Новые черты в развитии России XVII в. История России. 10 класс.

Новые черты в развитии России XVII в. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Экономика России в XVII веке.

 

Ос­нов­ные про­бле­мы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сии в XVII в. все­гда были в цен­тре вни­ма­ния оте­че­ствен­ных ис­то­ри­ков. Осо­бен­но дис­кус­си­он­ным был и оста­ет­ся во­прос о вре­ме­ни за­рож­де­ния ка­пи­та­лиз­ма в Рос­сии. На сей счет су­ще­ству­ют три ос­нов­ные точки зре­ния:

1) Одни ав­то­ры (С. Стру­ми­лин, Д. Ма­ков­ский) утвер­жда­ют, что ге­не­зис ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний в Рос­сии на­чал­ся во вто­рой по­ло­вине XVI в., по­сколь­ку имен­но в этот пе­ри­од на­блю­дал­ся за­мет­ный рост то­вар­но­го про­из­вод­ства;

2) Дру­гие ис­то­ри­ки (М. Неч­ки­на, В. Бу­га­нов) го­во­рят, что ста­нов­ле­ние бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний в Рос­сии сле­ду­ет да­ти­ро­вать се­ре­ди­ной XVII в., по­сколь­ку имен­но в этот пе­ри­од фор­ми­ру­ет­ся об­ще­рос­сий­ский рынок, и воз­ни­ка­ют пер­вые ка­пи­та­ли­сти­че­ские ма­ну­фак­ту­ры;

3) Тре­тьи ав­то­ры (Н. Пав­лен­ко) по­ла­га­ют, что ге­не­зис ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний в Рос­сии на­чал­ся толь­ко во вто­рой по­ло­вине XVIII в., по­сколь­ку имен­но тогда воз­ни­ка­ет один из глав­ных при­зна­ков ка­пи­та­лиз­ма — гос­под­ство на­ем­но­го труда.

2. Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии

Сель­ское хо­зяй­ство

В ХVII в. Рос­сия по-преж­не­му оста­ва­лась пре­иму­ще­ствен­но аг­рар­ной стра­ной, где сель­ское хо­зяй­ство яв­ля­лось ос­нов­ной от­рас­лью эко­но­ми­ки, а кре­стьяне со­став­ля­ли по­дав­ля­ю­щую часть на­се­ле­ния стра­ны. Зем­ле­де­лие, как и в преж­ние века, раз­ви­ва­лось в ос­нов­ном экс­тен­сив­ным путем, за счет рас­паш­ки и вклю­че­ния в се­во­обо­рот новых тер­ри­то­рий, глав­ным об­ра­зом в рай­оне По­вол­жья, «ди­ко­го поля» и Си­би­ри. В ос­нов­ном со­хра­ня­лась и тра­ди­ци­он­ная трех­поль­ная си­сте­ма зем­ле­де­лия, когда одна треть клина за­се­ва­лась яро­вы­ми, дру­гая — ози­мы­ми, а тре­тья оста­ва­лась под паром. Пашня об­ра­ба­ты­ва­лась в ос­нов­ном сохой и бо­ро­ной, а плуг с же­лез­ным ле­ме­хом ис­поль­зо­вал­ся го­раз­до реже. Ос­нов­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми куль­ту­ра­ми оста­ва­лись рожь, пше­ни­ца, овес, яч­мень и гре­чи­ха.

Кре­стьян­ское и по­ме­щи­чье хо­зяй­ства по-преж­не­му со­хра­ни­ли свой по­лу­на­ту­раль­ный ха­рак­тер, их связь с рын­ком была ми­ни­маль­ной и но­си­ла нере­гу­ляр­ный ха­рак­тер. Ос­нов­ной фор­мой за­ви­си­мо­сти вла­дель­че­ских (кре­пост­ных) кре­стьян от фе­о­да­лов по-преж­не­му оста­ва­лась на­ту­раль­ная рента, а де­неж­ная рента и бар­щи­на еще не за­ня­ли ве­ду­ще­го по­ло­же­ния в стране, но опре­де­ля­ю­щей тен­ден­ци­ей со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны в тот пе­ри­од был не кри­зис, а укреп­ле­ние фе­о­даль­но-кре­пост­ни­че­ской си­сте­мы. Наи­бо­лее ярко эта тен­ден­ция про­яви­лась:

1) в су­ще­ствен­ном росте фе­о­даль­но­го зем­ле­вла­де­ния и на­ступ­ле­нии фе­о­даль­но­го го­су­дар­ства на права, сво­бо­ду и земли чер­но­со­шен­но­го кре­стьян­ства;

2) в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии бар­щин­ной си­сте­мы хо­зяй­ства.

