Культура России в конце XV –XVI в. Истрия России. 10 класс.

Культура России в конце XV –XVI в. Истрия России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Культура и быт России конца XV - XVI вв.

В се­ре­дине XVI в. на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся целый цикл уст­ных на­род­ных ска­за­ний и ис­то­ри­че­ских песен, свя­зан­ных с го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­стью царя Ивана Гроз­но­го: «Сказ­ка о Барме Ярыж­ке — про­стом че­ло­ве­ке», «Песня о рус­ских пуш­ка­рях», «Песня о Ко­стрю­ке», «Песня о гневе Ивана Гроз­но­го на сына», «Песня об Иване Гроз­ном и раз­бой­ни­ках», «Песня о встре­че ка­за­ков с Ива­ном Гроз­ным» и «Песня о плаче над гро­бом Ивана Гроз­но­го».

В этот же пе­ри­од воз­ни­ка­ет огром­ное ко­ли­че­ство раз­но­об­раз­ных ис­то­ри­че­ских песен, по­свя­щен­ных взя­тию Ка­за­ни, по­хо­дам Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча в Си­бирь, ге­ро­и­че­ской обо­роне Пс­ко­ва про­тив войск Сте­фа­на Ба­то­рия и т. д.

Ле­то­пи­са­ние и ис­то­ри­че­ские зна­ния

Как и пре­жде, прак­ти­че­ски все ле­то­пис­ные своды, со­здан­ные в тот пе­ри­од, вклю­ча­ли в свой со­став пред­ше­ству­ю­щие ле­то­пи­си, ко­то­рые под­вер­га­лись очень се­рьез­ной по­ли­ти­че­ской и идей­ной об­ра­бот­ке в духе вре­ме­ни. При этом, как спра­вед­ли­во от­ме­ти­ли мно­гие спе­ци­а­ли­сты (А. Орлов, Д. Ли­ха­чёв, В. Кус­ков), ис­то­ри­че­ская ли­те­ра­ту­ра XVI в. идет по пути со­зда­ния гран­ди­оз­ных по своим мас­шта­бам про­из­ве­де­ний, ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся осо­бой пыш­но­стью форм и услож­не­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го стиля. Среди наи­бо­лее круп­ных па­мят­ни­ков офи­ци­аль­но­го мос­ков­ско­го ле­то­пи­са­ния сле­ду­ет на­звать «Вос­кре­сен­скую ле­то­пись», «Ни­ко­нов­скую ле­то­пись», «Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод», «Цар­ствен­ную книга», «Книгу сте­пен­но­го цар­ско­го ро­до­сло­вия», «Ис­то­рию о Ка­зан­ском хан­стве», «По­весть о при­хож­де­нии Сте­фа­на Ба­то­рия на град Псков», «По­весть о царе Фе­до­ре Иоан­но­ви­че» и мно­гие дру­гие.

Икона свя­то­го пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го

Среди неофи­ци­аль­ных, оп­по­зи­ци­он­ных по своей сути ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний той поры осо­бое зна­че­ние имеют зна­ме­ни­тая «Ис­то­рия о Ве­ли­ком князе мос­ков­ском», ав­то­ром ко­то­рой был князь А. Курб­ский, «Житие» Ав­гу­сти­на Бла­жен­но­го и «Ска­за­ние о Мак­си­ме Греке», а также пе­ре­вод­ные книги ев­ро­пей­ских ав­то­ров: «Ис­точ­ник зна­ния» Иоан­на Да­мас­ки­на, «Диа­ло­ги» Ген­на­дия Схо­ла­рия и «О сил­ло­гиз­ме» Иоган­на Спан­ген­бер­га.

 Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская мысль

XVI в. часто на­зы­ва­ют веком рус­ской пуб­ли­ци­сти­ки, ко­то­рая про­ни­ка­ет и в ле­то­пись, и в «жития свя­тых», и в де­ло­вую пись­мен­ность, и в ли­те­ра­ту­ру, и даже в на­стен­ную жи­во­пись.

Ярким яв­ле­ни­ем об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни рус­ско­го го­су­дар­ства на ру­бе­же веков стали ереси, среди ко­то­рых наи­бо­лее яр­ки­ми были ересь нов­го­род­ских (Сха­рин, Семён Клё­нов, Иван Зубов) и мос­ков­ских (Федор Ку­ри­цын, Иван Чёр­ный, Елена Во­ло­шан­ка) «жи­дов­ству­ю­щих», из среды ко­то­рых вышли «По­весть о Дра­ку­ле», «Ла­оди­кий­ское по­сла­ние», «Ме­ри­ло пра­вед­ное» и дру­гие яркие про­из­ве­де­ния.

