3 класс. Окружающий мир. Ветер

3 класс. Окружающий мир. Ветер

Урок по теме "Откуда дует ветер" в Шишкиной школе

Комментарии преподавателя

Мы знаем, что Солн­це греет Землю нерав­но­мер­но: в одном месте теп­лее, а в дру­гом – хо­лод­нее. Массы хо­лод­но­го воз­ду­ха пе­ре­ме­ща­ют­ся туда, где теп­лее, ведь там, где сол­неч­но­го тепла было боль­ше, воз­дух на­грел­ся, стал легче и под­нял­ся вверх. Пе­ре­ме­ще­ние над по­верх­но­стью земли теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на­зы­ва­ет­ся вет­ром.

Ветер 

Дви­же­ние теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на Земле бес­пре­рыв­но.

 

Схема об­ра­зо­ва­ния по­сто­ян­ных вет­ров

Ветер – это яв­ле­ние при­ро­ды, но такое дви­же­ние воз­ду­ха можно на­блю­дать даже в по­ме­ще­нии. Если от­крыть дверь ком­на­ты и под­не­сти к про­ему за­жжен­ную свечу, ее пламя будет от­кло­нять­ся в сто­ро­ну ко­ри­до­ра. Этот опыт до­ка­зы­ва­ет, что теп­лый воз­дух ком­на­ты под­нял­ся вверх и вы­хо­дит в ко­ри­дор, вы­тес­ня­е­мый хо­лод­ным воз­ду­хом, ко­то­рый на­хо­дил­ся внизу. По­это­му если свечу по­ста­вить на пол, пламя свечи будет от­кло­нять­ся в сто­ро­ну ком­на­ты, ука­зы­вая на­прав­ле­ние дви­же­ния хо­лод­но­го воз­ду­ха.

В те­че­ние дня суша на­гре­ва­ет­ся быст­рее и силь­нее, чем вода. Но она и осты­ва­ет быст­рее. По­это­му тем­пе­ра­ту­ра над морем и сушей бы­ва­ет раз­лич­ной: днём воз­дух теп­лее над сушей, а ночью он теп­лее над морем.

По­это­му днем хо­лод­ный воз­дух со сто­ро­ны моря пе­ре­ме­ща­ет­ся на сушу (этот ветер на­зы­ва­ет­ся днев­ным бри­зом), а ночью ветер дует в об­рат­ном на­прав­ле­нии – с суши на море (это ноч­ной бриз).

 

Чем боль­ше раз­ни­ца тем­пе­ра­тур в раз­лич­ных об­ла­стях зем­но­го шара, тем быст­рее пе­ре­ме­ща­ют­ся воз­душ­ные массы, тем силь­нее дует ветер. Для без­опас­но­сти жизни и об­лег­че­ния ве­де­ния хо­зяй­ства че­ло­ве­ку важно знать на­прав­ле­ние ветра. Если ветер дует из арк­ти­че­ской зоны, то при­но­сит холод, а если из эк­ва­то­ри­аль­ной – тепло.

Су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ный при­бор, с по­мо­щью ко­то­ро­го опре­де­ля­ет­ся на­прав­ле­ние ветра – флю­гер.

 

Флю­гер

На ме­тео­ро­ло­ги­че­ских стан­ци­ях за на­прав­ле­ни­ем ветра сле­дят с по­мо­щью флю­ге­ра, ко­то­рый уста­нав­ли­ва­ет­ся на вы­со­те 10 м. Он со­сто­ит из лег­кой ме­тал­ли­че­ской пла­сти­ны, ко­то­рая вра­ща­ет­ся во­круг своей оси в опре­де­лен­ную сто­ро­ну, ука­зы­ва­ю­щую на­прав­ле­ние ветра. Ветер по­лу­ча­ет на­зва­ние по той сто­роне света, от­ку­да он дует: с се­ве­ра – се­вер­ный, с юга – южный.

 

Опре­де­ле­ние на­прав­ле­ния ветра

Для опре­де­ле­ния силы ветра тоже есть спе­ци­аль­ный при­бор – ане­мо­метр: чем силь­нее дует ветер, тем быст­рее кру­тит­ся вер­туш­ка при­бо­ра.

 

Ане­мо­метр

Ветер бы­ва­ет раз­ной силы: сла­бый, уме­рен­ный, силь­ный.

Опре­де­ле­ние силы ветра

Ветер – это яв­ле­ние при­ро­ды, но он очень по­мо­га­ет че­ло­ве­ку. Ветер гонит об­ла­ка над зем­лей, и в раз­ных ме­стах вы­па­да­ют дождь, снег, град. От го­ро­дов ветер уно­сит за­гряз­нен­ный воз­дух, а при­но­сит све­жий воз­дух с полей, лесов и лугов. Вы­су­ши­ва­ет до­ро­ги, на­ду­ва­ет па­ру­са ко­раб­лей, вра­ща­ет кры­лья вет­ря­ных мель­ниц, раз­но­сит се­ме­на и пыль­цу рас­те­ний.