Москва в XVII в.

Ос­нов­ны­ми чер­та­ми бар­щин­но­го хо­зяй­ства были:

1) гос­под­ство на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства;

2) на­де­ле­ние непо­сред­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля (кре­стья­ни­на) сред­ством про­из­вод­ства (зем­лей) и уста­нов­ле­ние по­зе­мель­ной за­ви­си­мо­сти кре­стья­ни­на от фе­о­да­ла;

3) уста­нов­ле­ние пра­во­вой и лич­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян от фе­о­да­ла и юри­ди­че­ское оформ­ле­ние го­су­дар­ством ре­жи­ма кре­пост­но­го права, ос­но­ван­но­го на вне­эко­но­ми­че­ском при­нуж­де­нии;

4) низ­кое, ру­тин­ное со­сто­я­ние тех­ни­ки и куль­ту­ры зем­ле­де­лия.

 Сва­деб­ный пир в бо­яр­ском доме

Про­мыш­лен­ность

Ос­нов­ной фор­мой про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства в Рос­сии оста­ва­лась мел­кая ку­стар­ная про­мыш­лен­ность в виде:

1) кре­стьян­ских про­мыс­лов, ко­то­рые об­слу­жи­ва­ли самих кре­стьян и от­ча­сти их фе­о­да­лов; 2) вот­чин­но­го ре­мес­ла, ко­то­рое об­слу­жи­ва­ло фе­о­да­ла и его че­лядь;

3) го­род­ско­го ре­мес­ла, ко­то­рое мед­лен­но, но неуклон­но пе­ре­рас­та­ет в мел­ко­то­вар­ное про­из­вод­ство, на­пря­мую свя­зан­ное с рын­ком.

Ма­ну­фак­тур­ное про­из­вод­ство было прак­ти­че­ски не раз­ви­то. На всю стра­ну, по оцен­кам ис­то­ри­ков (Н. Пав­лен­ко, В. Бу­га­нов), при­хо­ди­лось всего несколь­ко де­сят­ков ма­ну­фак­тур, ко­то­рые при­над­ле­жа­ли либо казне, либо ино­стран­цам.

Надо ска­зать, что в ли­те­ра­ту­ре до­воль­но давно идет дис­кус­сия о ха­рак­те­ре этих ма­ну­фак­тур. Одни ав­то­ры (М. Неч­ки­на, В. Бу­га­нов) утвер­жда­ли, что они но­си­ли бур­жу­аз­ный ха­рак­тер, по­сколь­ку по уров­ню раз­ви­тия тех­ни­ки и тех­но­ло­гий про­из­вод­ства ничем не от­ли­ча­лись от за­пад­но­ев­ро­пей­ских ма­ну­фак­тур. Дру­гие ав­то­ры (Н. Пав­лен­ко) спра­вед­ли­во ука­зы­ва­ли, что для опре­де­ле­ния ха­рак­те­ра ма­ну­фак­тур надо изу­чать не уро­вень раз­ви­тия их тех­ни­ки и тех­но­ло­гий, а ха­рак­тер про­из­вод­ствен­ных от­но­ше­ний.

По мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков для ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства обя­за­тель­ны три ос­нов­ных черты:

1) круп­ное про­из­вод­ство;

2) про­из­вод­ство, ос­но­ван­ное на при­ме­не­нии руч­но­го труда;

3) про­из­вод­ство, ос­но­ван­ное на раз­де­ле­нии труда.

Если хотя бы один из этих при­зна­ков от­сут­ству­ет, то такое про­из­вод­ство не имеет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ма­ну­фак­ту­ре, а пред­став­ля­ет собой про­стую (ку­пе­че­скую или ре­мес­лен­ную) ко­опе­ра­цию, не име­ю­щую фор­ма­ци­он­но­го зна­че­ния.

Если на­ли­цо все три при­зна­ка ма­ну­фак­ту­ры, то необ­хо­ди­мо оце­нить на­ли­чие чет­вер­то­го при­зна­ка — на­ли­чие на­ем­но­го труда. Если на ма­ну­фак­ту­ре ис­поль­зу­ет­ся на­ем­ный труд, то она имеет пря­мое от­но­ше­ние к ге­не­зи­су ка­пи­та­лиз­ма. Если же на ма­ну­фак­ту­ре ис­поль­зу­ет­ся при­ну­ди­тель­ный труд кре­пост­ных кре­стьян, то такая ма­ну­фак­ту­ра ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ге­не­зи­су ка­пи­та­лиз­ма не имеет.

