3 класс. Информатика. Аналогичная закономерность

3 класс. Информатика. Аналогичная закономерность

Комментарии преподавателя

  1. Этап получения новых знаний.

Ребята, отгадайте по описанию героя: живёт в доме № 8/16, рядом с ателье, по улице Мурлыкина. Слушает хорошую музыку. И любит повторять — «Ребята, давайте жить дружно».

Узнали? Это кот Леопольд.

Представьте себе, что кот Леопольд открыл  бюро «Добрых мур-мур-услуг», где помогают школьникам выполнять задания по информатике, которые у них  не получаются. И ему нужны помощники. Этими добровольцами будем, конечно, МЫ!

А вот и первое письмо!

«Здравствуйте, меня зовут Игорь. На следующем уроке информатики у нас контрольная работа, а я отсутствовал на прошлых уроках, т.к. болел. С некоторыми заданиями я разобрался сам, но два задания я выполнить не могу. Помогите мне, пожалуйста».

Ну, давайте посмотрим, какое первое задание.

Найди закономерность расположения чисел. Составь аналогичную с помощью букв.

Кто знает, как выполнить это задание?

Числа в этой закономерности возрастают, начиная от единицы. Первое число взято один раз, второе - два раза, третье – три и т.д. И аналогичная закономерность, т.е. составленная по такому же правилу, с помощью букв, будет выглядеть так: первая буква алфавита 1 раз, далее вторая буква алфавита два раза, третья три и т.д.

Первое задание мы выполнили, теперь посмотрим второе.

Найди закономерность. Вставь ещё четыре пропущенные буквы. Составь аналогичную закономерность с помощью чисел.

А…Я…, так, первая и последняя буквы алфавита. Б…Ю…, вторая и предпоследняя буквы. Ага, закономерность составлена по правилу «голова-хвост». И продолжение её будет выглядеть так Г Ь Д Ы.

Теперь будем составлять аналогичную закономерность с помощью чисел. В алфавите тридцать три буквы, значит, последним числом будет число тридцать три. И аналогичная закономерность с помощью чисел, будет выглядеть так: первое - последнее число, второе – предпоследнее и т.д.

А вот ребята письмо с пометкой «срочно».

«Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Вы знаете, у меня есть мечта. Я очень-очень хочу велосипед. И если я закончу учебный год на отлично, мне родители подарят самый крутой велосипед. Но, чтобы закончить год на отлично, мне надо выполнить одно задание по информатике. А без вашей помощи я не справлюсь».

Ну, давайте посмотрим, что за задание.

В первой таблице необходимо заполнить пустые клетки цифрами. А во второй расположить по аналогии, т.е. по такому же правилу, воздушные шары.

Давайте всё по порядку. Перед нами две аналогичные закономерности.

Аналогичные, потому что числа в верхних строчках обеих таблиц расположены по порядку.

Рассмотрим закономерность расположения чисел в таблице. Начнём восстанавливать закономерность с той строки, где пропущен один элемент. Как узнать, какого элемента не хватает?

Нужно посмотреть, какой из всех элементов строки отсутствует. В первой строке: один, два, три, четыре. А во второй строке два, три, четыре, не хватает числа один. Значит, оно и будет стоять в четвёртой клетке. В третьей строке не хватает числа… три. В четвёртой… А тут два недостающих элемента: число один и число три, а какое куда ставить?

А посмотрим, есть ли пустые ячейки в столбцах таблицы?

Так. В первом столбике все элементы: один, два, три, четыре. Вы заметили,  что элементы первой строки и первого столбца одинаковые? Во втором столбике не хватает одного элемента и эта единица, а в четвёртом тройки. Первая таблица заполнена! А как же заполнить вторую?

Посмотрите внимательно, на первую строку чисел и первую строку шариков.

Шарики пронумерованы так же, как стоят числа в первой таблице. А ещё в каждой строке не повторяется одно и то же число. Значит, во второй таблице в каждой строке не должен повторяться ни один шарик. Начнём заполнять таблицу со второй строки. С какого элемента она должна начинаться?

А что бы узнать, надо посмотреть, с какого элемента начинается вторая строка первой таблицы. Вторая строка начинается с числа два – это красный шарик, три – это фиолетовый, четыре -  зелёный, один -  жёлтый. Третья строка -  фиолетовый,  зелёный, жёлтый,  красный. И последняя строка будет выглядеть так: зелёный, жёлтый,  красный, фиолетовый.

Ну, ребята, как называется закономерность, которую мы только что составили?

Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу. И чтобы правильно заполнить закономерную таблицу необходимо знать правила, по которым расположены объекты.

Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием, как аналогичная закономерность.

Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=SoMU02lhAvM

http://doc4web.ru/informatika/konspekt-uroka-informatiki-analogichnaya-zakonomernost-klass.html

http://ppt4web.ru/informatika/analogichnaja-zakonomernost.html

Файлы