11 класс. Литература. Александр Блок. «Распутья» . Поэма "Двенадцать"
11 класс. Литература. Александр Блок. «Распутья» . Поэма "Двенадцать"
Комментарии преподавателя
«Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе. Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла.
А. Блок
«Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере которых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. В «Распутьях» (1902-1904), появляются новые темы, новые образы, непривычные для романтического ореола поэта, выбор пути.
Циклы "Стихов о Прекрасной Даме" завершаются словами величайшего торжества: оказалось, что возлюбленная поэта не отвергла его молений, ответила на его призывы; теперь сбылись самые пылкие чаяния, и отныне он - "недвижный страж" - навсегда заслужил вожделенный "венец трудов - превыше всех наград":
Тема пути становится у Блока сквозная, «путь как отражение подземного роста души».
Блок в письме А. Белому писал, что «таков путь, и все стихи вместе – это трилогия вочеловечения». На этом пути могут быть остановки, отклонения. Сборник «Распутье» - это продолжение движения вперед, но движения неуверенного, сделать выбор очень сложно. Этот цикл стихов считается самым кризисным в творчестве Блока.
Также сквозной темой является и разочарование.
Блок пытается уловить внутреннюю сущность современности.
В новых его стихах явно чувствуется тревога, растерянность, ибо поэт и сам не знает, как сочетать ту мечту о слиянии с возлюбленной, какая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью, как сочетать "земное" чувство с "небесным"; эта противоречивость и определяет их характер.
Отныне жизнь представала перед поэтом со всеми своими самыми острыми и непримиримыми противоречиями, в угрюмых, горьких и грозных чертах; грохот крушения созданных им в своей мечте "великолепных миров" - великолепных, но всего только воображаемых, не выдержавших испытания жизнью, ее суровых опытов, ее бурь и тревог, и слышится нам в лирике Блока на следующем этапе его творческого развития и внутреннего становления, его "трилогии вочеловечения".
Блок с давних лет - еще перед революцией - знал, что "везде неблагополучно, что катастрофа близка, что ужас при дверях..." (как скажет он впоследствии в статье "Памяти Леонида Андреева"), - и ожидание приближающейся катастрофы, от которой нигде не найти спасения, становится отныне все более углубляющимся пафосом лирики Блока. Она становится чутким сейсмографом неких грозных - пока еще подземных - толчков, летописью повседневных трагедий, отзвуком городской хроники, подчас пошлой, жалкой, вместе с тем необычайно важной, перекликающейся в ушах поэта с древними пророчествами библии и "откровениями" современных мистиков. В 1903 году, в полном согласии с их "учением", Блок утверждал в одном из писем к Андрею Белому, что "...величайшим понятием, которое мы можем вместить, является Конец Мира..." - и мотив "конца мира" начинает звучать в иных стихах Блока все более настойчиво и неотвязно. В уличных криках, гулах, грохотах ему слышалось эхо тех архангельских труб, при звуке которых должны пасть стены огромного современного города, где женщины бросаются из окон, где происходит жалкая и отвратительная "игра вечерних содроганий", где плачет ребенок, до которого никому нет дела.
В этом стихотворении просматривается сюжет любви, соединение с поэзией, влюбленность живет в герое. История земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф.
Иллюстрация к стихотворению А. Блока «Фабрика» (http://infernaljaqueline.blogspot.ru/2012/12/blog-post_1056.html)
На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.
Стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.
Идея этого произведения проста и доступна, она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.
В стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить.
Облик города встречается во многих поздних стихотворениях Блока. Это другой город, где есть внутренняя красота. Э том цикле много разбросов, автор не желает все увязывать в одно целое. Блоку это нужно, чтобы предать свое смятение.
«Из газет» — грустная и по-блоковски недосказанная повесть о женщине, сломленной жизнью и легшей на рельсы.
Социальное зло раньше модернистов не интересовала. Блок же находит новые интонации повседневности, открывает мистику повседневности.
Немного позднее в стихотворении «Холодный день», обращенном к жене, поэт очень точно скажет об этом пути своей лирики: от возвышенной мечты о нездешних мирах — к жизни, к ее скорбям и заботам.
В жизнь вторгается что-то новое, для этого "нового" нужны новые слова, ритмы, и поэт искал их на своих "распутьях".
Жизнь представала со своими противоречиями, невзгодами, в угрюмых и грозных чертах, совсем не похожих на иллюзии его "великолепных миров", не выдержавших испытания жизнью.
Источники
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/a-a-blok/a-a-blok-pervyy-tom-liriki-rasputya?seconds=0
http://muzofon.com/
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.