Культура России в конце XV –XVI в. Истрия России. 10 класс.
Культура России в конце XV –XVI в. Истрия России. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Культура и быт России конца XV - XVI вв.
В середине XVI в. начинает складываться целый цикл устных народных сказаний и исторических песен, связанных с государственной деятельностью царя Ивана Грозного: «Сказка о Барме Ярыжке — простом человеке», «Песня о русских пушкарях», «Песня о Кострюке», «Песня о гневе Ивана Грозного на сына», «Песня об Иване Грозном и разбойниках», «Песня о встрече казаков с Иваном Грозным» и «Песня о плаче над гробом Ивана Грозного».
В этот же период возникает огромное количество разнообразных исторических песен, посвященных взятию Казани, походам Ермака Тимофеевича в Сибирь, героической обороне Пскова против войск Стефана Батория и т. д.
Летописание и исторические знания
Как и прежде, практически все летописные своды, созданные в тот период, включали в свой состав предшествующие летописи, которые подвергались очень серьезной политической и идейной обработке в духе времени. При этом, как справедливо отметили многие специалисты (А. Орлов, Д. Лихачёв, В. Кусков), историческая литература XVI в. идет по пути создания грандиозных по своим масштабам произведений, которые отличаются особой пышностью форм и усложнением литературного стиля. Среди наиболее крупных памятников официального московского летописания следует назвать «Воскресенскую летопись», «Никоновскую летопись», «Лицевой летописный свод», «Царственную книга», «Книгу степенного царского родословия», «Историю о Казанском ханстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о царе Федоре Иоанновиче» и многие другие.
Икона святого преподобного Макария Желтоводского
Среди неофициальных, оппозиционных по своей сути исторических сочинений той поры особое значение имеют знаменитая «История о Великом князе московском», автором которой был князь А. Курбский, «Житие» Августина Блаженного и «Сказание о Максиме Греке», а также переводные книги европейских авторов: «Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Диалоги» Геннадия Схолария и «О силлогизме» Иоганна Спангенберга.
Общественно-политическая мысль
XVI в. часто называют веком русской публицистики, которая проникает и в летопись, и в «жития святых», и в деловую письменность, и в литературу, и даже в настенную живопись.
Ярким явлением общественно-политической жизни русского государства на рубеже веков стали ереси, среди которых наиболее яркими были ересь новгородских (Схарин, Семён Клёнов, Иван Зубов) и московских (Федор Курицын, Иван Чёрный, Елена Волошанка) «жидовствующих», из среды которых вышли «Повесть о Дракуле», «Лаодикийское послание», «Мерило праведное» и другие яркие произведения.
Не менее ярким явлением русской публицистики стали произведения видных «нестяжателей», в частности одного из последователей Нила Сорского Вассиана Патрикеева, перу которого принадлежали «Собрание некоего старца», «Слово ответно противу клевещущих истину Евангельскую», «Прения с Иосифом Волоцким», «Слово о еретиках» и «Кормчая книга», а также Матвея Башкина и Феодосия Косого.
В XVI в. возникло несколько выдающихся произведения русской публицистики, прославлявших царскую власть и официальную церковь: «Послание о Мономаховом венце», «Сказание о князьях Владимирских» и «Повесть о белом клобуке», в которой в содержалась новая идеологическая доктрина единого русского государства «Москва — третий Рим», автором которой был монах Елиазарова Псковского монастыря Филофей.
Максим Грек
Крупнейшими русскими публицистами XVI в. был Максим Грек («Сказание о жительстве инок Святой горы», «Послание об устройстве афонских монастырей», «Послание о францисканцах и доминиканцах», «Беседа ума с душой», «Исповедания православной веры»), Федор Иванович Карпов («послания» Максиму Греку, Николаю Немчину, старцу Филофею, митрополиту Даниилу), Сильвестр («Послание Ивану Грозному», «Домострой»), Иван Семенович Пересветов («Сказание о книгах», «Сказание о Магомет-Салтане» и «Сказание о царе Константине») Ермолай-Еразм («Моление к царю», «Зрячая Пасхалия», «Поучение к своей душе», «Благохотящим царем правительница и землемерие») и князь Андрей Михайлович Курбский («Переписка» с Иваном Грозным, «История о великом князе московском»).
Начало книгопечатания
В настоящее время благодаря трудам ряда историков (М. Тихомиров) точно установлено, что начальной датой русского книгопечатания является не 1564 г., как утверждалось ранее, а 1553 г., когда была создана первая печатная книга «Триодь постная».
Новый этап в развитии книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны в Москве была построена новая типография на Никольской улице, которую возглавили Иван Фёдоров (1510–1583 гг.) и его ученик Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из стен этой типографии вышла первая, точно датированная русская печатная книга — «Деяния двенадцати апостолов», или «Апостол», а затем, в 1565 г., была напечатана еще одна книга — «Часословец», или «Часовник».