По мне­нию ряда со­вре­мен­ных ав­то­ров (Н. Пав­лен­ко), рус­ские ма­ну­фак­ту­ры, ко­то­рые пер­во­на­чаль­но воз­ник­ли как ма­ну­фак­ту­ры бур­жу­аз­но­го типа, очень скоро ока­за­лись за­дав­ле­ны гос­под­ству­ю­щи­ми фе­о­даль­но-кре­пост­ни­че­ски­ми от­но­ше­ни­я­ми и пре­вра­ти­лись в кре­пост­ни­че­ские ма­ну­фак­ту­ры.

Сло­бо­да в XVII в.

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния Все­рос­сий­ско­го рынка

В со­вет­ской ис­то­ри­че­ской науке тра­ди­ци­он­но утвер­жда­ли, что в ХVII в. Рос­сия всту­пи­ла в новый пе­ри­од сво­е­го раз­ви­тия, ко­то­рый вы­ра­зил­ся в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии все­рос­сий­ско­го рынка. При этом почти все­гда про­во­ди­лась пря­мая па­рал­лель между ста­нов­ле­ни­ем все­рос­сий­ско­го рынка и ге­не­зи­сом бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний, по­сколь­ку В. Ленин утвер­ждал, что ру­ко­во­ди­те­ля­ми и хо­зя­е­ва­ми этого рынка были «ка­пи­та­ли­сты-куп­цы». В дей­стви­тель­но­сти это утвер­жде­ние яв­ля­ет­ся гру­бей­шей ме­то­до­ло­ги­че­ской ошиб­кой, так как ку­пе­че­ский ка­пи­тал не имеет фор­ма­ци­он­но­го зна­че­ния и может об­слу­жи­вать раз­ные об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ские фор­ма­ции. По­это­му фор­ми­ро­ва­ние все­рос­сий­ско­го рынка шло ис­клю­чи­тель­но на базе гос­под­ства мел­ко­то­вар­но­го про­из­вод­ства.

. Бра­ти­на XVII в.

Внеш­ним про­яв­ле­ни­ем ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия все­рос­сий­ско­го рынка стало:

1) Углуб­ле­ние спе­ци­а­ли­за­ции раз­лич­ных ре­ги­о­нов стра­ны. На­при­мер, цен­тром про­из­вод­ства то­вар­но­го зерна были Во­ро­неж, Са­ра­тов и Ка­зань, цен­тра­ми по­лот­ня­ной про­мыш­лен­но­сти — Москва, Нов­го­род, Псков, Яро­славль, Ко­стро­ма и Во­лог­да, цен­тра­ми же­ле­зо­до­бы­чи и об­ра­бот­ки ме­тал­лов — Тула, Сер­пу­хов и Ве­ли­кий Устюг.

2) Ста­нов­ле­ние опто­вой яр­ма­роч­ной тор­гов­ли и по­яв­ле­ние пер­вых об­ще­рос­сий­ских яр­ма­рок — Ар­хан­гель­ской, Ир­бит­ской, Ма­ка­рьев­ской и Свен­ской.

3) Про­тек­ци­о­нист­ская по­ли­ти­ка рус­ско­го пра­ви­тель­ства и под­держ­ка оте­че­ствен­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей. В част­но­сти, после мно­го­чис­лен­ных че­ло­бит­ных тор­го­вых людей (1627, 1635, 1637, 1645, 1646, 1648 гг.), жа­ло­вав­ших­ся на за­си­лье ино­стран­цев в Москве и дру­гих го­ро­дах, в 1649 г. под пред­ло­гом казни «их ко­ро­ля Кар­лу­са» из стра­ны были вы­сла­ны все ан­глий­ские купцы, ко­то­рым за­пре­ти­ли роз­нич­ную тор­гов­лю на всей тер­ри­то­рии стра­ны. Затем, в 1653 г., по пред­ло­же­нию главы По­соль­ско­го при­ка­за А. Л. Ор­ди­на-На­ще­ки­на был при­нят «Тор­го­вый устав», ко­то­рый уни­фи­ци­ро­вал все та­мо­жен­ные сборы, уста­но­вив еди­ную руб­ле­вую по­шли­ну на ино­зем­ные то­ва­ры. На­ко­нец, в 1667 г. с по­да­чи того же А. Ор­ди­на-На­ще­ки­на был при­нят «Но­во­тор­го­вый устав», ко­то­рый пол­но­стью за­пре­тил всем ино­стран­ным куп­цам роз­нич­ную тор­гов­лю на тер­ри­то­рии всего рус­ско­го го­су­дар­ства, даже в при­гра­нич­ных об­ла­стях.

