6 класс. Литература. Мифы народов мира. Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце.

6 класс. Литература. Мифы народов мира. Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце.

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Наши пред­ки, древ­ние сла­вяне,  по­доб­но ан­тич­ным гре­кам, пред­став­ля­ли  мир как ре­зуль­тат дей­ствия Богов и  по­кло­ня­лись силам при­ро­ды, по­то­му что были тесно свя­за­ны с ней, за­ви­се­ли от неё. Они пред­став­ля­ли силы при­ро­ды в виде живых су­ществ, ко­то­рые, как они счи­та­ли, могли по­мо­гать че­ло­ве­ку, а если их рас­сер­дить, то тво­ри­ли зло. Мы и сей­час го­во­рим: солн­це село, зашло за тучу, хотя вовсе не пред­став­ля­ем его в виде мо­гу­че­го бо­же­ства, ко­то­рое каж­дое утро по­беж­да­ет тьму. Мы го­во­рим: ветер дует, земля пло­до­род­ная, гроза сви­реп­ству­ет, дождь идёт. Так в нашем языке со­хра­ни­лись следы ми­фо­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ний.

Древ­ней ре­ли­ги­ей сла­вян, их ми­ро­вос­при­я­ти­ем было язы­че­ство.

Язы­че­ство – вера  в су­ще­ство­ва­ние не од­но­го, а мно­же­ства богов.

Древ­ние сла­вяне, как  и дру­гие древ­ние на­ро­ды,  вы­ра­жа­ли свои по­зна­ния на языке мифов.

Мифы – это про­из­ве­де­ния на­род­ной фан­та­зии, объ­яс­ня­ю­щие устрой­ство мира, яв­ле­ния при­ро­ды, смысл и при­чи­ны про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий.

Сла­вян­ская ми­фо­ло­гия была не менее бо­га­той, чем гре­че­ская или рим­ская,  каж­дой сфере че­ло­ве­че­ской жизни по­кро­ви­тель­ство­ва­ли свои боги, к ко­то­рым можно было об­ра­тить­ся за по­мо­щью, и осо­зна­ние этого, ве­ро­ят­но, об­лег­ча­ло труд­ную жизнь наших пред­ков.

По­зна­ко­мим­ся с пан­тео­ном сла­вян­ских богов, а также со­по­ста­вим его с пан­тео­ном гре­че­ских богов.

Пан­те­он – со­во­куп­ность  бо­жеств ка­кой-ли­бо ре­ли­гии.

Вер­хов­ный бог ан­тич­ных гре­ков – Зевс, у древ­них сла­вян это Перун, ко­то­рый яв­лял­ся также богом войны (у гре­ков бог войны – Арес). Бог зем­ле­де­лия у сла­вян – Ярило, у гре­ков бо­ги­ней пло­до­ро­дия и зем­ле­де­лия яв­ля­ет­ся Де­мет­ра. Бог огня у сла­вян – Сва­рог, у гре­ков – Ге­фест. У сла­вян были и боги, со­про­вож­да­ю­щие их в обы­ден­ной жизни: леший, до­мо­вой, бан­ник. У гре­ков тоже были мел­кие бо­же­ства, ко­то­рые жили в лесах и в доме.

По­зна­ко­мим­ся со сла­вян­ски­ми бо­га­ми по­дроб­нее.

Древ­ние сла­вяне по­кло­ня­лись богу Сва­ро­гу. Он счи­тал­ся вла­ды­кой Все­лен­ной. Во мраке он раз­жи­гал пламя мол­ний, раз­би­вая ими тучи. Он дал жизнь Солн­цу, по­это­му Сва­рог пред­став­лял­ся отцом Солн­ца – Даж­дь­бо­га. Родив Даж­дь­бо­га и дру­гих свет­лых богов, Сва­рог ушел на покой, и миром стали пра­вить его дети.

