3 класс. Окружающий мир. Как образуется почва

3 класс. Окружающий мир. Как образуется почва

Комментарии преподавателя

 1. Приветствие

Наш урок будет по­свя­щен почве и её об­ра­зо­ва­нию. И вы­со­кое де­ре­во, и ма­лень­кая тра­вин­ка укре­пи­лись сво­и­ми кор­ня­ми в земле, вер­нее в её верх­нем слое, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся поч­вой.

Почва

Рис. 1. Почва (Ис­точ­ник)

 2. Образование почвы

А как же об­ра­зо­ва­лась почва? Ос­но­ва об­ра­зо­ва­ния почвы – гор­ные по­ро­ды Земли. Дно во­до­ё­мов, рав­ни­ны, горы сло­же­ны из гор­ных пород, ко­то­рые в те­че­ние мил­ли­о­нов лет раз­ру­ша­лись под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха и живых ор­га­низ­мов. Мель­чай­шие ча­сти­цы гор­ных пород скап­ли­ва­ют­ся в тре­щи­нах скал, ска­ты­ва­ют­ся вме­сте с по­то­ка­ми воды в низ­кие места. В тре­щи­ны легко про­ни­ка­ют вода, воз­дух, бак­те­рии, мел­кие жи­вот­ные и се­ме­на рас­те­ний. В ре­зуль­та­те на кам­нях про­рас­та­ют пучки трав, мел­кие ку­стар­ни­ки и даже де­ре­вья. Корни рас­те­ний про­дол­жа­ют рас­ши­рять тре­щи­ны, раз­ру­шая по­ро­ды.

Проросшие растения на камне

Рис. 2. Про­рос­шие рас­те­ния на камне (Ис­точ­ник)

Про­хо­дят годы, об­ра­зо­ва­ние почвы – про­цесс очень дли­тель­ный. Через ты­ся­чу лет у под­но­жия скал из остат­ков рас­те­ний об­ра­зу­ет­ся почва. Это верх­ний пло­до­род­ный слой земли тол­щи­ной до 2 см. На мяг­ком вул­ка­ни­че­ском пепле этот про­цесс про­ис­хо­дит быст­ро, всего за 50-60 лет. Жи­вот­ные при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии почвы. Они рых­лят по­ро­ду, сме­ши­ва­ют её с по­лу­сгнив­ши­ми кор­ня­ми рас­те­ний, а когда гиб­нут, сами ста­но­вят­ся её ча­сти­ца­ми. Итак, об­ра­зо­ва­ние почвы про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород под воз­дей­стви­ем всех ком­по­нен­тов при­ро­ды: сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов. Толь­ко все части при­ро­ды, дей­ствуя друг на друга, об­ра­зу­ют почву. Нет гор­ных пород и живых ор­га­низ­мов – не будет и почвы. Нет воды и воз­ду­ха – почва не об­ра­зу­ет­ся.

Да­вай­те вспом­ним про­гул­ку в осен­ний лес. Смо­же­те до­ка­зать на ос­но­ве своих на­блю­де­ний, что почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду?

Осенний лес

Рис. 3. Осен­ний лес (Ис­точ­ник)

Сухие ли­стья, хво­ин­ки, травы, ве­точ­ки де­ре­вьев па­да­ют на землю и скап­ли­ва­ют­ся в самом верх­нем её слое. Под опав­ши­ми ли­стья­ми и вет­ка­ми на­хо­дят­ся песок и глина, мел­кие ка­меш­ки, остан­ки жи­вот­ных и рас­те­ний, пе­ре­гной, а это от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де.  Всё это скоп­ле­но кор­ня­ми рас­те­ний, ведь каж­дое рас­те­ние берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства. В почве все­гда при­сут­ству­ют бак­те­рии, грибы, мел­кие жи­вот­ные, а это от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Кто берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства, мы знаем. А кто же их вновь по­пол­ня­ет? Ведь если за­па­сы не по­пол­нять, то почва быст­ро оску­де­ет. Жи­вот­ные почвы про­кла­ды­ва­ют в ней ходы, куда по­па­да­ет вода и воз­дух, они пе­ре­ме­ши­ва­ют почву, из­мель­ча­ют остат­ки рас­те­ний, а бак­те­рии, ко­то­рые все­гда живут в почве, пре­вра­ща­ют эти остат­ки в пе­ре­гной.

Ли­стья и травы раз­ла­га­ют­ся в почве срав­ни­тель­но быст­ро. Всего через пол­го­да они пре­вра­ща­ют­ся в пре­крас­ные удоб­ре­ния. Таким об­ра­зом, пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­сто­ян­но воз­вра­ща­ют­ся в почву и вновь рас­хо­ду­ют­ся рас­те­ни­я­ми.  Про­ис­хо­дит поч­вен­ный кру­го­во­рот. Почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду.