Вме­сте с тем надо особо под­черк­нуть тот факт, что на всей тер­ри­то­рии станы по-преж­не­му со­хра­ня­лись внут­рен­ние та­мо­жен­ные по­шли­ны (на­сле­дие удель­но­го пе­ри­о­да), ко­то­рые были от­ме­не­ны толь­ко в 1754 г., при Ели­за­ве­те Пет­ровне!

Политический строй в России в XVII веке.

По мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков (Л. Че­реп­нин, К. Ба­зи­ле­вич), в пер­вой по­ло­вине XVI в. в Рос­сии сло­жил­ся клас­си­че­ский режим со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии, по­сколь­ку за­мет­ную роль в управ­ле­нии го­су­дар­ством стали иг­рать Зем­ские со­бо­ры.

 Дума бояр и цер­ков­ных иерар­хов

Прак­ти­че­ски весь пе­ри­од прав­ле­ния Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча (1613–1645 гг.), даже когда фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем го­су­дар­ства был его власт­ный отец пат­ри­арх Фи­ла­рет (1619–1633 гг.), Зем­ские со­бо­ры со­зы­ва­лись до­воль­но часто и ра­бо­та­ли на по­сто­ян­ной ос­но­ве. В част­но­сти, по дан­ным ис­то­ри­ков (Л. Че­реп­нин), до­сто­вер­но из­вест­но о ра­бо­те семи Зем­ских со­бо­ров 1613–1615 гг., 1616–1619 гг., 1619–1622 гг., 1632 г. 1634 г., 1636–1639 гг. и 1641 г., на ко­то­рых ре­ша­лись важ­ней­шие про­бле­мы хо­зяй­ствен­но­го вос­ста­нов­ле­ния стра­ны, вве­де­ния новых на­ло­гов, объ­яв­ле­ния войны и за­клю­че­ния мира, и т. д.

Прак­ти­ка со­зы­ва Зем­ских со­бо­ров со­хра­ни­лась и в пер­вые годы прав­ле­ния но­во­го царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1645–1676 гг.). В част­но­сти, в пер­вое де­ся­ти­ле­тие его цар­ство­ва­ния со­сто­я­лась ра­бо­та трех Зем­ских со­бо­ров — 1648–1649 гг., 1650 г. и 1653 г., со­зван­ных для ре­ше­ния ост­рей­ших со­ци­аль­ных, пра­во­вых и внеш­не­по­ли­ти­че­ских про­блем. Од­на­ко затем созыв Зем­ских со­бо­ров был пре­кра­щен, и этот по­ли­ти­че­ский ин­сти­тут, а вме­сте с ним и режим со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии ушли в ис­то­ри­че­ское небы­тие.

Зем­ский собор

По мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков (Л. Че­реп­нин, К. Ба­зи­ле­вич, А. Мань­ков, Г. Та­ли­на), во вто­рой по­ло­вине XVII в. по­ли­ти­че­ский строй Рос­сии стал по­сте­пен­но эво­лю­ци­о­ни­ро­вать в сто­ро­ну аб­со­лю­тиз­ма. В ис­то­ри­че­ской науке до сих пор идет ожив­лен­ная дис­кус­сия по двум клю­че­вым про­бле­мам, свя­зан­ным с про­цес­сом ста­нов­ле­ния аб­со­лю­тиз­ма в Рос­сии:

1) на какой со­ци­аль­ной базе раз­ви­вал­ся этот про­цесс;

2) ка­ко­вы хро­но­ло­ги­че­ски рамки этого про­цес­са.

До недав­не­го вре­ме­ни спор по пер­вой про­бле­ме раз­ви­вал­ся ис­клю­чи­тель­но в рам­ках марк­сист­ской ме­то­до­ло­гии, и все со­вет­ские ис­то­ри­ки пы­та­лись обос­но­вать свою по­зи­цию, опи­ра­ясь на фор­ма­ци­он­ный под­ход. При этом одни ав­то­ры (С. Сказ­кин, Б. Порш­нев, В. Бу­га­нов) утвер­жда­ли, что аб­со­лют­ная мо­нар­хия воз­ни­ка­ет в пе­ре­ход­ные пе­ри­о­ды, когда ста­рые фе­о­даль­ные со­сло­вия при­хо­дят в упа­док, а из сред­не­ве­ко­во­го со­сло­вия го­ро­жан фор­ми­ру­ет­ся класс бур­жу­а­зии. А их оп­по­нен­ты (Н. Пав­лен­ко, А. Аврех) от­вер­га­ли тео­рию «рав­но­ве­сия сил» и за­яв­ля­ли, что фор­ми­ро­ва­ние аб­со­лют­ной (са­мо­дер­жав­ной) мо­нар­хии в Рос­сии шло ис­клю­чи­тель­но на базе гос­под­ства фе­о­даль­но-кре­пост­ни­че­ских от­но­ше­ний. В на­сто­я­щее время боль­шин­ство ав­то­ров (Н. Пав­лен­ко, Г. Та­ли­на) спра­вед­ли­во го­во­рят, что во­прос об усло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния аб­со­лю­тиз­ма в Рос­сии тре­бу­ет даль­ней­ше­го изу­че­ния, но уже сей­час можно ска­зать, что бес­по­лез­но ис­кать пред­по­сыл­ки ста­нов­ле­ния аб­со­лю­тиз­ма в эко­но­ми­че­ском ба­зи­се. По­ли­ти­че­ские при­чи­ны, в част­но­сти необ­хо­ди­мость борь­бы с внеш­ней угро­зой, и в этот раз сыг­ра­ли ре­ша­ю­щую роль в фор­си­ро­ван­ном утвер­жде­нии аб­со­лю­тиз­ма в стране.