Бог древних славян Сварог

Рис. 1 . Бог древ­них сла­вян Сва­рог

Ино­гда Солн­це пред­став­ля­ли в виде ца­ри­цы, оде­той в пур­пур­ные одеж­ды зари и си­я­ю­щей в венце лучей. В Ива­нов день Солн­це вы­ез­жа­ет нав­стре­чу сво­е­му су­пру­гу Ме­ся­цу, пля­шет и рас­сы­па­ет по небу лучи. А с на­ча­лом зимы Солн­це и Месяц рас­хо­дят­ся в раз­ные сто­ро­ны и не встре­ча­ют­ся друг с дру­гом до самой весны. Вес­ной же они встре­ча­ют­ся и долго рас­ска­зы­ва­ют друг другу о том, где были и что ви­де­ли.

Дру­гой сын Сва­ро­гра – Перун – бог грома и мол­нии. Он мечет свои стре­лы-мол­нии, мощ­ной па­ли­цей раз­би­ва­ет тучи. Гром вы­ра­жа­ет его гнев. По всему небу раз­ве­ва­ет­ся его одеж­да и бо­ро­да. Ветры и бури – его ды­ха­ние.

Бог древних славян Перун 

Рис. 2. Бог древ­них сла­вян Перун (Ис­точ­ник)  

Мо­гу­чий и де­я­тель­ный летом, Перун уми­ра­ет на зиму. Мо­ро­зы за­пе­ча­ты­ва­ют его гро­мо­вые уста, па­ли­ца-мол­ния вы­па­да­ет из его осла­бев­ших рук, и бог всю зиму по­ко­ит­ся в гро­бе-ту­че. Вес­ной Перун раз­би­ва­ет свою тем­ни­цу и сбра­сы­ва­ет с вы­со­ты вра­гов. Бо­га­тыр­ский конь пе­ре­но­сит его во мгно­ве­ние ока в любое место, мощ­ны­ми ко­пы­та­ми по­би­ва­ет вра­гов.

Бог ве­сен­не­го солн­ца был Ярило. В его имени есть и яр­кость, и ярость. Его пред­став­ля­ли мо­ло­дым и пре­крас­ным. Оде­тый в белые одеж­ды, он едет на белом коне, на го­ло­ве его венок из ве­сен­них цве­тов, в руке горсть ржа­ных ко­ло­сьев. И куда он сту­пит сво­и­ми бо­сы­ми но­га­ми, там тот час вы­рас­та­ет гу­стая рожь. Ярило – по­кро­ви­тель любви, пло­до­ро­дия.

Бог древних славян Ярило 

Рис. 3. Бог древ­них сла­вян Ярило (Ис­точ­ник)                                

Но были и враж­деб­ные че­ло­ве­ку боги. Одним из таких богов была Мо­ра­на.

Самое страш­ное, враж­деб­ное че­ло­ве­ку бо­же­ство Мо­ра­на, бо­ги­ня ночи, зимы и смер­ти. От этого имени вошли в наш язык мрак, мор, смер­кать­ся. Сла­вяне пред­став­ля­ли, что Мо­ра­на живет на се­ве­ре в нед­рах, по­кры­тых веч­ны­ми сне­га­ми скал. Она все­силь­на, но свет­лые боги за­клю­ча­ют ее в оковы с при­хо­дом весны.

Богиня древних славян Морана 

Рис. 4. Бо­ги­ня древ­них сла­вян Мо­ра­на (Ис­точ­ник)  

Про­ис­хож­де­ние мира, смену вре­мен года, по­яв­ле­ние огня объ­яс­ня­ет на­род­ный миф о Солн­це.

Ле­жа­ла Мать-Сы­ра-Зем­ля во мраке и стуже. Мерт­ва была - ни света, ни тепла, ни зву­ков, ни­ка­ко­го дви­же­ния. И ска­зал вечно юный, вечно ра­дост­ный ве­сё­лый Яр: «Взгля­нем сквозь тьму кро­меш­ную на Мать-Сы­ру-Зем­лю, хо­ро­ша, при­го­жа ль она?» И пла­мень взора свет­ло­го Яра в одно мгно­ве­ние прон­зил неиз­ме­ри­мые слои мрака, что ле­жа­ли над спав­шею Зем­лею, и где Яри­лин взор про­ре­зал тьму, там вос­си­я­ло солн­це крас­ное. И по­ли­лись через солн­це жар­кие волны лу­че­зар­но­го Яри­ли­но­го света.