«Апостол» Ивана Фёдорова
В 1568 г. Иван Фёдоров и Петр Мстиславец переехали из Москвы в Заблудов, а затем во Львов и Острог, где возобновили свою просветительскую деятельность и напечатали здесь «Учительское Евангелие» (1569 г.), «Псалтырь с Часословцем» (1570 г.), «Азбуку» (1574 г.), «Хронологию Андрея Рымши» (1581 г.) и «Острожскую Библию» (1580–1581 гг.). Тем временем в Москве традиции книгопечатания были продолжены и в новой типографии, руководимой Невежой Тимофеевым и Никифором Тарасиевым, была напечатана еще одна церковная книга — «Псалтырь» (1568 г.). Однако после похода крымского хана Девлет-Гирея на Москву эта типография также сгорела (1571 г.).
Развитие архитектуры
Формирование нового московского стиля в русском зодчестве было напрямую связано с грандиозной перестройкой Московского Кремля, которую с благословения митрополита Филиппа начали Иван III и Василий III, при которых под руководством итальянских зодчих Аристотеля Фиораванти, Пьетра Антония Солари, Марко Руффо и Алевиза Нового были возведены стены и башни Московского Кремля и построены Успенский (1479 г.), Благовещенский (1489 г.), Архангельский (1505 г.) соборы, церковь Ризположения (1486 г.), Колокольня Ивана Великого (1600 г.) и Грановитая палата.
Прием послов в Грановитой палате
В 1530–1534 гг. итальянский зодчий Петрок Малый возвел в Москве кирпичные стены и башни знаменитого Китай-города, а в начале 1580-х гг. под руководством русского зодчего Федора Коня были построены стены и башни Белого города. Тогда же началось строительство каменных оборонительных линий во многих русских городах, в частности в Иван-городе (1492 г.), Нижнем Новгороде (1508–1511 гг.), Туле (1514–1521 гг.), Коломне (1525–1531 гг.), Зарайске (1531 г.), Серпухове (1556 г.) и чуть позже в Смоленске (1582–1588 гг.).
Подверглись капитальной перестройки и укрепления многих русских монастырей, в том числе Троице-Сергиева, Пафнутия-Боровского, Симонова, Соловецкого, Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоцкого.
В культовом зодчестве господствовали два архитектурных стиля: традиционный крестово-купольный стиль и новый шатровый стиль. Наиболее выдающимся постройкам первого стиля были: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524–1525 гг.), Пятницкая и Введенская церкви Троице-Сергиева монастыря (1547 г.), Успенский (1552–1557 гг.) и Преображенский (1556–1566 гг.) соборы Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря и Успенский собор Троице-Сергиева монастыря (1559–1585 гг.). Самыми изящными постройками второго стиля стали: храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532 г.), храм Василия Блаженного, или Покровский собор (1555–1561 гг.), сооруженный под руководством замечательных русских зодчих Бармы и Постника Яковлева, храм в селе Острове на Москва-реке (1578 г.) и храм Бориса и Глеба в Борисовском городке под Можайском (1600 г.).
6. Развитие живописного искусства
Развитие русского живописного искусства традиционно связывают с творчеством великого русского живописца Дионисия (1440–1519 гг.), который принимал самое активное участие в росписи Рождественского собора Пафнутия-Боровского монастыря (1473–1477 гг.), Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (1481–1486 гг.), Успенского собора Московского Кремля (1514–1515 гг.) и собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой, ряд фресок которого («Видение брата Леонтия», «Видение Петра Александрийского») сохранились в первозданном виде.
Помимо фресковых росписей, Дионисием и его школой (Тимофей, Ярец, Конь) были написаны многие великолепные иконы, которые до сих пор украшают алтари многих известных храмов и церквей: «Спас в силах», «Деисус с праздники и с пророки», «Апокалипсис», «О тебе радуется», «Богоматерь Одигитрия», «Житийные иконы» московских митрополитов Петра и Алексия, Дмитрия Прилуцкого и Кирилла Белозерского.
После Стоглавого собора 1551 г. живописное искусство становится более каноническим и, по мнению многих авторов (М. Алпатов, В. Лазарев), теряет свои лучшие достоинства, в нем начинает преобладать шаблон, усиливается ремесленность и меркнет воображение даже самых даровитых художников. В условиях подчинения живописного искусства официальной церкви во второй половине XVI в. появилось новое художественное направление, сосредоточившее главное внимание на живописной технике, которое получило название строгановской школы.
Наиболее известными живописцами строгановской школы были Прокопий Чирин (иконы «Никита-воин», «Тихвинская Богоматерь» и «Владимирская Богоматерь с праздниками и ликами святых»), Никифор Истома (икона «Церковь воинствующая»), Назарий и Федор Савины (икона «Чудо Георгия о змие») и др.
В самом конце XVI в. широкое распространение получила так называемая годуновская школа, которая, по мнению рядя историков искусства (В. И. Языкова), явилась результатом синтеза традиций различных иконописных стилей. Главной особенностью живописцев годуновской школы стало возвращение к традициям монументального живописного искусства второй половины XV века, то есть эпохи Андрея Рублёва.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/
- http://www.youtube.com/watch?v=6FA7TZmegnc