 3. Животные, обитающие в почве

А каких жи­вот­ных можно уви­деть в почве? В лес­ной под­стил­ке за­мер­ла божья ко­ров­ка, что-то пе­ре­тас­ки­ва­ют в свои под­зем­ные жи­ли­ща му­равьи, а вот кроты и дож­де­вые черви про­во­дят в почве всю свою жизнь.

Божья коровка

Рис. 4. Божья ко­ров­ка (Ис­точ­ник)

Муравьи

Рис. 5. Му­равьи (Ис­точ­ник)

А зем­ля­ной шмель толь­ко зи­му­ет. Ля­гуш­ки и улит­ки пря­чут­ся в почве от днев­ной жары, а май­ские жуки от­кла­ды­ва­ют яйца, из ко­то­рых по­яв­ля­ют­ся их потом­ства.

Земляной шмель

Рис. 6. Зем­ля­ной шмель (Ис­точ­ник)

Жуки про­ни­ка­ют в почву на глу­би­ну до 2 мет­ров, му­равьи – до 3 мет­ров. Кроты – до 5 мет­ров, а дож­де­вые черви – до 8 мет­ров.

 4. Крот и почва

Кроты при­но­сят очень боль­шую поль­зу почве, про­кла­ды­вая глу­бо­кие ходы, кроты вы­бра­сы­ва­ют землю на по­верх­ность, а эта земля в пол­то­ра раз бо­га­че каль­ци­ем, маг­ни­ем, же­ле­зом и дру­ги­ми пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

Крот

Рис. 7. Крот (Ис­точ­ник)

Учё­ные под­счи­та­ли, что в бе­ре­зо­вом лесу кроты под­ни­ма­ют из глу­би­ны на по­верх­ность такой обо­га­щён­ной земли до 10 тонн на гек­тар. По­лу­ча­ет­ся, что боль­шую часть бе­рё­зо­во­го леса удоб­ря­ют кроты. А ещё в неболь­ших куч­ках в земле, кро­то­ви­нах, скап­ли­ва­ет­ся вода, ко­то­рая увлаж­ня­ет почву.

 5. Пищевая зависимость обитателей почвы

Чем же пи­та­ют­ся жи­вот­ные почвы? Они пи­та­ют­ся остат­ка­ми живых ор­га­низ­мов, кор­ня­ми рас­те­ний и дру­ги­ми мел­ки­ми жи­вот­ны­ми. Корни оду­ван­чи­ков гры­зут ли­чин­ки май­ских жуков, а ли­чин­ка­ми любят ла­ко­мить­ся кроты. Крот, на­ев­шись, от­прав­ля­ет­ся спать, и спит часа 4, проснув­шись, он немед­лен­но от­прав­ля­ет­ся ис­кать себе пищу. Делая глу­бо­кие ходы, крот по­сто­ян­но на­ты­ка­ет­ся на вред­ных на­се­ко­мых и их ли­чи­нок. За сутки крот съе­да­ет столь­ко, сколь­ко весит сам и даже боль­ше. Го­ло­дать крот не может, 17-18 часов без еды для него гу­би­тель­ны. Вот по­это­му зимой кроты не могут за­лечь в спяч­ку.

Между рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми почвы су­ще­ству­ет пи­ще­вая за­ви­си­мость: ко­рень оду­ван­чи­ка – ли­чин­ка – крот. Не будет оду­ван­чи­ка – по­гиб­нут ли­чин­ки, не будут ли­чи­нок – будут го­ло­дать кроты. По­это­му уче­ные счи­та­ют, что все живые ор­га­низ­мы свя­за­ны между собой це­пя­ми пи­та­ния. Пи­ще­вая цепь по­ка­зы­ва­ет, кто кого ест. Между оби­та­те­ля­ми почвы су­ще­ствую очень много цепей пи­та­ния, но в каж­дой такой цепи, пер­вое звено – это рас­те­ние. Ведь толь­ко оно спо­соб­но на свету об­ра­зо­вы­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства из уг­ле­кис­ло­го газа и воды с рас­тво­рён­ны­ми в ней ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Вто­рое звено – рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные, тре­тье звено – хищ­ные и все­яд­ные жи­вот­ные. Когда хищ­ные или все­яд­ные жи­вот­ные по­ги­ба­ют, то их остан­ки ста­но­вят­ся пищей для бак­те­рий и дру­гих мел­ких жи­вот­ных.

 6. Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о том, что почва – это един­ство живой и нежи­вой при­ро­ды, как об­ра­зу­ет­ся почва, и какие су­ще­ству­ют цепи пи­та­ния.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/kak-obrazuetsya-pochva

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/10217-chto-takoe-pochva-3-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=meUUt7CtwIk

http://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A

http://www.youtube.com/watch?v=KDT-ICNPXVg

Файлы