По вто­рой про­бле­ме су­ще­ству­ет две ос­нов­ных точки зре­ния. Ряд ав­то­ров (С. Шмидт, Д. Аль­шиц) утвер­жда­ют, что аб­со­лют­ная мо­нар­хия стала ре­аль­но­стью уже во вто­рой по­ло­вине XVI в., в годы прав­ле­ния Ивана Гроз­но­го. Но боль­шин­ство ав­то­ров (Л. Че­реп­нин, Н. Пав­лен­ко, А. Мань­ков, Г. Та­ли­на) спра­вед­ли­во да­ти­ру­ют этот про­цесс вто­рой по­ло­ви­ной XVII в. — пер­вой чет­вер­тью XVIII в.

2. По­ли­ти­че­ский строй. На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния аб­со­лю­тиз­ма

Ос­нов­ны­ми ин­сти­ту­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Мос­ков­ско­го цар­ства в XVII в. были:

1) Го­су­дарь, царь и ве­ли­кий князь, ко­то­рый од­но­вре­мен­но яв­лял­ся гла­вой го­су­дар­ства, гла­вой фе­о­даль­ной иерар­хии, ад­ре­са­том по­да­тей, вер­хов­ным за­ко­но­да­те­лем и су­дьей, а также вер­хов­ным соб­ствен­ни­ком всей земли и двор­цо­вых (до­ме­ни­аль­ных) вот­чин. Про­цесс аб­со­лю­ти­за­ция вла­сти мо­нар­ха на­гляд­но вы­ра­зил­ся:

а) в из­ме­не­нии с 1654 г. цар­ской ти­ту­ла­ту­ры, в ко­то­рой стала особо под­чер­ки­вать­ся идея бо­же­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния цар­ской вла­сти и ее са­мо­дер­жав­ный ха­рак­тер — «Бо­жи­ей ми­ло­стью ве­ли­кий го­су­дарь, царь и ве­ли­кий князь всея Ве­ли­кие и Малые и Белые Русии са­мо­дер­жец»;

б) В за­креп­ле­нии в Со­бор­ном уло­же­нии 1649 г. жест­кой, вплоть до смерт­ной казни, уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за оскорб­ле­ние сво­и­ми дей­стви­я­ми или даже по­мыс­ла­ми пре­сти­жа цар­ской вла­сти, лич­но­сти го­су­да­ря и цар­ско­го двора.

. Текст Со­бор­но­го уло­же­ния

2) Бо­яр­ская дума, ко­то­рая, по мет­ко­му вы­ра­же­нию В. Клю­чев­ско­го, была «ма­хо­вым ко­ле­сом» всего го­су­дар­ствен­но­го ме­ха­низ­ма в Рос­сии, яв­ля­лась глав­ным со­ве­ща­тель­ным, за­ко­но­да­тель­ным и ис­пол­ни­тель­ным ор­га­ном вла­сти при го­су­да­ре. В ее со­ста­ве было че­ты­ре дум­ных чина: бо­ярин, околь­ни­чий, дум­ный дво­ря­нин и дум­ный дьяк. Два по­след­них чина, вве­ден­ных еще Ива­ном Гроз­ным, стали до­воль­но часто да­вать­ся пред­ста­ви­те­лям сто­лич­но­го и про­вин­ци­аль­но­го дво­рян­ства и вид­ным пред­ста­ви­те­лям цен­траль­но­го при­каз­но­го ап­па­ра­та. Дан­ное об­сто­я­тель­ство ряд ис­то­ри­ков (С. Пла­то­нов, В. Клю­чев­ский) трак­то­ва­ли как па­де­ние роли ро­до­вой ари­сто­кра­тии и уси­ле­ние вли­я­ния мос­ков­ско­го и про­вин­ци­аль­но­го дво­рян­ства в этом важ­ней­шем го­су­дар­ствен­ном ин­сти­ту­те, хотя ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (Г. Та­ли­на) от­ри­ца­ют этот факт.

