Внешняя политика России в конце XV – XVI вв. История России. 10 класс.
Внешняя политика России в конце XV – XVI вв. История России. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Внешняя политика Руси в конце XV в. Свержение ига. Русская церковь в конце XV в.
Успехи объединительной политики Ивана III позволили ему заняться решением наболевших внешнеполитических проблем. Основными направления внешней политики в тот период были:
1) Восточное, в частности взаимоотношения с ханствами, возникшими на обломках Золотой Орды — Казанском (1438 г.), Астраханском (1459 г.) и Крымским (1455 г.);
2) Западное — борьба с Польшей и Литвой за возвращение всех русских земель в лоно Москвы и борьба с Ливонией и Швецией за выход в Балтийское море.
Для одновременного решения всех внешнеполитических задач сил и средств явно не хватало, поэтому первоначально было выбрано самое приоритетное направление — свержение ордынского ига.
Татары. Старинная литография
Начало этому процессу было положено в 1472 г., когда московская рать разгромила под Алексиным Астраханскую Орду хана Амата, ставшую правопреемницей Золотой Орды. Итогом этой победы стало сначала существенное сокращение суммы «ордынского выхода» в Сарай, а затем и полный отказ от его выплаты в 1476 г.
Желая восстановить даннические отношения с Москвой, хан Ахмат, заключив военный союз с Казимиром IV, пошел походом на Русь. В августе 1480 г. он подошел к пограничной реке Угре, где заслон на границе с Литвой держала московская рать во главе с сыном великого князя Иваном Молодым. В течение двух месяцев татары безуспешно пытались форсировать Угру, но в начале ноября «несолоно хлебавши» повернули вспять. Это событие, отраженное в русских летописях как «Стояние на Угре», принято считать конечной датой существования ордынского ига на Руси.
Стояние на Угре
Русско-литовские пограничные войны
В конце 1480-х гг. основным направлением внешней политики Москвы становится польско-литовское направление. В этот период, особенно после свержения ордынского ига, многие удельные князья пограничных русско-литовских княжеств из династий Рюриковичей и Гедиминовичей (Оболенские, Трубецкие, Воротынские, Одоевские) стали явочным порядком переходить на службу к великому московскому князю и государю всея Руси, признавая его не только своим сюзереном, но и государем.
Этот переход верхне-окских и чернигово-северских князей под власть Москвы стал причиной Первой пограничной русско-литовской войны 1487–1494 гг., в ходе которой, одержав ряд убедительных побед, Иван III вынудила нового великого литовского князя Александра Казимировича (1492–1506 гг.) подписать выгодный для себя мирный договор, по которому Литва признавала все территориальные приобретения Москвы последних лет, в частности Вяземское княжество.
Сражение русских с литовцами
В 1500 г. началась Вторая русско-литовская война, которая сразу ознаменовалась крупной победой русских войск под командованием князей Даниила Щени и Ивана Воротынского над гетманом Константином Острогожским на реке Ведроши близ Дорогобужа (14 июля 1500 г). В создавшихся условиях великий литовский князь пошел на заключение военного союза с ливонцами, однако это ему не помогло. В начале 1501 г. русская армия под командованием воеводы Даниила Щени нанесла крестоносцам сокрушительное поражение под Дерптом, что в очередной раз заставило Литву сесть за стол переговоров. В 1503 г. между воюющими сторонами было подписано шестилетнее перемирие и заключен новый договор, по которому Литва признала за Москвой все завоеванные ею чернигово-северские и смоленские земли.
Русская православная церковь в конце XV в.
Эпоха правления Ивана III стала временем острейших религиозных споров и широкого распространения разнообразных ересей (стригольников, жидовствующих), которые возникли еще во второй половине XIV в. в Новгороде, Пскове и других русских городах.
Официальная церковь в лице будущих вождей «иосифлянства», новгородского архиепископа Геннадия Гонзова и игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, начала яростную борьбу против еретиков, и в 1490 г. Церковный собор в Москве осудил «жидовствующих». Однако эта ересь оказалась очень живучей и скоро проникла во дворец самого великого князя: новыми лидерами партии еретиков стали видные русские дипломаты, посольские дьяки Федор и Иван Курицины, государев «письменник» Иван Черный и даже невестка великого князя Елена Волошанка. Более того, в ереси обвиняли и митрополита Зосиму (1490–1494 гг.), который под давлением своих недоброжелателей вынужден был оставить митрополичий престол. Первоначально Иван III не вникал в богословские споры и поддерживал еретиков, поскольку они выступали против церковного землевладения и не покушались на прерогативы светской власти. Однако затем под жестким давлением нового митрополита Симона (1495–1511 гг.) и особенно Геннадия Гонзова и Иосифа Волоцкого еретики были отлучены от двора и посажены в темницу. Позднее некоторые из них были казнены, а Елена Волошанка и ее сын Дмитрий тайно умерщвлены.
Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский
Конец XV в. стал временем рождения двух основных направлений русской церковной мысли, получивших в русской историографии название нестяжателей и иосифлян. Лидером первой группировки стал бывший монах Кирилло-Белоозерского монастыря преподобный Нил Сорский (1434–1508 гг.), а идейным вождем второй группировки — влиятельный настоятель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин (Волоцкий) (1440–1521 гг.).
В либеральной и советской историографии сложилось устойчивое представление о том, что по своим идейным установкам движение нестяжателей было близко к еретикам. Однако последние исследования (Р. Скрынников, В. Кожинов, Я. Лурье) убедительно доказали, что и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий яростно боролись против еретиков и были соавторами знаменитого богословского трактата «Просветитель». Но по отношению к светской власти и проблеме монастырского землевладения их позиции были диаметрально противоположными.
Идеологической основой нестяжательства стала учение исихазма, основоположниками которой были монахи знаменитого Афонского монастыря Григорий Синаит и его ученик Григорий Палама. Отвергая силлогизмы как путь познания истины, исихасты утверждали, что разум убивает веру, и что истинный христианин совершенствуется не через размышление, а через самоуглубление и безмолвие. Поэтому Паисий Ярославов, Нил Сорский и их ученики призывали православных христиан уйти от мирской суеты и богатства, искренне полагая, что только нищета и безмолвие являются единственно верным способом достижения идеала духовной жизни.
Идеологи иосифлянства Геннадий Гонзов и Иосиф Волоцкий выступали как поборники иного религиозного идеала. В монашеской жизни они ясно усматривали ее социальное предназначение. Поэтому решительно отвергая стяжание как средство личного обогащения, они не менее решительно отстаивали земельную собственность и богатства монастырской общины, рассматривая их как средства возрождения церковной жизни и благотворительности. Кроме того, в отличие от нестяжателей, иосифляне выступали с позиций приоритета духовной власти над светской, став родоначальниками идеи русского теократизма.
В период острой борьбы нестяжателей и иосифлян родилась знаменитая доктрина «Москва — третий Рим», автором которой стал монах псковского Елиазарова монастыря Филофей. Именно эта концепция русского православия, основанная на жестком противостоянии с католической церковью, и станет вскоре официальной государственной доктриной самодержавия и Русской православной церкви.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://www.youtube.com/watch?v=sX5Nul7jEBQ
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/