Мать-Сы­ра-Зем­ля от сна просну­лась и в юной красе рас­ки­ну­лась. Жадно пила она зо­ло­тые лучи жи­во­нос­но­го света, и от того света па­ля­щая жизнь и то­мя­щая нега раз­ли­лись по недрам её. Любы Земле Яри­ли­ны речи, воз­лю­би­ла она бога свет­ло­го, и от жар­ких его по­це­лу­ев разу­кра­си­лась зла­ка­ми, цве­та­ми, тем­ны­ми ле­са­ми, си­ни­ми мо­ря­ми, го­лу­бы­ми ре­ка­ми, се­реб­ри­сты­ми озе­ра­ми...

Пила она жар­кие по­це­луи Яри­ли­ны, и из недр её вы­ле­та­ли под­не­бес­ные птицы, из вер­те­пов вы­бе­га­ли лес­ные и по­ле­вые звери, в реках и морях за­пла­ва­ла рыба, в воз­ду­хе за­толк­лись мел­кие на­се­ко­мые, мушки да мошки.

Мы видим, что рас­те­ния, жи­вот­ные, че­ло­век – это дети Ма­те­ри-Зем­ли  и бога ве­сен­не­го Солн­ца-От­ца Ярилы. Миф объ­яс­ня­ет по­яв­ле­ние всего жи­во­го лю­бо­вью.

А как же объ­яс­ня­ет­ся по­яв­ле­ние у че­ло­ве­ка ума?

И всё жило, и всё лю­би­ло, и всё пело хва­леб­ные песни От­цу-Яри­ле, Ма­те­ри-Сы­рой-Зем­ле. Потом Земля по­ро­ди­ла че­ло­ве­ка. И когда вышел он из недр зем­ных, уда­рил его Ярило по го­ло­ве зо­ло­той вож­жой - яркой мол­нией, и от той мол­нии ум в че­ло­ве­ке за­ро­дил­ся. Здрав­ство­вал Ярило лю­би­мо­го земно­род­но­го сына небес­ны­ми гро­ма­ми, по­то­ка­ми мол­ний, и от тех гро­мов, от той мол­нии вся живая тварь в ужасе встре­пе­ну­лась: раз­ле­те­лись небес­ные птицы, по­пря­та­лись в пе­ще­ры дуб­рав­ные звери, один че­ло­век под­нял к небу ра­зум­ную го­ло­ву и на речь отца гро­мо­вую от­ве­чал вещим сло­вом, речью кры­ла­тою... И услы­ша то слово и узрев царя сво­е­го и вла­ды­ку, все древа, все цветы и злаки перед ним пре­кло­ни­лись…

Ум у че­ло­ве­ка по­явил­ся от удара по го­ло­ве «зо­ло­той вож­жой-яр­кой мол­нией», и с тех вре­мен к нам при­шли такие вы­ра­же­ния, как «бле­стя­щий ум», «про­блес­ки мысли».

Как объ­яс­ня­ет­ся по­яв­ле­ние огня? Ка­ко­во его зна­че­ние в мифе?

Потом стала сла­беть сила Ярилы, Мать-Сы­ра-Зем­ля стала тос­ко­вать, боясь, что всё за­мерз­нет. Ярило уте­шил её, ска­зав, что опять вер­нет­ся, а пока для под­дер­жа­ния тепла на земле по­слал Огонь.

Так мыс­ли­ли люди о смене лета зимою и о на­ча­ле Огня. От­то­го наши пра­от­цы сжи­га­ли умер­ших – за­снув­ше­го смерт­ным сном Яри­ли­на сына от­да­ва­ли жи­ву­ще­му в огне отцу. А потом стали от­да­вать мерт­ве­цов их ма­те­ри – опус­кая их в ложе её, то есть, за­ры­вая в землю.