Дру­гое нов­ше­ство ка­са­лось бес­пре­це­дент­но­го уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти Бо­яр­ской думы с тра­ди­ци­он­ных 25–30 до 90–95 дум­ных чинов. Как ло­ги­че­ское след­ствие этого про­цес­са обыч­ной прак­ти­кой во вре­ме­на Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча стало со­зда­ние су­ще­ствен­но более ком­пакт­ных (5–15 бояр) «Го­су­да­ре­вой ком­на­ты», «Ближ­ней думы» и «Ко­мис­сий на Москве», со­став ко­то­рых за­ви­сел ис­клю­чи­тель­но от лич­ной воли царя. Это об­сто­я­тель­ство, по мне­нию ис­то­ри­ков (Г. Та­ли­на), внес­ло рас­кол в неко­гда еди­ный клан ро­до­вой кня­же­ско-бо­яр­ской ари­сто­кра­тии и из­ба­ви­ло мо­нар­ха от необ­хо­ди­мо­сти со­гла­со­ва­ния сво­е­го по­ли­ти­че­ско­го курса со всем со­ста­вом Бо­яр­ской думы.

3) Зем­ский собор был об­ще­го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ства, со­сто­яв­ший из Бо­яр­ской думы, Освя­щен­но­го со­бо­ра и шести вы­бор­ных курий:

1) мос­ков­ских дво­рян;

2) мос­ков­ской при­каз­ной ад­ми­ни­стра­ции;

3) го­ро­до­вых уезд­ных дво­рян;

4) мос­ков­ской го­сти­ной и су­кон­ной сотен;

5) мос­ков­ских по­сад­ских тяг­ле­цов;

6) слу­жи­лых людей по «при­бо­ру», то есть ка­за­ков и стрель­цов.

Но с се­ре­ди­ны XVII в. этот го­су­дар­ствен­ный ин­сти­тут сна­ча­ла пе­ре­стал со­зы­вать­ся, а затем и вовсе пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние.

Надо ска­зать, что в оте­че­ствен­ной ис­то­ри­че­ской науке до сих пор про­дол­жа­ет­ся спор по трем клю­че­вым про­бле­мам:

1) ка­ко­ва была спе­ци­фи­ка Зем­ских со­бо­ров;

2) ка­ко­ва было роль Зем­ских со­бо­ров;

3) ка­ко­вы хро­но­ло­ги­че­ские рамки де­я­тель­но­сти Зем­ских со­бо­ров.

По пер­вой про­бле­ме ис­то­ри­ки и юри­сты раз­де­ли­лись на два ла­ге­ря:

а) одни (Б. Чи­че­рин, В. Сер­ге­е­вич) го­во­ри­ли об об­ще­ста­ди­аль­ном ха­рак­те­ре Зем­ских со­бо­ров, ко­то­рые ничем не от­ли­ча­лись от со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных учре­жде­ний ев­ро­пей­ских го­су­дарств;

б) дру­гие (В. Клю­чев­ский) стре­ми­лись до­ка­зать свое­об­ра­зие Зем­ских со­бо­ров и их тес­ную связь с на­ци­о­наль­ной поч­вой и «мир­ски­ми» тра­ди­ци­я­ми.

По вто­рой про­бле­ме суть раз­но­гла­сий со­сто­ит в сле­ду­ю­щем:

а) одни ис­то­ри­ки (С. Юшков, Л. Че­реп­нин, М. Ти­хо­ми­ров) утвер­жда­ли, что Зем­ские со­бо­ры были пол­но­цен­ны­ми ор­га­на­ми со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ства и иг­ра­ли су­ще­ствен­ной роли в опре­де­ле­нии по­ли­ти­че­ско­го курса стра­ны;

б) дру­гие ис­то­ри­ки (В. Клю­чев­ский, Н. Пав­лен­ко, Р. Скрын­ни­ков) по­ла­га­ли, что не сле­ду­ет пе­ре­оце­ни­вать роль Зем­ских со­бо­ров в ис­то­рии Рос­сии, по­сколь­ку, в от­ли­чие ана­ло­гич­ных ор­га­нов ев­ро­пей­ских го­су­дарств, они не вы­би­ра­лись и со­зы­ва­лись не ре­гу­ляр­но ис­клю­чи­тель­но по лич­но­му усмот­ре­нию царя и его бли­жай­ше­го окру­же­ния.

