социального порядка. Смысл их в том, что человек как разумное существо способен создать лучшее общественное устройство, в котором будет равенство прав и свобод, общая собственность и удовлетворение всех потребностей, всеобщий труд и мудрый правитель. Более реалистичные взгляды высказывал Никколо Макиавелли, который в своем трактате «Государь» писал, что главная функция государства – защита и объединение граждан. Абсолютная монархия является наилучшей формой правления, поэтому для достижения политических средств хороши любые средства без оглядки на общественную мораль.
§2. Социальная философия Нового времени
В Новое время идеи Макиавелли были по-своему истолкованы некоторыми философами. Так, к примеру, английский философ XVII века Томас Гоббс считал, что человек по своей природе эгоист («человек человеку волк»), и догосударственное состояние общества он называет «войной всех против всех». Обществу необходима сильная единая государственная власть – абсолютная монархия. Для предотвращения хаоса люди должны передать часть своих прав государству, заключив общественный договор, согласно которому основная функция государства – это защита прав граждан на жизнь, свободу и частную собственность.
Теории общественного договора придерживались также Джон Локк, Жан-Жак Руссо и Шарль Монтескье. Они полагали, что общество развивается от дикого состояния к гражданско-правовому. В целях контроля и лучшего функционирования ученые предлагали сделать обязательным разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
К проблеме общественного развития обращались также Иммануил Кант и Георг Гегель. Если первый философ видел целью всеобщего развития становление правового государства, то второй ученый считал идеальным гражданское общество, в котором люди свободны, но в то же время «благо каждого зависит от блага всех».
§3. Обществознание ХХ века
Иной подход к развитию общества был высказанКарлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, которые выделяли в историческом процессе формации, основанные на определенном способе производства. Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, которые выливаются в социальные революции.Позднее диалектико-материалистическую теорию Маркса и Энгельса попытались воплотить коммунисты во главе с В. Лениным в СССР.
Кроме постмарксистской теории развития общества в ХХ веке получили большую известность цивилизационные теории Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби, которые считали историю сосуществованием замкнутых локальных систем – цивилизаций, которые зарождаются, развиваются, расцветают и умирают, подобно живым организмам.
Американский ученый Уолт Ростоу обосновал теорию стадий экономического роста. Он, как и марксисты, считал экономику основой жизни общества, поэтому выделил пять тадий развития человечества, каждая из которых характеризуется определенным уровнем технологического развития: традиционную (аграрное общество); переходную; стадию «сдвига» или промышленной революции; стадию зрелости (индустриальное общество) и эру «высокого уровня массового потребления». Идеалом последней стадии для Ростоу был англо-американский образ жизни.
§4. Краткие итоги по теме урока
Таким образом, на уроке мы рассмотрели некоторые социально-философские взгляды ученых Возрождения, Нового времени и современности. Эпоха Ренессанса впервые выдвинула человека как центр изучения науки и «двигатель» развития общества. В это время появляются первые утопические труды, в которых философы изобразили идеальное будущее, где все равны, нет частной собственности, все трудятся под руководством мудрого правителя.
В Новое время популярной среди ученых была теория общественного договора, в которой обосновывалось существование государства и разделение властей для более успешного его функционирования. Появляются идеи будущего правового государства и гражданского общества. Марксистами сделана попытка объяснить ход истории через социальные противоречия, которые вызывают революции и, следовательно, скачок общества на качественно новую ступень развития.
ХХ век отличается разнообразием социальных теорий, среди которых необходимо отметить цивилизационные теории Шпенглера и Тойнби и стадиальную теорию Ростоу. В первых делается упор на культурную составляющую общества, во второй – на экономическое развитие, результатом которого является эра массового потребления, в которой мы сейчас живем.
Таковы основные социально-философские идеи Нового и Новейшего времени.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/10-klass/obshestvoznanie/Obschestvennye-nauki-v-Novoe-i-Noveyshee-vremya
https://vimeo.com/128234941
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.