11 класс. Литература. Александр Блок: судьба и творчество.
11 класс. Литература. Александр Блок: судьба и творчество.
Комментарии преподавателя
Творчество. Личная драма
Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все". Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу. Вторая половина 900 годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.
И все-таки эти годы (1906-1908) были в целом кризисными для Блока. Он переживал их как период "безвременья" (в 1906 г. Блок написал статью под таким названием), когда померкли идеалы, подступили опустошенность и отчаяние, когда смешались в сознании грешная "земля" и светлое "небо". Сыграли здесь свою роль и спад не оправдавшей ожиданий революции, и драматические перипетии личной жизни Блок (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым). Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую" стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд.
Кульминацией того бурного времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н.Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г., а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии.
Личная жизнь у блока в этот период сумеречна. У его жены и блока на стороне романы.
Рис. 3. Комиссаржевская В. Ф. (возлюбленная Блока) (Источник)
Смятение души Блока отражается в его стихотворениях. В этот период он обращается к наследию Некрасова. Блок пытается найти интонации, чтобы отразить мелодию того мира, который лежит перед ним.
Блок выступает с лекцией, где говорит о том, что интеллигенция далека от народа. Его осудили («Союз 17 октября»), ему объяснили, что он не прав.
Рис. 4. Илья Репин. 17 октября 1905 года (Источник)
Но Блок постоянно обращается к этой теме: народ не хочет жить такой жизнью, назревает бунт, интеллигенция должна в этом бунте погибнуть (1908)
Блок ищет новый голос, который поможет ему оторваться от мистики.
Цикл "На поле Куликовом". « Ночные часы»
Цикл "На поле Куликовом" (1908) - этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".
Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворении о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
"Россия"
Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.
Личная жизнь проще не становиться. Рождается ребенок, который умирает.
Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи". С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации, но с другой - ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время. В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.
В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не успевает застать его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи...". Это замысел поэмы об отцах и детях, о двух поколениях.
В это время обстановка глухой реакции (всеобщая подозрительность, смерти знаменитых людей: Столыпина, Врубеля, Комиссаржевской, Толстого).
Рис. 5. М. А. Врубель (Источник)
На рубеже 1900-1910-х гг. Блок все острее ощущал необходимость внутреннего синтеза своего миросозерцания. Усталость и покорность порождает вся безысходная повседневность "страшного мира", к "подвигу мужественности" взывает вера в Россию, в искусство, в будущее. Трагическое восприятие действительности у Блока с годами не только не ослабевало, но нарастало. Об этом свидетельствовал четвертый сборник стихов "Ночные часы" (1911). Ощущая границу двух первых десятилетий века как завершение некоего этапа развития, Блок чувствовал необходимость осмыслить пройденный им путь.
А. Блок пишет, что в 10-е годы было распространена версия о столкновении Кометы Галлея с Землей (ощущение конца света)
Рис. 6. Комета Галлея (Источник)
Именно с таких обобщающих позиций была написана имевшая программный характер статья "О современном состоянии русского символизма" (1910), в которой он не только изложил свое понимание символистского искусства, но и охарактеризовал суть собственных художественных поисков, обосновав неизбежность кризиса, наметив возможности выхода из него. Тогда же у Блока возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 гг. в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал "трилогией вочеловечения".
Этот замысел был осуществлен в 1911-1912 гг., когда в московском издательстве "Мусагет" вышли три тома "Собрания стихотворений", каждый из которых имел символически значимое заглавие:
I - "Стихи о Прекрасной Даме",
II - "Нечаянная Радость",
III - "Снежная ночь"
В 1913 г. Блок заканчивает пьесу "Роза и Крест", материалом для которой послужили средневековые произведения. Главной в этой драме стала тема "Радости - Страданья", мужественного приятия жизни с ее горестями и разочарованиями, взлетами и падениями. Свои самые заветные мысли и чувства Блок воплотил в романтическом образе Бертрана, неудачника с высокою душой верного рыцаря. С ним были связаны блоковские представления о подлинном человеке.
Блок постепенно выходит из ощущения ночи, находит новые звуки.
Блок знакомится с оперной певицей Л. Андреевой-Дельмас.
Рис. 7. Л. Андреевой-Дельмас (Источник)
Конец 1913 г. ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж. Визе "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. "О да, любовь вольна, как птица..."- восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвященного Л. А. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в "третью книгу" трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915).
Война и Блок
Рис. 8. А. Блок на фронте (Источник)
Начало войны. Блок не может стать человеком, который будет убивать. Блок служит.
Рис. 9. Алексей Толстой (Источник)
А. Толстой (в то время был корреспондентом) встречается с Блоком на фронте, был заведующим окопных работ. Блок ему рассказывал о том, как он дослужился до заведующего, чем он занят. Блок ничего в это время не пишет.
В 1917 году возвращается с войны, становится редактором стенографических отчетов в Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства, где он редактировал документы.
Революция и Блок
Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением, она вызвала новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку".
Кульминацией этих блоковских настроений становится поэма "Двенадцать" (1918 г.). Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма "Двенадцать" революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. В ней контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной "бури". Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту. "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря". Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников - некогда близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст).
Поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису, который Блок не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.
Блок чувствует себя хуже. У него затухает надежда на то, что новый мир будет лучше, чем старый. Он понимает, что мир современности становиться страшнее и хуже.
Однако, в это время он работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. А в 1920-1921 годах несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве. «Он был уже тяжело болен, но, думаю, что не в одной болезни было дело…Не хватало воздуха..»- писал о блоке писатель Б. Зайцев.
Рис. 10. Б. Зайцев(Источник)
С точки зрения Блока, поэт – это голос времени, быть его выразителем, который чувствует дух времени, который открывает глаза на современность.
Последним произведением, изданным при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).
Источники
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/a-a-blok/a-a-blok-obzor-zhizni-i-tvorchestva-tragicheskiy-tenor-epohi?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=zDDiQUfb0YQ
http://www.youtube.com/watch?v=9fe2fBbM3bY
http://www.youtube.com/watch?v=Wrd_EJ7NPzQ
http://www.youtube.com/watch?v=4SXG0iZovzY
http://www.youtube.com/watch?v=0MT5ekSIleY
http://www.youtube.com/watch?v=3WuXQh4tyxc
http://www.youtube.com/watch?v=B1d-9UUqCis
http://ppt4web.ru/literatura/aleksandr-blok-biografija-i-tvorchestvo.html
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.