Не менее ярким яв­ле­ни­ем рус­ской пуб­ли­ци­сти­ки стали про­из­ве­де­ния вид­ных «нес­тя­жа­те­лей», в част­но­сти од­но­го из по­сле­до­ва­те­лей Нила Сор­ско­го Вас­си­а­на Пат­ри­ке­е­ва, перу ко­то­ро­го при­над­ле­жа­ли «Со­бра­ние неко­е­го стар­ца», «Слово от­вет­но про­ти­ву кле­ве­щу­щих ис­ти­ну Еван­гель­скую», «Пре­ния с Иоси­фом Во­лоц­ким», «Слово о ере­ти­ках» и «Корм­чая книга», а также Мат­вея Баш­ки­на и Фе­о­до­сия Ко­со­го.

В XVI в. воз­ник­ло несколь­ко вы­да­ю­щих­ся про­из­ве­де­ния рус­ской пуб­ли­ци­сти­ки, про­слав­ляв­ших цар­скую власть и офи­ци­аль­ную цер­ковь: «По­сла­ние о Мо­но­ма­хо­вом венце», «Ска­за­ние о кня­зьях Вла­ди­мир­ских» и «По­весть о белом кло­бу­ке», в ко­то­рой в со­дер­жа­лась новая идео­ло­ги­че­ская док­три­на еди­но­го рус­ско­го го­су­дар­ства «Москва — тре­тий Рим», ав­то­ром ко­то­рой был монах Ели­а­за­ро­ва Псков­ско­го мо­на­сты­ря Фи­ло­фей.

 Мак­сим Грек

Круп­ней­ши­ми рус­ски­ми пуб­ли­ци­ста­ми XVI в. был Мак­сим Грек («Ска­за­ние о жи­тель­стве инок Свя­той горы», «По­сла­ние об устрой­стве афон­ских мо­на­сты­рей», «По­сла­ние о фран­цис­кан­цах и до­ми­ни­кан­цах», «Бе­се­да ума с душой», «Ис­по­ве­да­ния пра­во­слав­ной веры»), Федор Ива­но­вич Кар­пов («по­сла­ния» Мак­си­му Греку, Ни­ко­лаю Нем­чи­ну, стар­цу Фи­ло­фею, мит­ро­по­ли­ту Да­ни­и­лу), Силь­вестр («По­сла­ние Ивану Гроз­но­му», «До­мо­строй»), Иван Се­ме­но­вич Пе­ре­све­тов («Ска­за­ние о кни­гах», «Ска­за­ние о Ма­го­мет-Сал­тане» и «Ска­за­ние о царе Кон­стан­тине») Ер­мо­лай-Еразм («Мо­ле­ние к царю», «Зря­чая Пас­ха­лия», «По­уче­ние к своей душе», «Бла­го­хо­тя­щим царем пра­ви­тель­ни­ца и зем­ле­ме­рие») и князь Ан­дрей Ми­хай­ло­вич Курб­ский («Пе­ре­пис­ка» с Ива­ном Гроз­ным, «Ис­то­рия о ве­ли­ком князе мос­ков­ском»).

 На­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния

В на­сто­я­щее время бла­го­да­ря тру­дам ряда ис­то­ри­ков (М. Ти­хо­ми­ров) точно уста­нов­ле­но, что на­чаль­ной датой рус­ско­го кни­го­пе­ча­та­ния яв­ля­ет­ся не 1564 г., как утвер­жда­лось ранее, а 1553 г., когда была со­зда­на пер­вая пе­чат­ная книга «Три­одь пост­ная».

Новый этап в раз­ви­тии кни­го­пе­ча­та­ния на­сту­пил в 1563 г., когда на сред­ства цар­ской казны в Москве была по­стро­е­на новая ти­по­гра­фия на Ни­коль­ской улице, ко­то­рую воз­гла­ви­ли Иван Фё­до­ров (1510–1583 гг.) и его уче­ник Петр Мсти­сла­вец. 1 марта 1564 г. из стен этой ти­по­гра­фии вышла пер­вая, точно да­ти­ро­ван­ная рус­ская пе­чат­ная книга — «Де­я­ния две­на­дца­ти апо­сто­лов», или «Апо­стол», а затем, в 1565 г., была на­пе­ча­та­на еще одна книга — «Ча­со­сло­вец», или «Ча­сов­ник».

