ЕГЭ. Русский язык. Правописание гласных в корне слова
ЕГЭ. Русский язык. Правописание гласных в корне слова
Комментарии преподавателя
Гласные в корне слова
Давайте вспомним, как выделить в слове корень и разберемся какими правилами надо руководствоваться в правописании гласной в корне.
Итак, корень – это общая часть родственных слов. Поэтому, для того чтобы выделить в слове корень, надо подобрать родственные однокоренные слова. Общая часть этих слов и будет корнем.
Все гласные в корне слова можно разделить на 3 группы: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные и чередующиеся гласные в корне. Рассмотрим каждую группу в отдельности.
Правописание проверяемых безударных гласных можно проверить путем подбора родственных слов или замены этого же слова так, чтобы проверяемая гласная находилась под ударением. Например, сердечко- сердце, охранять - охрана.
Запомните: нельзя проверять безударную гласную в корне глаголами с суффиксами -ыва- (-ива-). Копать – выкапывать, бросать – забрасывать.
Непроверяемую безударную гласную нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю, который у вас обязательно должен быть на экзамене. Например, аромат, палитра.
Третья группа – чередующиеся гласные, которые зависят от суффикса А или от последующих букв, зависят от ударения или от лексического значения корня. Рассмотрим их подробнее.
Правила написания гласных в корне слова
Чередующиеся гласные, которые зависят от суффикса -А- или от последующих букв.
В корнях бир-бер, дир-дер, тир-тер, мир-мер, блист-блест, стил-стел, чит-чет, жиг-жег, ним-ня, мин-мя, чин-ча, жим-жа, клин-кля, пин-пя пишется И, если после корня стоит суффикс А.
Например:
Собирать – соберу
Запирать – запереть
Выдирать – выдернуть
Протирать – протереть
Умирать – умереть
Блистать – блестеть
Расстилать – расстелить
Считать – счетовод
Сжигать – сжечь
Принимать – принять
Сминать – смять
Начинать – начать
Сжимать – сжать
Проклинать – проклясть
Запинаться – запятая
Исключение составляют слова: Сочетание, Сочетать, Сочетаться.
В корнях кас-/кос-, лаг-/лож- пишется А, если после корня стоит суффикс А.
Например, касаться – коснуться, предлагать – предложить.
Исключением является слово: полог.
В корнях раст-/ращ-/рос- А пишется перед СТ и Щ, в остальных случаях пишется О. Например, растение – выращивать – вырос.
Исключением являются слова: росток, отрасль, подросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
В корнях скак-/скоч- буква А пишется перед К, буква О перед Ч.
Запомните правописание слов скачок, скачите.
Следующая группа – чередующиеся гласные, которые зависят от ударения.
В корнях гор-/гар- со значением "горение" под ударением пишется буква А, в безударном положении буква О.
Например: загар, загореть.
Запомните слова: пригарь, выгарки.
В корнях зор-/зар- под ударением пишется буква О: заря – зорька.
Исключение – зоревать.
В корнях клон-/клан- без ударения пишется буква О: кланяться, поклон, поклониться.
В корнях твор-/твар- всегда пишется буква О, кроме слова утварь.
В корнях плав-/плов- всегда пишется буква А, кроме слов: пловец, пловцы, пловчиха.
И ещё одна группа – чередующиеся гласные, которые зависят от лексического значения корня.
Корень мак- имеет значение "опустить в жидкость" – макнуть перо.
Корень мок- имеет значение "стать мокрым, влажным" – вымокнуть под дождем.
Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый». Например, уравнение.
Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой». Например, подровнять.
Запомните слова: равнина, ровесник, подравняться, поравняться.
Итак, чтобы определить правописание гласной в корне слова, необходимо выделить корень путем подбора однокоренных родственных слов. Затем определить нет ли чередования в корне. Если нет, то ищем проверочное слово, где гласная в корне находится под ударением. Нет такого корня - перед нами словарное слово.
Примеры
Рассмотрим примеры.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Наступление разв...валось по всему фронту.
Рассуждаем: в слове " развивалось" путем подбора однокоренных родственных слов (развитие, вить) находим корень "ви"; в данном корне чередование гласного не происходит, поэтому к исходному слову подбираем проверочное слово - "развитие". Следовательно, в корне следует писать гласную И.
Волосы разв..вались на ветру.
Подбираем однокоренные родственные слова к слову "развевались" - веять, веялка. Выделяем корень "ве". Гласная в данном корне находится под ударением. Поэтому в слове "развевались" пишем гласную Е.
Первые свои стихи поэт посв..тил детям.
Подбираем однокоренные родственные слова к слову "посвятил"- святость, святки. Выделяем корень "свят". Следовательно, в исходном слове в корне пишем гласную Я.
Мальчик посв..тил нам фонарем.
Путем подбора однокоренных родственных слов ( свет, светлый, рассвет) выделяем корень "свет". Гласная в корне родственных слов находится под ударением. Поэтому в слове "посветил" пишем Е.
Путешественники с трудом проб..рались в густых зар..слях.
В слове "пробирались" выделяем корень "бир". Это корень с чередующейся гласной, зависящей от суффикса А. Так как после корня в исходном слове находится данный суффикс, то в корне следует писать гласную И. В слове "зарослях" выделяем корень "рос", где также происходит чередование гласных. Применив правило, пишем в корне букву О.
Я чувствовал легкое зам..рание сердца.
В слове "замирание" выделяем корень "мир", который зависит от наличия суффикса А. Следовательно, в корне пишем И.
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
а) убегала (бег)
б) показать (кажется)
в) замерла
г) непримиримую (мир)
Подбираем однокоренные слова так, чтобы ударение падало на гласную в корне. К слову "замерла" проверочного слова подобрать нельзя, так как перед нами корень с чередующейся гласной. Это правильный ответ.
3.Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне
а) умереть
б) склонила
в) тропинка (тропка)
г) отложили
Среди этих слов только одно слово "тропинка" проверяется ударением. Это и есть правильный ответ.
Краткие итоги по теме урока
Подведем итог урока. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно выделить корень путем подбора однокоренных родственных слов, далее применить правило в зависимости от того, какая перед нами гласная: проверяемая или не проверяемая ударением, или чередующаяся гласная.
ИСТОЧНИКИ
https://vimeo.com/109557189
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.