Ветер сушит до­ро­ги

Вет­ря­ная мель­ни­ца

Ветер раз­но­сит се­ме­на рас­те­ний

При­не­сен­ный вет­ром снег

Под­ня­тые вет­ром волны

На­пол­нен­ные вет­ром па­ру­са

Че­ло­век давно на­учил­ся ис­поль­зо­вать энер­гию ветра: вет­ря­ная мель­ни­ца – это при­мер пре­об­ра­зо­ва­ния энер­гии ветра в ме­ха­ни­че­скую энер­гию. Но сей­час хо­зяй­ствен­ная и бы­то­вая де­я­тель­ность че­ло­ве­ка тесно свя­за­на с элек­три­че­ством, по­это­му для по­лу­че­ния элек­три­че­ской энер­гии из энер­гии ветра был со­здан вет­ро­ге­не­ра­тор. Энер­гия ветра – это воз­об­нов­ля­е­мый вид энер­гии, так как она яв­ля­ет­ся след­стви­ем де­я­тель­но­сти Солн­ца. Вет­ро­энер­ге­ти­ка яв­ля­ет­ся бурно раз­ви­ва­ю­щей­ся от­рас­лью.

Вет­ро­ге­не­ра­то­ры

Но вре­ме­на­ми ветер до­сти­га­ет огром­ной силы, он на­зы­ва­ет­ся ура­га­ном. Такой ветер ло­ма­ет де­ре­вья, сно­сит крыши домов, об­ры­ва­ет про­во­да, под­ни­ма­ет вы­со­кие волны. Силь­ный ветер на море на­зы­ва­ет­ся штор­мо­вым.

Шторм

Смерч или тор­на­до– чрез­вы­чай­но силь­ный ат­мо­сфер­ный вихрь, где ветер об­ра­ща­ет­ся во­круг оси по спи­ра­ли. При­ни­ма­ет форму стол­ба диа­мет­ром от де­сят­ков до несколь­ких сотен мет­ров и су­ще­ству­ет от несколь­ких минут до несколь­ких часов.

 

Смерч

Наи­бо­лее часто (несколь­ко де­сят­ков слу­ча­ев в год) смер­чи на­блю­да­ют­ся в Аллее тор­на­до в США – в по­ло­се от се­вер­но­го Те­ха­са до Айовы. Здесь наи­бо­лее зна­чи­тель­на раз­ни­ца тем­пе­ра­тур между хо­лод­ны­ми и тёп­лы­ми воз­душ­ны­ми мас­са­ми. В Рос­сии смер­чи чаще на­блю­да­ют­ся в ев­ро­пей­ской части, осо­бен­но в цен­траль­ной по­ло­се и на юге, од­на­ко не более 1-2 раз за несколь­ко лет. Серия смер­чей в ав­гу­сте 2002 года в рай­оне Но­во­рос­сий­ска вы­зва­ла ги­бель около 60 че­ло­век и на­нес­ла зна­чи­тель­ный ма­те­ри­аль­ный ущерб.

Буран – это силь­ный ветер с боль­шим ко­ли­че­ством снеж­ных масс, со­про­вож­да­ю­щий­ся пло­хой ви­ди­мо­стью на до­ро­гах и на любой дру­гой мест­но­сти.

 

Буран

Су­хо­вей – ветер с вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой и низ­кой от­но­си­тель­ной влаж­но­стью воз­ду­ха в сте­пях, по­лу­пу­сты­нях и пу­сты­нях.

 

Су­хо­вей

Итак, ветер может и со­зи­дать, и раз­ру­шать.

На сле­ду­ю­щем уроке мы вспом­ним, какие свой­ства воз­ду­ха нам уже из­вест­ны из преды­ду­щих уро­ков. Рас­смот­рим ряд экс­пе­ри­мен­тов, ко­то­рые по­зна­ко­мят нас с но­вы­ми свой­ства­ми воз­ду­ха: его объ­е­мом, весом и упру­го­стью. А также узна­ем, где люди ис­поль­зу­ют свои зна­ния о свой­ствах воз­ду­ха в обыч­ной жизни.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/veter?seconds=0&chapter_id=826

источник презентации - http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Veter.zip

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=1NEP4OSPrMg

http://www.youtube.com/watch?v=hi4k1mUorLw

http://www.youtube.com/watch?v=v0FfvXsSuBg

Файлы