2 класс. Окружающий мир. Кладовые Земли

2 класс. Окружающий мир. Кладовые Земли

Урок по теме "Кладовые Земли" в Шишкиной школе

Комментарии преподавателя

 1. Полезные ископаемые

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это бо­гат­ства, ко­то­рые до­бы­ва­ют­ся из недр Земли или ее по­верх­но­сти. Жизнь в со­вре­мен­ном мире невоз­мож­на без по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Неко­то­рые по­лез­ные ис­ко­па­е­мые ис­поль­зу­ют­ся в стро­и­тель­стве:

Песок

Рис. 1. Песок (Ис­точ­ник)

 

Глина

Рис. 2. Глина (Ис­точ­ник)

 

Гранит

Рис. 3. Гра­нит (Ис­точ­ник)

 

Дру­гие ис­поль­зу­ют­ся как топ­ли­во:

Каменный уголь

Рис. 4. Ка­мен­ный уголь (Ис­точ­ник)

 

Торф

Рис. 5. Торф (Ис­точ­ник)

 

Источник

Рис. 6. Нефть (Ис­точ­ник)

 

Газ

Рис. 7. Газ (Ис­точ­ник)

 

Из ру­до­со­дер­жа­щих ис­ко­па­е­мых вы­плав­ля­ют ме­талл:

Выплавка металла

Рис. 8. Вы­плав­ка ме­тал­ла  (Ис­точ­ник)

 2. Геологи и их работа

Гео­ло­ги – изу­ча­ют по­лез­ные ис­ко­па­е­мые и разыс­ки­ва­ют их ме­сто­рож­де­ния.

Ме­сто­рож­де­ния – это места, где в глу­би­нах Земли и на ее по­верх­но­сти за­ле­га­ют по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

Неред­ко гео­ло­ги про­во­дят много ме­ся­цев вдали от дома, в горах, в тайге или в пу­стыне. У них есть слож­ная ап­па­ра­ту­ра, ко­то­рая по­мо­га­ет им в их по­ис­ках и даже сним­ки Земли, сде­лан­ные из кос­мо­са.

 

 3. Добыча полезных ископаемых

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые до­бы­ва­ют по-раз­но­му: одни в от­кры­тых кот­ло­ва­нах – ка­рье­рах, дру­гие – в шах­тах, глу­бо­ких ко­лод­цах, а для того чтобы из­влечь из Земли нефть или газ, люди стро­ят бу­ро­вые уста­нов­ки и бурят глу­бо­кие сква­жи­ны.

Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен спе­ци­аль­ный песок. Песок – по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, соль - тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать та­рел­ку для супа, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин, и она тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое.

Каолин

Рис. 9. Ка­о­лин (Ис­точ­ник)

 

И ма­лень­кая чай­ная ложка, и огром­ный са­мо­лет сде­ла­ны из ме­тал­ла. Их вы­плав­ля­ют из руд, вся­кая руда – по­лез­ное ис­ко­па­е­мое.

 4. Минералы и горные породы

Очень ин­те­рес­ные, хотя и ма­ло­за­мет­ные для нас объ­ек­ты при­ро­ды – камни. Когда мы го­во­рим «камни», мы имеем в виду гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы. Ми­не­ра­лы – это при­род­ные ве­ще­ства, а гор­ные по­ро­ды – это при­род­ные со­еди­не­ния ми­не­ра­лов. Одни из них ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве, из дру­гих де­ла­ют укра­ше­ния.

Рас­смот­рим по­лез­ное ис­ко­па­е­мое гра­нит.

Гранит

Рис. 10. Гра­нит (Ис­точ­ник)

 

Гра­нит – очень креп­кий и кра­си­вый ка­мень. За­ле­га­ет гра­нит глу­бо­ко в земле и на по­верх­но­сти, где он встре­ча­ет­ся в виде целых гор. Он бы­ва­ет се­ро­го, ро­зо­во­го и крас­но­го цвета. Гра­нит – это гор­ная по­ро­да, со­сто­я­щая из зерен несколь­ких ми­не­ра­лов, в ос­нов­ном это по­ле­вой шпат, кварц и слюда. Цвет­ные зерна – это по­ле­вой шпат, по­лу­про­зрач­ные свер­ка­ю­щие – кварц, чер­ные – слюда. Зерно по ла­ты­ни – грано, от­сю­да и на­зва­ние – гра­нит.