 «Апо­стол» Ивана Фё­до­ро­ва

В 1568 г. Иван Фё­до­ров и Петр Мсти­сла­вец пе­ре­еха­ли из Моск­вы в За­блу­дов, а затем во Львов и Острог, где воз­об­но­ви­ли свою про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность и на­пе­ча­та­ли здесь «Учи­тель­ское Еван­ге­лие» (1569 г.), «Псал­тырь с Ча­со­слов­цем» (1570 г.), «Аз­бу­ку» (1574 г.), «Хро­но­ло­гию Ан­дрея Рымши» (1581 г.) и «Острож­скую Биб­лию» (1580–1581 гг.). Тем вре­ме­нем в Москве тра­ди­ции кни­го­пе­ча­та­ния были про­дол­же­ны и в новой ти­по­гра­фии, ру­ко­во­ди­мой Неве­жой Ти­мо­фе­е­вым и Ни­ки­фо­ром Та­ра­си­е­вым, была на­пе­ча­та­на еще одна цер­ков­ная книга — «Псал­тырь» (1568 г.). Од­на­ко после по­хо­да крым­ско­го хана Девлет-Ги­рея на Моск­ву эта ти­по­гра­фия также сго­ре­ла (1571 г.).

 Раз­ви­тие ар­хи­тек­ту­ры

Фор­ми­ро­ва­ние но­во­го мос­ков­ско­го стиля в рус­ском зод­че­стве было на­пря­мую свя­за­но с гран­ди­оз­ной пе­ре­строй­кой Мос­ков­ско­го Крем­ля, ко­то­рую с бла­го­сло­ве­ния мит­ро­по­ли­та Фи­лип­па на­ча­ли Иван III и Ва­си­лий III, при ко­то­рых под ру­ко­вод­ством ита­льян­ских зод­чих Ари­сто­те­ля Фи­о­ра­ван­ти, Пьет­ра Ан­то­ния Со­ла­ри, Марко Руффо и Але­ви­за Но­во­го были воз­ве­де­ны стены и башни Мос­ков­ско­го Крем­ля и по­стро­е­ны Успен­ский (1479 г.), Бла­го­ве­щен­ский (1489 г.), Ар­хан­гель­ский (1505 г.) со­бо­ры, цер­ковь Риз­по­ло­же­ния (1486 г.), Ко­ло­коль­ня Ивана Ве­ли­ко­го (1600 г.) и Гра­но­ви­тая па­ла­та.

Прием по­слов в Гра­но­ви­той па­ла­те

В 1530–1534 гг. ита­льян­ский зод­чий Пет­рок Малый воз­вел в Москве кир­пич­ные стены и башни зна­ме­ни­то­го Ки­тай-го­ро­да, а в на­ча­ле 1580-х гг. под ру­ко­вод­ством рус­ско­го зод­че­го Фе­до­ра Коня были по­стро­е­ны стены и башни Бе­ло­го го­ро­да. Тогда же на­ча­лось стро­и­тель­ство ка­мен­ных обо­ро­ни­тель­ных линий во мно­гих рус­ских го­ро­дах, в част­но­сти в Иван-го­ро­де (1492 г.), Ниж­нем Нов­го­ро­де (1508–1511 гг.), Туле (1514–1521 гг.), Ко­ломне (1525–1531 гг.), За­рай­ске (1531 г.), Сер­пу­хо­ве (1556 г.) и чуть позже в Смо­лен­ске (1582–1588 гг.).

Под­верг­лись ка­пи­таль­ной пе­ре­строй­ки и укреп­ле­ния мно­гих рус­ских мо­на­сты­рей, в том числе Тро­и­це-Сер­ги­е­ва, Па­ф­ну­тия-Бо­ров­ско­го, Си­мо­но­ва, Со­ло­вец­ко­го, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го и Иоси­фо-Во­лоц­ко­го.

В куль­то­вом зод­че­стве гос­под­ство­ва­ли два ар­хи­тек­тур­ных стиля: тра­ди­ци­он­ный кре­сто­во-ку­поль­ный стиль и новый ша­тро­вый стиль. Наи­бо­лее вы­да­ю­щим­ся по­строй­кам пер­во­го стиля были: Смо­лен­ский собор Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря (1524–1525 гг.), Пят­ниц­кая и Вве­ден­ская церк­ви Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (1547 г.), Успен­ский (1552–1557 гг.) и Пре­об­ра­жен­ский (1556–1566 гг.) со­бо­ры Со­ло­вец­ко­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря и Успен­ский собор Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (1559–1585 гг.). Са­мы­ми изящ­ны­ми по­строй­ка­ми вто­ро­го стиля стали: храм Воз­не­се­ния в селе Ко­ло­мен­ском под Моск­вой (1532 г.), храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го, или По­кров­ский собор (1555–1561 гг.), со­ору­жен­ный под ру­ко­вод­ством за­ме­ча­тель­ных рус­ских зод­чих Бармы и Пост­ни­ка Яко­вле­ва, храм в селе Ост­ро­ве на Москва-ре­ке (1578 г.) и храм Бо­ри­са и Глеба в Бо­ри­сов­ском го­род­ке под Мо­жай­ском (1600 г.).