По тре­тьей про­бле­ме также су­ще­ству­ют две ос­нов­ных точки зре­ния. Одни ав­то­ры (Л. Че­реп­нин, В. Бу­га­нов) опре­де­ля­ли хро­но­ло­ги­че­ские рамки Зем­ских со­бо­ров 1549 –1682 гг., а их оп­по­нен­ты (Н. Пав­лен­ко) счи­та­ли, что хро­но­ло­ги­че­ские рамки Зем­ских со­бо­ров сле­ду­ет огра­ни­чить 1549–1653 гг., по­сколь­ку Зем­ские со­бо­ры 1662 г., 1681 и 1682 г. были всего лишь рас­ши­рен­ны­ми пра­ви­тель­ствен­ны­ми со­ве­ща­ни­я­ми, в ра­бо­те ко­то­рых при­ни­ма­ли уча­стие толь­ко члены Бо­яр­ской думы и Освя­щен­но­го со­бо­ра.

4) При­ка­зы. XVII в. по праву счи­та­ет­ся вре­ме­нем рас­цве­та при­каз­ной си­сте­мы рус­ско­го го­су­дар­ства. Это была до­воль­но за­пу­тан­ная и гро­мозд­кая си­сте­ма цен­траль­ных пра­ви­тель­ствен­ных учре­жде­ний, в ко­то­рой от­сут­ство­ва­ли как еди­ные прин­ци­пы их де­я­тель­но­сти, так и чет­кое рас­пре­де­ле­ние функ­ции между ними. Имен­но этим об­сто­я­тель­ством и объ­яс­ня­ет­ся труд­ность их клас­си­фи­ка­ции, но, по мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков (А. Леон­тьев, А. Мань­ков, Н. Пав­лен­ко), все при­ка­зы де­ли­лись на:

а) По­сто­ян­ные и вре­мен­ные. По­след­ние со­зда­ва­лись для ре­ше­ния кон­крет­ных задач, и пре­кра­ща­ли свое су­ще­ство­ва­ние по мере их ис­пол­не­ния, на­при­мер, При­каз бо­яри­на Н. И. Одо­ев­ско­го, со­здан­ный в 1648 г. для под­го­тов­ки Со­бор­но­го уло­же­ния.

б) По­сто­ян­но дей­ству­ю­щие при­ка­зы по при­зна­ку их под­чи­нен­но­сти де­ли­лись на го­су­дар­ствен­ные, двор­цо­вые и пат­ри­ар­шие:

а) Самой мно­го­чис­лен­ной груп­пой были го­су­дар­ствен­ные при­ка­зы, ко­то­рые по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку под­раз­де­ля­лись на об­ще­го­су­дар­ствен­ные (По­соль­ский, Раз­бой­ный, Стре­лец­кий) и об­ласт­ные (Си­бир­ский, Ма­ло­рос­сий­ский, Смо­лен­ский). При этом все об­ще­го­су­дар­ствен­ные при­ка­зы стро­и­лись по от­рас­ле­во­му прин­ци­пу. По­соль­ский при­каз ведал сно­ше­ни­я­ми с ино­стран­ны­ми дер­жа­ва­ми, Раз­ряд­ный при­каз от­ве­чал за сбор дво­рян­ско­го опол­че­ния и на­зна­че­ние на во­ен­ные долж­но­сти и посты, При­каз боль­шой казны управ­лял ка­зен­ной про­мыш­лен­но­стью и тор­гов­лей, По­мест­ный при­каз за­ни­мал­ся во­про­са­ми по­мест­но­го зем­ле­вла­де­ния и ре­ги­стра­ци­ей зе­мель­ных сде­лок дво­рян, Раз­бой­ный при­каз вы­пол­нял функ­ции уго­лов­но­го сыска и след­ствия, Стре­лец­кий, Пуш­кар­ский, Ино­зем­ный, Рей­тар­ский и Ка­за­чий при­ка­зы ве­да­ли раз­лич­ны­ми ро­да­ми войск и слу­жи­лы­ми лю­дь­ми «по при­бо­ру» и т. д.

б) Двор­цо­вые при­ка­зы ве­да­ли об­шир­ным хо­зяй­ством са­мо­го царя и его до­мо­чад­цев. Среди них пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние имел При­каз боль­шо­го двор­ца, ко­то­рый управ­лял цар­ски­ми вот­чи­на­ми, Ка­зен­ный при­каз ведал хра­не­ни­ем ве­ще­вой казны, в том числе мяг­кой рух­ля­ди (мехов), Ко­ню­шен­ный при­каз рас­по­ря­жал­ся цар­ским вы­ез­дом, Цар­ская ма­стер­ская па­ла­та — цар­ским гар­де­робом и т. д.