Со­глас­но сла­вян­ской ми­фо­ло­гии, огонь на землю по­слал Ярило для того, чтобы всё живое не за­мёрз­ло зимой. Огонь про­ти­во­по­став­ля­ет­ся мраку и стуже. Есть на­род­ные язы­че­ские празд­ни­ки, по­свя­щён­ные че­ство­ва­нию огня. Это Мас­ле­ни­ца, когда пекут блины – сим­вол Солн­ца и за­рож­де­ния жизни, сжи­га­ют куклу, Мас­ле­ни­цу, ко­то­рая оли­це­тво­ря­ет Мо­ра­ну, бо­ги­ню смер­ти. Есть ещё один празд­ник Ивана Ку­па­лы. Это на­род­ный лет­ний празд­ник, когда со­брав­ши­е­ся пры­га­ют через ко­стёр.

Миф о солн­це по­э­ти­чен, ли­ри­чен. Об­раз­ность языка до­сти­га­ет­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­та­фор: «и пла­мень взора … прон­зил … слои мрака», оли­це­тво­ре­ний: Мать-Сы­ра-Зем­ля «от сна просну­лась» и «стала тос­ко­вать», по­сто­ян­ных эпи­те­тов: «тем­ны­ми ле­са­ми», «си­ни­ми мо­ря­ми», «го­лу­бы­ми ре­ка­ми», «се­реб­ри­сты­ми озе­ра­ми», «бог свет­ло­окий», «вещее слово». Непо­вто­ри­мый рит­ми­че­ский и ме­ло­ди­че­ский узор мифа со­зда­ет ин­вер­сия: «Мать-Сы­ра-Зем­ля от сна просну­лась и в юной красе рас­ки­ну­лась».

Ме­та­фо­ра (греч. metaphora - пе­ре­нос) – слово или вы­ра­же­ние, упо­треб­лён­ное в пе­ре­нос­ном  смыс­ле, вме­сто дру­го­го слова, по­то­му что между обо­зна­ча­е­мы­ми пред­ме­та­ми есть сход­ство.

Оли­це­тво­ре­ние – приём речи, со­сто­я­щий в том, что неоду­шев­лён­но­му пред­ме­ту при­пи­сы­ва­ют­ся ка­че­ства или дей­ствия, при­су­щие че­ло­ве­ку.

По­сто­ян­ный эпи­тет – это кра­соч­ное опре­де­ле­ние, нераз­рыв­но со­че­та­ю­ще­е­ся с опре­де­ля­е­мым сло­вом и об­ра­зу­ю­щее при этом устой­чи­вое об­раз­но-по­э­ти­че­ское вы­ра­же­ние.

Ин­вер­сия – из­ме­не­ние  по­ряд­ка слов, при­ня­то­го в рус­ском языке, то есть по­ста­нов­ка слов в пред­ло­же­нии на син­так­си­че­ски необыч­ное для них место.

Итак, ми­фо­ло­гия древ­них сла­вян скла­ды­ва­лась из их ве­ро­ва­ний и пред­став­ле­ний об окру­жа­ю­щем мире: че­ло­ве­ке, при­ро­де, кос­мо­се.

Как и дру­гие на­ро­ды, сла­вяне обо­жеств­ля­ли и оду­хо­тво­ря­ли при­ро­ду, то есть ве­ри­ли в то, что все кру­гом живёт, чув­ству­ет, по­ни­ма­ет, имеет свои же­ла­ния, бо­рет­ся за своё су­ще­ство­ва­ние. Особо по­чи­та­ли сла­вяне бога солн­ца Ярила, ко­то­рый по­кро­ви­тель­ство­вал рас­цве­ту при­ро­ды, любви, пло­до­ро­дию.

Как видно из мифа, древ­ние сла­вяне свя­зы­ва­ли с богом солн­ца Яри­лой про­ис­хож­де­ние че­ло­ве­ка, а также всех «зем­ных тва­рей» и рас­те­ний.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/mify-narodov-mira/mify-drevnih-slavyan-predstavleniya-drevnih-slavyan-o-yavleniyah-prirody-narodnyy-mif-o-solntse?seconds=0&chapter_id=256

http://www.youtube.com/watch?v=kchyv44KBis

http://www.youtube.com/watch?v=IaVu5Tf3qWE

http://www.youtube.com/watch?v=UrPc9wRKC5Y

http://sun.jofo.ru/211202.html

http://download.myshared.ru/okl449D7RAbVGLUwjPBDhA/1456751452/536714.ppt

Файлы