6. Раз­ви­тие жи­во­пис­но­го ис­кус­ства

Раз­ви­тие рус­ско­го жи­во­пис­но­го ис­кус­ства тра­ди­ци­он­но свя­зы­ва­ют с твор­че­ством ве­ли­ко­го рус­ско­го жи­во­пис­ца Ди­о­ни­сия (1440–1519 гг.), ко­то­рый при­ни­мал самое ак­тив­ное уча­стие в рос­пи­си Рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра Па­ф­ну­тия-Бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря (1473–1477 гг.), Успен­ско­го со­бо­ра Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря (1481–1486 гг.), Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля (1514–1515 гг.) и со­бо­ра Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря под Во­лог­дой, ряд фре­сок ко­то­ро­го («Ви­де­ние брата Леон­тия», «Ви­де­ние Петра Алек­сан­дрий­ско­го») со­хра­ни­лись в пер­во­здан­ном виде.

По­ми­мо фрес­ко­вых рос­пи­сей, Ди­о­ни­си­ем и его шко­лой (Ти­мо­фей, Ярец, Конь) были на­пи­са­ны мно­гие ве­ли­ко­леп­ные иконы, ко­то­рые до сих пор укра­ша­ют ал­та­ри мно­гих из­вест­ных хра­мов и церк­вей: «Спас в силах», «Де­и­сус с празд­ни­ки и с про­ро­ки», «Апо­ка­лип­сис», «О тебе ра­ду­ет­ся», «Бо­го­ма­терь Оди­гит­рия», «Жи­тий­ные иконы» мос­ков­ских мит­ро­по­ли­тов Петра и Алек­сия, Дмит­рия При­луц­ко­го и Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го.

После Сто­гла­во­го со­бо­ра 1551 г. жи­во­пис­ное ис­кус­ство ста­но­вит­ся более ка­но­ни­че­ским и, по мне­нию мно­гих ав­то­ров (М. Ал­па­тов, В. Ла­за­рев), те­ря­ет свои луч­шие до­сто­ин­ства, в нем на­чи­на­ет пре­об­ла­дать шаб­лон, уси­ли­ва­ет­ся ре­мес­лен­ность и мерк­нет во­об­ра­же­ние даже самых да­ро­ви­тых ху­дож­ни­ков. В усло­ви­ях под­чи­не­ния жи­во­пис­но­го ис­кус­ства офи­ци­аль­ной церк­ви во вто­рой по­ло­вине XVI в. по­яви­лось новое ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние, со­сре­до­то­чив­шее глав­ное вни­ма­ние на жи­во­пис­ной тех­ни­ке, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние стро­га­нов­ской школы.

Наи­бо­лее из­вест­ны­ми жи­во­пис­ца­ми стро­га­нов­ской школы были Про­ко­пий Чирин (иконы «Ни­ки­та-во­ин», «Тих­вин­ская Бо­го­ма­терь» и «Вла­ди­мир­ская Бо­го­ма­терь с празд­ни­ка­ми и ли­ка­ми свя­тых»), Ни­ки­фор Ис­то­ма (икона «Цер­ковь во­ин­ству­ю­щая»), На­за­рий и Федор Са­ви­ны (икона «Чудо Ге­ор­гия о змие») и др.

В самом конце XVI в. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла так на­зы­ва­е­мая го­ду­нов­ская школа, ко­то­рая, по мне­нию рядя ис­то­ри­ков ис­кус­ства (В. И. Язы­ко­ва), яви­лась ре­зуль­та­том син­те­за тра­ди­ций раз­лич­ных ико­но­пис­ных сти­лей. Глав­ной осо­бен­но­стью жи­во­пис­цев го­ду­нов­ской школы стало воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­ям мо­ну­мен­таль­но­го жи­во­пис­но­го ис­кус­ства вто­рой по­ло­ви­ны XV века, то есть эпохи Ан­дрея Руб­лё­ва.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=6FA7TZmegnc

Файлы