в) Пат­ри­ар­шие при­ка­зы ве­да­ли хо­зяй­ством пат­ри­ар­ха и во­про­са­ми его лич­но­го обес­пе­че­ния. Среди них важ­ней­ши­ми счи­та­лись Пат­ри­ар­ший двор­цо­вый при­каз, управ­ляв­ший вот­чи­на­ми главы Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, и Пат­ри­ар­ший ка­зен­ный при­каз, ве­дав­ший лич­ны­ми нуж­да­ми пат­ри­ар­ха.

Шифр аген­тов Тай­но­го при­ка­за

Осо­бое место в си­сте­ме цен­траль­но­го управ­ле­ния за­ни­ма­ли При­каз тай­ных дел и При­каз счет­ных дел. Пер­вый, ко­то­рый воз­глав­ля­ли Ф. М. Рти­щев и Д. М. Баш­ма­ков, осу­ществ­лял кон­троль за де­я­тель­но­стью всех осталь­ных при­ка­зов, а вто­рой осу­ществ­лял кон­троль за рас­хо­до­ва­ни­ем го­су­дар­ствен­ных средств. При этом оба при­ка­за на­хо­ди­лись в ис­клю­чи­тель­ном ве­де­нии царя и не под­чи­ня­лись Бо­яр­ской думе. Все при­ка­зы воз­глав­ля­лись су­дья­ми и дья­ка­ми, мно­гие из ко­то­рых были чле­на­ми Бо­яр­ской думы, а при­каз­ной ап­па­рат со­сто­ял из по­дья­чих, число ко­то­рых за 100 лет вы­рос­ло с 850 до 2750 че­ло­век.

5) Мест­ное управ­ле­ние. Вто­рая по­ло­ви­на XVII в. стала вре­ме­нем ко­рен­ных из­ме­не­ний в си­сте­ме уезд­но­го управ­ле­ния стра­ной. На смену вы­бор­ным зем­ским долж­ност­ным лицам — го­ро­до­вым при­каз­чи­кам и губ­ным ста­ро­стам — при­шел ин­сти­тут во­е­вод­ства, в руках ко­то­ро­го была со­сре­до­то­че­на вся пол­но­та вла­сти на ме­стах. По тра­ди­ции, уезд­ны­ми во­е­во­да­ми на­зна­ча­лись от­став­ные дво­ряне, по­лу­чив­шие се­рьез­ные ра­не­ния в по­хо­дах и не спо­соб­ные в силу этого об­сто­я­тель­ства нести рат­ную го­су­да­ре­ву служ­бу. Во­е­вод­ская долж­ность была «ко­рыст­ной», то есть не опла­чи­ва­лась го­су­дар­ством, по­это­му во­е­во­ду и его че­лядь со­дер­жа­ло мест­ное на­се­ле­ние: при вступ­ле­нии в долж­ность он по­лу­чал «въез­жий корм», к празд­ни­кам — при­но­ше­ния, а от че­ло­бит­чи­ков — под­но­ше­ния.

Все де­ло­про­из­вод­ство в 250 во­е­вод­ских кан­це­ля­ри­ях («при­каз­ных», или «съез­жих» избах) вели осад­ные, объ­ез­жие, ка­бац­кие и иные го­ло­вы, общая чис­лен­ность ко­то­рых к концу XVII в. со­став­ля­ла около 2000 че­ло­век. Кон­троль за де­я­тель­но­стью во­е­вод был крайне сла­бым, что спо­соб­ство­ва­ло про­цве­та­нию про­из­во­ла, мздо­им­ства и дру­гих тяж­ких зло­упо­треб­ле­ний, осо­бен­но в от­да­лен­ных уез­дах стра­ны.

Во вто­рой по­ло­вине XVII в. даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют во­ен­но-ад­ми­ни­стра­тив­ные окру­га — раз­ря­ды, ко­то­рые со­зда­ва­лись в по­гра­нич­ных (Бел­го­род­ском, Смо­лен­ском, Во­ро­неж­ском) уез­дах стра­ны. Во­е­во­да­ми раз­ря­дов, как пра­ви­ло, на­зна­ча­лись бояре, ко­то­рым под­чи­ня­лись уезд­ные во­е­во­ды. Права и обя­зан­но­сти «раз­ряд­ных» во­е­вод не были четко опре­де­ле­ны, но их глав­ная за­да­ча со­сто­я­ла в мо­би­ли­за­ции сил для от­по­ра внеш­не­му врагу.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=raKK9CuilXE

Файлы