Слюда – ми­не­рал, со­сто­я­щий из пла­стин, ко­то­рые легко от­де­ля­ют­ся друг от друга, они тем­ные, но про­зрач­ные и бле­стят. Слюда вхо­дит в со­став гра­ни­та и неко­то­рых дру­гих гор­ных пород.

Слюда

Рис. 11. Слюда (Ис­точ­ник)

 

По­ле­вой шпат – это самый рас­про­стра­нен­ный ми­не­рал зем­ной по­верх­но­сти. Из­вест­но много его раз­но­вид­но­стей. Чаще всего они не про­зрач­ные, неко­то­рые из них ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний.

Полевой шпат

Рис. 12. По­ле­вой шпат (Ис­точ­ник)

 

Кварц – ми­не­рал, ко­то­рый вхо­дит в со­став гра­ни­та, но часто встре­ча­ет­ся и сам по себе. Про­зрач­ный, бес­цвет­ный кварц на­зы­ва­ют гор­ным хру­ста­лем. Мно­гим из­ве­стен про­зрач­ный фи­о­ле­то­вый кварц, он на­зы­ва­ет аме­тист. Все эти камни ис­поль­зу­ют­ся с дав­них пор для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний.

 

Кварц

Рис. 13. Кварц (Ис­точ­ник)

 

Аметист

Рис. 14. Аме­тист (Ис­точ­ник)

 

Гра­нит – очень проч­ный ка­мень, по­это­му его ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве. Из него стро­ят фун­да­мен­ты домов, на­бе­реж­ные, по­ста­мен­ты па­мят­ни­ков. Гра­нит хо­ро­шо шли­фу­ет­ся и по­ли­ру­ет­ся. Его ис­поль­зу­ют для об­ли­цов­ки стен зда­ний и стан­ций метро.

Если вни­ма­тель­но рас­смот­реть най­ден­ный у моря или в горах ка­му­шек, мы можем за­ме­тить, что часто он бы­ва­ет раз­но­цвет­ным, в по­ло­соч­ку, пят­ни­стым или с раз­во­да­ми. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что най­ден­ный ка­му­шек со­сто­ит из ми­не­ра­лов, на ко­то­рых оста­ви­ли следы есте­ствен­ные при­род­ные про­цес­сы.

Ми­не­ра­лы от­ли­ча­ют­ся весом, цве­том и твер­до­стью. Из них, как из кир­пи­чи­ков, со­сто­ит мир нежи­вой при­ро­ды – и боль­шие ва­лу­ны, и мел­кий песок.

Кра­си­вые по­де­лоч­ные дра­го­цен­ные камни – агат, сап­фир, гра­нат – это тоже ми­не­ра­лы.

Агат

Рис. 15. Агат (Ис­точ­ник)

 

 

Сапфир

Рис. 16. Сап­фир (Ис­точ­ник)

 

 

Гранат

Рис. 17. Гра­нат (Ис­точ­ник)

 

Ми­не­ра­лом также яв­ля­ет­ся обыч­ная соль, ко­то­рую мы упо­треб­ля­ем в пищу. Гео­ло­ги на­зы­ва­ют ее галит.

Ми­не­ра­лы и гор­ные по­ро­ды об­ра­зу­ют нежи­вую при­ро­ду. Гор­ные по­ро­ды со­став­ля­ют толщи Земли. Из-за на­зва­ния может по­ка­зать­ся, что гор­ные по­ро­ды можно встре­тить в горах. Это не со­всем так. Гор­ные по­ро­ды есть по­всю­ду, толь­ко они скры­ты от наших глаз слоем земли. Гор­ные по­ро­ды мы можем уви­деть на об­ры­ви­стых скло­нах овра­гов или по бе­ре­гам рек.

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – клад нашей Земли, по­это­му, как любой дру­гой клад, их нужно бе­речь и охра­нять.

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10171-zaglyanem-v-kladovye-zemli-2-klass.html

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/kladovye-zemli

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=LmYvSiaFIak

http://www.youtube.com/watch?v=iC-h-XzvesA

Файлы